Целью онлайн-исследования было выяснить, насколько хорошо потребители в различных странах мира понимают предназначение и обращают внимание на питательные вещества, информация о которых печатается на упаковке продуктов питания. Результаты демонстрируют, что российские интернет-пользователи значительно менее осведомлены в вопросах, связанных со здоровым питанием, по сравнению с жителями других стран. Россия оказалась на третьем месте в конце списка при ответе на вопрос «Насколько хорошо вы понимаете информацию о питательной ценности, указанную на упаковке продуктов?": 14% респондентов «совершенно ее не понимают», 53% понимают «лишь частично».

Свернутый текст

Для сравнения, в Европе только 6% интернет-пользователей не понимают информацию о питательной ценности, и 44% утверждают, что понимают ее практически полностью. Жители Канады и США кажутся наиболее образованными в этом отношении: 63% респондентов почти полностью понимают данные на этикетке, и лишь 3% совсем не понимают их.  «Результаты исследования говорят о необходимости образования потребителей в этой области. Высокий уровень понимания данных о питательной ценности продуктов, выявленный среди жителей скандинавских стран и Северной Америки, свидетельствует о положительном влиянии проводимых в этих странах кампаний о здоровом образе жизни и питании», — говорит Ольга Белова, руководитель подразделения потребительских исследований ACNielsen в России. — «Россияне, очевидно, заинтересованы в подобной информации — 29% опрошенных сказали, что они всегда обращают внимание на таблицу содержания питательных веществ на упаковке. Это довольно большой процент по сравнению со странами Европы, Азии и Северной Америки, где в среднем 18—22% интернет-пользователей говорят, что всегда читают эту информацию».

По данным ACNielsen, 38% интернет-пользователей в России обращаются к таблице питательной ценности, приобретая продукт впервые, 18% — когда у них есть на это время, 17% — когда покупают продукт для ребенка, и, на удивление, лишь 14% — находясь на диете или пытаясь сбросить вес. Только 8% респондентов ответили, что никогда не читают эту информацию. В то же время, в среднем 41% интернет-пользователей в Европе и Азии и 46% в Северной Америке заинтересованы в питательной ценности продукта, покупая его впервые.

Говоря об отдельно взятых показателях питательной ценности, россияне проявляют заинтересованность, в основном, в содержании калорий и консервантов. Они значительно менее озабочены содержанием жиров, чем жители Западной Европы, Азии, Северной или Латинской Америки: только 35% интернет-пользователей в России проверяют содержание жиров в продуктах питания по сравнению с 60% в Дании, Греции и Мексике или средним показателем 49% по всем странам. Что касается таких ингредиентов, как сахар, красители и пищевые добавки, Россия относится к наименее заинтересованным странам.

Российские интернет-пользователи, наряду с французами, швейцарцами и японцами, меньше всех остальных понимают разницу между насыщенными и ненасыщенными жирами — более половины респондентов не могут отличить одно от другого. С другой стороны, россияне отличаются самым высоким уровнем потребления фруктовых соков с витаминами и питательными добавками. Половина респондентов заявляют о том, что они регулярно покупают такие соки, что вдвое превышает аналогичный показатель среди европейцев (26%). Также, 80% респондентов говорят о том, что регулярно или время от времени покупают био-йогурты: этот результат вновь превышает средне-европейский показатель, но, к удивлению, отстает от аналогичного показателя в Китае, Корее и Тайване, где более 90% респондентов покупают этот продукт.

Знание и регулярное приобретение других «здоровых» продуктов питания находятся в России на относительно низком уровне. Несмотря на то, что почти половина респондентов периодически покупают хлеб или молоко с добавками, продукты с высоким содержанием клетчатки и цельного зерна, соль с повышенным содержанием йода или масло/жиры с пониженным содержанием холестерина, большинство из них не потребляет эти продукты регулярно. Соевое молоко является наименее популярным из «полезных» продуктов: 61% респондентов говорят, что никогда его не пробовали.

Согласно выводам исследования, основная причина заключается в том, что российские потребители не верят в пользу вышеназванных продуктов для их здоровья, за исключением соков. Другой причиной является непривлекательный вкус «здоровых» альтернатив. «У производителей есть отличная возможность заняться сегментом продуктов питания с полезными добавками и преодолеть неприятие потребителей, работая над вкусом и информируя покупательскую аудиторию о преимуществах этих продуктов. Наше исследование показывает, что большинство потребителей в мире не сомневаются в высоком качестве «здоровых» продуктов, и лишь 13% в среднем считают их слишком дорогими», — говорит Ольга Белова.

Вера в пользу так называемых «органических» продуктов питания значительно выше, однако, высокая популярность органических продуктов в развитых странах пока не достигла России. «У нас их практически не найти в рознице, и потребители мало осведомлены о них», — говорит Белова.

Аналогичная ситуация характерна для Польши, Португалии, Испании и Греции, и разительно отличается, например, в Скандинавии. Однако, большая часть европейских интернет-пользователей (43%) предпочитают не покупать органические продукты из-за их высокой стоимости.

Как сообщается в пресс-релизе ACNielsen, в ходе волны исследования, проведенной в мае 2005 года, было опрошено более 21 100 человек в 38 странах на всех континентах, в возрасте старше 16 лет, пользующихся интернет не реже одного раза в неделю.

Справка

Органические продукты — продукты с пометкой «органические» на упаковке, выращенные/произведенные без добавления пестицидов, удобрений, гормонов роста, антибиотиков, генетически не модифицированные, произведенные с использованием экологически безопасных технологий.

Компания ACNielsen входит в состав медиа-информационного концерна VNU и является мировым лидером в области маркетинговых исследований. ACNielsen осуществляет измерение и анализ динамики товарных рынков, а также исследования поведения и предпочтений потребителей более чем в 100 странах мира.