Black_
История ниндзя
Понимание человеческих мыслей и контроль над ними — вот секрет стратегии ниндзя.
Дакуан, аниме “Манускрипт ниндзя”
— Ага! Ниндзя-пицца!
— А почему “ниндзя”?
— Потому что она исчезает — быстро и бесследно.
Диалог Микельанджело и Донателло, мультфильм “Черепашки-ниндзя”
Маленький человек в облегающей черной одежде перелезает через гладкую стену замка, бесшумно убивает охрану веером “звездочек”, несколькими взмахами меча отправляет на тот свет самых опытных самураев, тыкает пальцем в особую точку на теле сегуна, от чего тот умирает на месте, сбегает по крышам от преследующих его солдат, прыгает с огромной высоты в зимний сад, при помощи магического зелья создает вокруг себя непроницаемую дымовую завесу и, легко отталкиваясь от лепестков сакуры, растворяется в ночи.
Примерно такое описание ниндзя можно встретить в большинстве современных художественных источников. Специалисты устало пожимают плечами, разумные люди берут учебники истории, а доверчивые охотно верят в героический образ всесильных воинов-невидимок.
Отверженные
Если говорить о боевых искусствах Востока, то трудно представить себе тему более избитую и, в некоторым смысле даже опошленную, чем ниндзя. Их называют по-разному: благородными воинами, опустившимися самураями, людьми со сверхспособностями, членами тайных мистических обществ — в общем, есть где не только разгуляться воображению, но и окончательно запутаться.
Фактов о ниндзя сохранилось куда меньше, чем слухов и легенд — пускай даже древних. Из фильмов и книг может показаться, будто этих ребят в крутой черной одежде можно было встретить по всей Японии едва ли не на каждом углу. Однако на самом деле их было сравнительно немного, они не любили афишировать свою работу и в конечном итоге исчезли из истории, будто их вовсе не было.
Два иероглифа ниндзюцу.
Термин “ниндзя” появился примерно 800 лет назад от японской фразы “шиноби-но моно” (приблизительно — “тот, кто скрыт”, или “тот, кто терпит”), которая, будучи записанной иероглифами, звучала как “нин-дзя”. Изредка ниндзя называли китайским термином “линь куэй” — “демоны леса”, поскольку считалось, что ониобладают нечеловеческими силами.
Зарождение ниндзя началось в конце периода Хэйан (794—1185). В 1184 году, во время войны между кланами Тайра и Минамото, полководец Минамото Йошинака захватил столицу Киото и провозгласил себя сегуном (военным правителем). Однако вскоре его атаковал двоюродный брат Йошицуне. Сегун был разбит на реке Удзи и погиб, когда его лошадь провалилась под лед замерзшего рисового поля.
Минамото Йошицуне и его слуга Бенкей наблюдают за цветением сакуры.
Один из его самураев — Дайсуке Нишина из деревни Тогакуре — скрылся в лесистых горах провинции Ига, основал там семейную общину и стал учить людей боевым искусствам, в частности — новому стилю Тогакуре-рю. Йошицуне пытался изловить мятежного самурая и его сообщников, однако вскоре сам был свергнут своим братом Йоритомо и поступил точно так же: бежал, скрывался, собрал вокруг себя крестьян и стал обучать их другому стилю — Йошицуне-рю.
Процесс выделения ниндзя в особый социальный слой происходил одновременно со становлением самурайского сословия. Яростные междоусобные войны и частая смена правителей приводили к тому, что ронины (самураи, не имеющие хозяина) оседали в труднодоступных горных районах Ига и Кога, где впоследствии сформировались две основные школы ниндзя. Как и самураи, эта каста первоначально пополнялась не только профессиональными военными, но также охотниками, крестьянами и даже бандитами. Находясь в положении изгнанников, не имея ни больших армий, ни реальной политической власти, разрозненные группы ниндзя сосредоточились на выживании, шпионаже, диверсиях и точечных военных операциях. Они охотно помогали правителям в их распрях и постепенно превратились в наемников.
Гордые самураи относились к ниндзя презрительно, считали их отребьем — и это в каком-то смысле было правдой. На горные поселения наемников периодически устраивались облавы с повальным избиением стариков и младенцев, что побуждало ниндзя прибегать к еще более сильной конспирации.
Со временем доступ новым людям в горные общины был перекрыт — содружества вольных наемников превратились в секретные родовые сообщества высококлассных “спецназовцев”, разработавших свои уникальные методики тренировок — нинпо (духовная составляющая) и ниндзюцу (физическая составляющая).
