А нам Жанна д'Арк запомнилась в образе, который создала блистательная Инна Чурикова.
Кто и как подделывает святые мощи
На прошлой неделе в Россию привезли одну из главных святынь христианства - мощи апостола Луки. С 9 по 17 июня их выставляют в храме Христа Спасителя, а потом провезут по стране: С.-Петербург, Красноярск, Кемерово, Барнаул, Волгоград и Элиста. Один из 70 ближайших учеников Христа Лука известен как автор Евангелия и создатель первых икон с изображением Девы Марии с младенцем. До встречи с Христом Лука был врачом, потом получил от Иисуса дар изгонять бесов. И у него верующие сейчас часто просят избавления от болезней, особенно глазных, и о ясности и укреплении ума, о талантах к иконописанию. В Россию привезут череп апостола и евангелиста, который обычно хранится в одном из монастырей греческого Афона. Православная церковь именно эти мощи считает подлинными. Мы попытались разобраться: много ли в христианском мире столь же почитаемых святынь? Где они хранятся? А начать разговор решили с рассказа о том, все ли святыни являются подлинными. Ведь свои «черепа» апостола Луки есть не только у православных, но и у католиков. Более того, восемь монастырей и храмов в Европе заявляют, что именно у них хранятся настоящие останки этого святого.
Кошачьи кости
Орлеанскую деву, боровшуюся во Франции против захватчиков-англичан, в 1430 году взяли в плен и вскоре сожгли по приговору церковного суда как ведьму. Мол, заключила она договор с дьяволом. Однако еще через четверть века состоялся новый суд. Девушку посмертно реабилитировали, и стала она национальной героиней, символом независимости Франции. А в XX веке римско-католическая церковь пошла еще дальше - в 1920 году Жанну д’Арк канонизировали. И ее мощи были признаны святыми и чудотворными.
Разумеется, никакого нетленного тела воительницы не сохранилось. Ведь труп сожгли на костре - по некоторым летописям, огонь разводили трижды, чтобы полностью уничтожить тело. Но в 1867 году на чердаке одной из парижских аптек был обнаружен стеклянный сосуд с ярлыком: «Останки, найденные в костре Жанны д'Арк, Орлеанской девы». Якобы кто-то из сторонников Жанны пробрался на место исполнения приговора и уже после казни собрал останки, чтобы их похоронить. В сосуде были спрятаны: словно бы обугленный фрагмент человеческого ребра, осколок еще одной кости, деревянная щепа и фрагмент льняной ткани. С непонятной костью разобрались быстро - она оказалась берцовой кошачьей. Конфуз? Нет. В средние века обвиненных в колдовстве часто сжигали вместе с черными кошками. Могли палачи такую же подложить и в костер Жанны д’Арк.
Сейчас мощи являются собственностью епархии французского города Тур и до последнего времени считались одной из главных местных достопримечательностей. Однако были и скептики, сомневающиеся в подлинности реликвии. Поэтому в конце прошлого года католическая церковь скрепя сердце все же разрешила провести их научную экспертизу. 18 экспертов - историки, генетики, медики и криминалисты - изучали находку почти полгода и только сейчас выступили в журнале Nature с сенсационной статьей. Оказывается, «обугленное» ребро никогда не подвергалось воздействию огня, а льняная ткань была соткана минимум за... четыре тысячи лет до рождения Жанны д’Арк.
- Черноватое вещество, обволакивающее кость, не является продуктом горения, - говорит научный координатор группы исследователей криминалист Филипп Шарлье. - Кости пропитаны бальзамирующим составом, содержащим смолы, продукты растительного и минерального происхождения, ничего общего не имеющие с обгоревшими останками. А бальзамирующее вещество состоит из смеси древесных смол, битумов, малахита и гипса.
Да и материал, которым были обернуты мощи, эксперты определили как лен, обработанный по технологиям древних египтян. К тому же на нем была обнаружена пыльца сосен, которые в 1431 году в Нормандии еще не росли. А вот в Египте местные жители использовали сосновую смолу для мумифицирования умерших.
Заключение экспертов таково: «Останки представляют фрагмент некоей древнеегипетской мумии, датируемой приблизительно V - III веками до нашей эры, и Жанне д'Арк принадлежать не могут».
Объяснил Филипп Шарлье, как египетская мумия могла оказаться во Франции:
- В Средние века, еще с крестовых походов у европейских алхимиков, аптекарей была очень популярна идея использовать мумифицированные останки для изготовления различных настоек, эликсиров. Считалось, что такие настои излечивают от многих болезней и чуть ли не даруют вечную молодость.
