МОСКВА, 28 июня. Изменения в законодательство, предусматривающие ужесточение уголовной и административной ответственности за преступления на почве экстремизма, — это советский атавизм. Как передает корреспондент «Росбалта», такое мнение высказал сегодня журналистам зампред Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, комментируя соответствующий законопроект, который Госдума намерена рассмотреть в пятницу во втором чтении.

Свернутый текст

«Несмотря на ряд позитивных и разумных моментов, закон фактически превращает Россию в СССР в худшем смысле этого слова», — считает депутат. По его мнению, действующее законодательство в части противодействия и борьбы с экстремизмом «и так чрезмерно расширено». «В нем и сейчас содержатся нормы, которые остаются на толкование судей и следователей, — отметил Гудков. — Например, «публичное оправдание терроризма». По его словам, ни в одном нормативном документе такого определения не существует, и оно может толковаться «как угодно».

Депутат заявил, что принимаемые поправки «возвращают страну в преддверие 1937 года». «Прав был Оруэлл в своем бессмертном произведении «1984», что даже преступная мысль тоже является преступлением или «мыслепреступлением», за которое полагается «распыление», — подчеркнул Гудков.

По мнению Гудкова, предлагаемые изменения ставят под сомнение возможность высказывания критических замечаний в адрес представителей власти. «Также снимаются серьезные ограничения, защищающие права и свободу граждан, — подчеркнул депутат. — Этот закон фактически отменяет все ограничения по проведению «прослушки».

Поправки в ряд действующих законов в части усиления уголовной и административной ответственности за экстремизм Госдума приняла в первом чтении в мае этого года. В частности, согласно законопроекту, такие преступления, как хулиганство, вандализм, а также участие в массовых беспорядках, если они совершены по мотивам национальной, религиозной, социальной, идеологической или политической вражды, приравниваются к преступлениям экстремистской направленности и переходят в разряд тяжких и особо тяжких. Законопроектом предусматривается ужесточение административной ответственности за массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а также их производство и хранение в целях массового распространения. Для граждан штраф составит от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей либо арест до 15 суток, для должностных лиц — от 2 тыс. рублей до 5 тыс. рублей, для юридических лиц — от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток с конфискацией материалов и оборудования для их изготовления.

Согласно законопроекту, оперативные службы также получат право вести прослушивание телефонных разговоров лиц, которые, по их мнению, могут иметь отношение или располагать информацией о подготовке или совершении преступлений экстремистской направленности. При этом речь идет не только о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также о преступлениях средней тяжести, пояснили разработчики законопроекта.

Кто не с нами - тот экстремист...