Ниндзя получили отличную возможность развиться в относительно мирные периоды Камакура (1185—1333) и Муромати (1336—1573). В период Сенгоку, длившийся до 17 века, Японию охватила затяжная гражданская война. Это было время расцвета ниндзя. Большинство крупных правителей — дайме (дословно — “громкое имя”) — имели подконтрольные кланы ниндзя, которые, фигурально выражаясь, были их глазами, ушами и кровожадными руками.
Возможно, некоторые кланы ниндзя даже стали правящими. Ходили слухи, что клан Санада во главе с Санадой Юкимурой состоял из ниндзя. В пользу этого говорит статистика: 300 воинов клана выдержали осаду сегуна Токугавы Хидетады, командовавшего пятидесятитысячной армией, — а ведь ниндзя лучше всех владели искусством защиты от внешних вторжений.
Великий сегун Токугава Иэясу активно покровительствовал ниндзя из Ига и Кога. Знаменитый ниндзя Хаттори Хандзо помог Иэясу скрыться в горах от преследовавшего его клана Ода, чем заслужил благоволение правителя. После этого ниндзя еще очень долго служили сегунату Токугава в качестве разведчиков.
Токугава Иэясу, поставивший ниндзя на службу сегунату.
С правителем Токугавой Иэмицу связана последняя зафиксированная в истории операция ниндзя во время осады замка Хара в Шимабаре (1637), где укрылись повстанцы — христиане, ронины и земледельцы. В разведывательный рейд ушло пять человек, а вернулось только двое — и это красноречиво говорит о риске, которому постоянно подвергали себя ниндзя.
К началу 17 века насчитывалось, по разным оценкам, около семидесяти кланов ниндзя.
После того, как сегунат Токугава стал стабильным, потребность в ниндзя отпала. При восьмом сегуне — Токугаве Йошимуне (1684—1751) — из ниндзя была образована секретная группа Онивабансю — телохранители и шпионы, которые ухаживали за садами в замке Эдо, подслушивая разговоры придворных. Горные лагеря и тренировочные центры постепенно закрывались, а сами ниндзя перебирались в города, выбирая мирные профессии.
Именно в период Эдо (1600—1867), когда страной правил сегунат Токугава, образ ниндзя был лишен атмосферы секретности, смягчен и романтизирован. Они стали героями многочисленных рассказов и пьес, где зачастую проявляли магические способности: делались невидимыми, призывали огромных демонических жаб, швырялись огненными шарами...
Кроме того, именно в этот период ниндзя по имени Фудзибаяши Сабудзи нарушил многовековое литературное молчание своей касты и написал книгу “Бансесюкай” — сборник мудрости, один из немногих более-менее достоверных источников информации о ниндзя, дошедших до наших дней.
После прихода к власти императора, в периоды Мэйдзи и Тайсе (1868—1926) началась активная индустриализация Японии. В страну приехало 3000 иностранных специалистов, японские студенты учились по всему миру, а экономика стала расти, как на дрожжах. Для ниндзя в этом новом, сумасшедшем мире попросту не оставалось места.
Если верить некоторым записям, последние ниндзя могли работать в японских посольствах за границей, однако как историческое явление они перестали существовать. Кое-что из их сложного искусства было взято на вооружение военными и полицией, кое-что перешло в область других боевых дисциплин.
Некоторые методы физических и духовных тренировок были сохранены и в первой трети 20 века стали преподаваться на коммерческой основе — сперва лишь японцам, а потом иностранцам. Нельзя сказать, что традиции были полностью утеряны, однако очевидно, что современные школы ниндзюцу имеют к древним японским шпионам очень отдаленное отношение.
Это интересно
* Инструмент, очень похожий на сюрикен, использовался плотниками для извлечения гвоздей из древесины — поэтому некоторые ниндзя успешно прикидывались представителями этой профессии.
* Иногда звучат предположения о том, что японский поэт и путешественник 17 века Мацуо Басе, знаменитый мастер трехстиший-хайку, был ниндзя. Возможно, это действительно так: Мацуо родился неподалеку от провинции Ига, в молодости работал телохранителем, постоянно передвигался по стране и потому имел возможность собирать самую разнообразную информацию, передавая ее в виде секретного кода — стихов.
* Многие инструменты ниндзя выглядели совершенно буднично. Например, информация от одного ниндзя к другому могла передаваться при помощи разноцветного (раскрашенного) риса игороми. Его зернышки — красные, черные, белые, желтые, голубые и иногда коричневые — разбрасывались на видном месте, причем определенные комбинации цветов означали послания собратьям: “Здесь все чисто” или “Впереди вражеская засада”.
Считалось, что для устрашения суеверных противников ниндзя использовали деревянные маски демонов Они, снабженные простейшими устройствами распыления горючей смеси — своеобразный мини-огнемет, создающий иллюзию огненного дыхания.