...И немного о рекламных рожах

Красный плакат при въезде в Москву ударил по глазам: «15 июня - денежная реформа».

И - все. Ни слова больше: так показалось за секунду, пока маршрутка проносилась мимо.

Осталось гадкое чувство тревоги, и, сколько я ни убеждала себя, что это трюк, рекламная уловка, «креатив» неведомого умника, ничто не помогало. Перед глазами мелькали давно (казалось бы) забытые картинки: гигантские очереди, лица испуганных родителей и деньги, которые назавтра должны были превратиться в фикцию... Прошло много лет (больше пятнадцати), но павловская реформа для меня до сих пор - квинтэссенция несправедливости. Глубокая детская травма, сказали бы психологи.

Подозреваю, что так не у меня одной - у тысяч. И вот кто-то воспользовался этими рубцами на памяти для извлечения коммерческой выгоды... Проявил чудеса тактичности.

Назавтра я вылезла из маршрутки и поковыляла по обочине; ну так и есть: под красным полем - подпись: «Торговый центр... такой-то». Я бросилась звонить туда - узнать, какого черта? Узнала: суровое извещение о народной беде дополнилось веселой картинкой о снижении цен на шашлыки.

...Специально подгадала, чтобы заметка вышла после обозначенной даты - чтоб не способствовать рекламной кампании, которую считаю неэтичной. Надеюсь на Федеральную антимонопольную службу, которая уже по крайней мере дважды запретила демонстрировать по ТВ рекламные ролики, будящие в людях низменные чувства.

Один призывал мужчин быть немытыми скотами и говорил при этом, «что они не виноваты ни в чем» (даже в появлении собственного потомства), другой утверждал звериное право молодого и сильного организма орать ночами с крыши через звукоусилитель, попирая интересы слабого пожилого «папашки», который в слезах кричит: «Звери!» - и хочет спать (рекламы пива и разных шипучек). Нынешний графический ряд, правда, будит страх и неуверенность, а вовсе не наглость...

ФАС разберется, а мы давайте с вами отметим удивительную вещь. Использование в рекламе плохого, шокирующего и отвратительного - уже не исключение. Все эти ехидные бородавчатые старухи («чьи-то тещи, которых не надо будет встречать», если перевести им через банк денег), хрестоматийная скабрезность «Сосу за копейки»...

Понятно, что успех рекламы зависит от ее необычности (отличности от повседневной жизни). Возможно также, что бомжи, криминал, вонючие помойки, давка в общественном транспорте, невыплаты зарплат и страх потерять с грехом пополам приобретенные ценности неведомы сотрудникам пиар-агентств и посетителям дорогих ресторанов. И в их сладкой жизни им хочется перчинки.

Лучше всех явление оценил один московский таксист. Напротив музея революции есть вывеска итальянского ресторана: девчонка корчит рожи, причем довольно отвратительные. Водила сказал: «От красоты-то, думают, устали люди. Решили нас уродством подкупить...»

А нам в нашей обычной жизни страха, уродства и грязи и так хватает. С избытком.
Ульяна СКОЙБЕДА   sam@kp.ru