Восемь черепов одного святого
В 1919 - 1920-х годах большевики начали в России мощную антирелигиозную кампанию. Было вскрыто множество рак и гробниц с мощами, которые считались нетленными. Вскоре в журнале «Революция и церковь» появился отчет VIII (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции о том, что в 63 склепах вместо чудодейственных мощей обнаружены фигуры из ваты и воска.
Конечно, эту историю, учитывая то, как новая власть ненавидела христианскую церковь, можно списать на фальсификацию. Но часто вскрытия проводились при скоплении прихожан, об этих событиях снимали кинохронику.
Дыма без огня не бывает? Ведь и известный французский археолог Мари-Людовик Лаланн еще в 1847 (!) году шутки ради подсчитал, что в разных церквях, приходах и монастырях Европы хранятся как святыни множество дубликатов мощей известных подвижников церкви. Например, 11 указательных пальцев Иоанна Крестителя, три трупа пророка Исайи или восемь черепов и 12 отрубленных рук и ног апостола Филиппа.
Поразмышляв над такой статистикой, и самый ревностный христианин может серьезно призадуматься.
Череп с надписью «Апостол Филипп» недавно можно было купить на интернет-аукционе.Российская подделка - череп апостола Филиппа
Мы уже писали, что недавно на одном из российских интернет-аукционов был выставлен «череп православного святого апостола Филиппа» (см. «КП» от 7 февраля с. г.). Продавец предполагал выручить за «товар» тысячу долларов. Сей гнусной историей заинтересовались в Русской православной церкви. Патриарх поручил викарию Санкт-Петербургской епархии архиепископу Тихвинскому Константину «проверить и не допускать кощунственную продажу святыни».
С помощью милиции удалось вычислить продавца и осмотреть «лот». Экспертизу останков провел государственный судебно-медицинский эксперт, доктор медицинских наук, профессор, заместитель начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области Юрий МОЛИН.
Официальное заключение
Принадлежность обсуждаемых костных останков мощам апостола Филиппа или другого известного древнего святого исключается в силу половых, возрастных особенностей и недавнего (не ранее XVIII века) происхождения.
Череп с инвентарным № 4337-371 и надписью «Св. Филиппъ Апост. На Нутне, 1899 г.» является частью коллекции новгородского краеведа археолога В. С. Передольского. Это находка, случившаяся при проведении земляных работ, в т. ч. на старых кладбищах, в Великом Новгороде. Храм Св. апостола Филиппа находится на Нутной улице. То есть на черепе было зафиксировано место находки. Всего из собрания археолога В. С. Передольского в Музей антропологии и этнографии в 1931 г. поступило 743 предмета. Во время перевоза «костных материалов» (около 300 000 единиц хранения) в 1995 - 1996 гг. в новое помещение на Васильевском острове были утрачены костные останки, о которых идет речь».
Оказалось, на аукцион выставили не кости апостола Филиппа, а останки обычного мирянина, захороненного на кладбище у церкви, возведенной в честь этого апостола. Необразованный продавец попросту не смог понять смысл надписи, сделанной археологами на костях. Впрочем, и это не уменьшает гнусность поступка по продаже человеческих останков на аукционе.
КОММЕНТАРИЙ ЦЕРКВИ
Доктор исторических наук диакон Василий (САЛЬНИКОВ):
- Почитание мощей зародилось еще в первые века христианства. Ведь апостол Павел говорил, что тело - «храм живущего в вас Святаго Духа», «вместе с душой и духом предназначено для Вечной жизни в Царстве Небесном». Безусловно, есть мощи, подлинность которых сомнению не подвергается. Но порой уже невозможно узнать правду. И православная церковь, и католическая периодически поднимают вопрос о «ревизии» мощей. За последние сто - двести лет к подобным находкам стали относиться более серьезно. Кстати, привлекая, как мы видим, специалистов разных областей науки.
Церковь не проявляет «нездорового» интереса к вопросу о нетленности. Тлеть или не тлеть мертвому телу, во многих случаях связано лишь с климатическими условиями места захоронения. Почитать можно и мумифицированные останки, и разрозненные кости.
А в случае с вскрытием якобы пустых рак большевиками в начале ХХ века... Раньше в России существовала традиция устраивать каркасы для святых мощей. Хранится, к примеру, в храме часть черепа или фаланга пальца почитаемого святого. Из воска или дерева изготавливался манекен, и святые мощи «встраивали» в нужные место: череп - в голову, палец - в руку. В конце XIX века Святейший Синод запретил подобную практику и постановил «убрать вставки». Но работа шла медленно, да и широко не освещалась, чтобы не смущать простой люд. До революции закончить не успели, а большевики использовали манекены как наглядную агитацию.