Подмосковные власти хотят начать строить платные дороги уже в следующем году. Стоимость проезда по ним будет доходить до 5 рублей за километр. Правозащитники опасаются, что, увлекшись строительством платных трасс, власти забудут о дорогах общего пользования, которые и сейчас находятся в запущенном состоянии. Строительство платных дорог в Подмосковье планируется начать уже в 2008 году, сообщил в пятницу министр транспорта Московской области Петр Кацыв. Как рассказал "Газете. Ru" замначальника управления взаимодействия по развитию федеральных транспортных систем подмосковного минтранса Анатолий Самошин, в первую очередь речь идет о скоростной трассе "МоскваСанкт-Петербург" ("Столица"). Платная трасса начнется на МКАДе в районе Бусиновской развязки (левый берег Химок), дальше выйдет на Шереметьево, пересечет малую бетонку перед Солнечногорском и дальше пойдет параллельно уже имеющейся трассе. Таким образом проектировщики хотят избежать пробок в узком "горлышке" Химок. Длина платной Ленинградки составит около 650 километров, а средняя скорость движения, по замыслу авторов проекта, 150 кмч. Для начала строительства готовы почти все бумаги проект прошел все стадии согласования и уже принят правительством РФ. Чиновники уверены, что, как только будет готова конкурсная документация и будет объявлен тендер, инвесторы, в том числе иностранные, налетят на него, как мухи.
И это неудивительно.
Рассказывая о платных дорогах, Кацыв заявил, что автомобилисты за проезд по Подмосковью будут платить от 1 до 5 рублей за километр. Эти деньги будут собирать концессионеры, которые согласятся вложиться в строительство дорог на условии, что правительство отдаст им эти трассы на откуп на несколько десятилетий. Причем ни в Европе, ни в США такие выгодные условия инвесторам не предлагают. Например, в Италии за 700 километров платной дороги МиланНеаполь автомобилисты платят 40 (1384 рублей), то есть почти 2 рубля за километр. А в Штатах проехать 200 км по платной автостраде New Jersey Turnpike обойдется в $6, 45 (170 рублей) меньше рубля за километр. А если платить специальной карточкой EZ-Pass, то еще дешевле: когда дорога свободна, проезд обойдется в $4, 85, а в час пик или в выходные $5, 45. В Германии и Англии на таких условиях отбивать инвестиции в дороги вообще не получится. Немцы до сих пор не хотят вводить плату за проезд для своих автомобилистов. Правда, такой план разрабатывается, но предполагается, что платить будут только грузовики. Английское правительство в 2005 году отказалось от введения платы за дороги. Сейчас ближайший срок, когда ее, возможно, решат ввести, 2013 год.
Правозащитники уверены, что чиновники, развивая сеть платных дорог, окончательно забросят бесплатные. "Опасения вызывает то, что с появлением хороших "платников" чиновники забудут о ремонте и строительстве бесплатных. Часть населения не будет пользоваться платными трассами ни при каких обстоятельствах, потому что им это не по карману, заявил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. И тогда все, у кого не будет 500 рублей за 100 км, через несколько лет будут вынуждены стоять в многочасовых пробках на тех самых раздолбанных 2-полосных шоссе, проходящих через деревни, которые не справляются и с сегодняшним потоком автомобилей".
Примечательно, что чиновники хотят сделать платными и уже существующие дороги. Так, уже давно существуют планы по установлению платы на подмосковном участке федеральной трассы "Дон". Эта автомагистраль построена в обход крупных населенных пунктов и считается одной из лучших в Подмосковье. А объезжать платную трассу предлагается по старому Каширскому шоссе, которое дорожники обещают починить. По словам Самошина, пока согласование запаздывает. Возможно, в минтрансе ждут, когда Госдума утвердит хотя бы один из находящихся сейчас на рассмотрении законопроектов "Об автомобильных дорогах" и "О платных автомобильных дорогах", в которых разрешается делать платной уже построенную на деньги налогоплательщиков дорогу. Тогда концессионеру, которому отдадут новую Каширку, для того, чтобы начать собирать деньги за проезд, будет достаточно нанести свежую разметку и залатать трещины в дорожном покрытии, то есть произвести реконструкцию.
Помимо этих двух федеральных дорог, инвесторов пустят и на другие направления. Одно из них северный обход в Одинцово. "В Москве он выйдет из Молодогвардейской улицы, обойдет Немчиновку, Трехгорку, Северное Одинцово, Красногорское. Проект этой трассы уже утвержден правительством Москвы, и к 2008 году ожидается начало строительства этой трассы", заявил Самошин. Также транспортники хотят построить платный объезд пробок на юге Подмосковья, так как там выехать в область практически невозможно все вылетные трассы плотно забиты транспортом. Новая дорога начнется на 33 км МКАДа в районе Варшавского шоссе и пойдет в обход Люберец, Железнодорожного, Реутова, Балашихи в Ногинск, а оттуда в Орехово-Зуево. Еще одна платная дорога появится в Красногорске и соединит Волоколамское и Рижское шоссе. Эти трассы должны начать строить в 2009-2010 годах.
Кроме того, минтранс Московской области тогда же обещает начать строительство двух бесплатных дорог от МКАДа в область: одна трасса до Белой дачи, другая по направлению на Дзержинский и Лыткарино. Правда, транспортники не исключили, что и эти дороги со временем станут платными. "Теоретически это возможно", сказал "Газете. Ru" представитель минтранса.