О том, почему в России растут взятки, и как с этим бороться, «Росбалту " рассказал президент Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. В 1994-1997 гг. он был помощником президента РФ, а также являлся членом общественного экспертного совета Мирового банка по проблемам государственного управления и коррупции.
--------------------------------------------------------------------------------
- Георгий Александрович, вы считаетесь одним из главных экспертов по теме коррупции в России. Год назад произошли громкие коррупционные скандалы, которые стали поводом для отставки руководителя таможни и некоторых его замов. Какие можно подвести итоги по прошествии года?
- Я еще когда происходили эти отставки говорил, что никаких скандалов не будет, что коррупция тут не причем. Шла борьба за контроль над очень доходной кормушкой под названием таможня. Вот и все. И мы сегодня имеем экспериментальное тому подтверждение — новых дел не возникло.
Новое руководство во главе с Бельяниновым пришло под лозунгом борьбы с коррупцией. Но эта борьба выражается только в том, чтобы поменять всех руководителей и поставить других. Это не серьезно. Где гарантия, что новое руководство будет лучше старого? К тому же, система все равно перемалывает людей, это совершенно очевидно.
Самое важное в борьбе с коррупцией — это устранение причин, порождающих эту коррупцию. Но меры системного характера не принимаются. Так что вся эта история с отставками на таможни обернулась фарсом.
- А что сегодня происходит с коррупционными делами? Ведь серый импорт только растет.
- Сейчас коррупционные дела, которые на слуху, или доводятся до следствия, или о которых пишут – это все дела прошлых лет. Новых нет. Какие крупные задержания? Где контрабандные телефоны, компьютеры и так далее? Перспектива нулевая.
- А почему эта тем не выносится на общественный уровень?
- Безусловно, все эти вопросы надо поднимать на общественном уровне. Ведь сейчас нет слушаний в Госдуме, правительстве о том, что действительно происходит на таможне. Система становится все более и более закрытой для общества. Национальный антикоррупционный комитет несколько лет назад выдвигал свои предложения, и было довольно серьезное сотрудничество. Но потом постепенно чиновники все больше закрывалась, и сейчас к такому диалогу они не готовы.
- А как обстоят дела с борьбой с контрафактом? Это же одно из самых главных условий вступления в ВТО…
- Ну, для этого просто нужно посмотреть, как на каждом углу у нас торгуют пиратскими дисками. И сразу становится ясно, какие здесь успехи. Надо понимать, что торговля контрафактом — это сверхдоходный теневой бизнес, доходы от него сравнимы с доходами от продажи наркотиков. И этот бизнес у нас крышуется и контролируется чиновниками. Он не может существовать сам по себе. Прикрыть его очень просто, но его не прикрывают потому, что этот бизнес находится в альянсе с чиновниками. И, соответственно, никакой реальной борьбы с контрафактом не происходит.
- А сколько сейчас дают на таможне взяток?
- Средний размер взятки на таможне вырос минимум раз в десть. Это касается в целом и деловой коррупции. А вот количество бизнеса, которое взаимодействует с таможней, уменьшилось за счет укрупнения компаний и вымывания мелких игроков с рынка. Общей же доход с коррупции в таможне вырос в несколько раз. Это бесспорно.
- А что вообще произошло с коррупцией в России с 2000 года? Владимир Путин в нескольких своих посланиях прямо объявлял коррупцию главной грозой для России...
- Она резко выросла и приобрела совершенно открытые и наглые формы. За 2001-2005 годы в относительных цифрах средний размер взятки вырос в семь раз. А общий валовой сбор объем коррупционного рынка вырос — где-то раз в пять.
- А с чем связано увеличение размера взятки?
- Всему виной безнаказанность, монопольность бюрократии. Это приводит к тому, что чиновники легко поднимают цены. Представьте себе, что, например, ваш сын должен идти в Чечню или в ВУЗ, и вам его надо любой ценой спасти. Вы заплатите за это взятку? В военкомате это прекрасно понимают и поэтому легко поднимают ставки.
- А что касается взяток в сфере образования?
- Объем взяток в этой сфере превышает средства, выделенные на образование в федеральном бюджете. Сейчас в России дают взяток в этой сфере больше, чем на миллиард долларов. То есть фактически люди сами инвестируют в сохранение образования.
- Как же тогда бороться с коррупцией в России?
- Нужно создать условия, при которых появляется шанс на ограничение коррупции. Это, в общем-то, довольно банальные политические условия. Во-первых, нужна политическая конкуренция, так как без нее бессмысленна борьба с коррупцией. Во-вторых, необходимо покончить с непрозрачностью власти. И, в-третьих, необходим общественный контроль — прежде всего, через независимые СМИ. Без независимых СМИ все это бессмысленно. Только при таких условия можно будет рассчитывать на успех.