ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Чайный домик » Религия и легенды Древней Греции


Религия и легенды Древней Греции

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

На территории Балканского полуострова до появления эллинов обитали пеласги — народ, говоривший на языке, родственном эллинскому, но обладавший более высокой культурой, более развитыми представлениями о богах.

У пеласгов не было ни пирамид, ни грандиозных храмов, подобных египетским, месопотамским или ханаанским, но у них уже существовали оракулы (святилища, где давались предсказания от имени того или иного бога), которых они вопрошали о воле богов.
Пеласги были первыми, кто на земле Эллады оказал серьёзное влияние на религиозные представления народов, впоследствии принявших общее имя — эллины.

С крушением египетского владычества под натиском кочевников и «народов моря» на восточном побережье Средиземного моря политическую независимость от Египта обретают города, населённые финикийцами. Начавшаяся в конце II тыс. до н. э. грандиозная финикийская колонизация наряду со Средиземноморским побережьем Африки и Иберии (Испании) затронула также острова и полуострова, занятые эллинами. Согласно эллинскому преданию, ещё во II тыс. до н. э. выходец из Финикии Кадм поселился в Средней Элладе, став основателем Кадмеи — будущих Фив, великого эллинского города. Из посеянных Кадмом зубов дракона вышли вооружённые богатыри-спарты. Они считались первопредками фиванских аристократических родов, освоивших искусство письма и рудное дело.

Легенда о Кадме нашла подтверждение в финикийском происхождении греческого алфавита, в восточных памятниках, обнаруженных во время раскопок Кадмеи, в культе ряда эллинских богов и героев, за которыми скрываются финикийские прототипы. Так, за подвигами эллинского бога-героя Геракла обнаруживаются деяния финикийского божества Мелькарта, героя времён колонизации, достигшей в XII в. до н. э. пролива, отделяющего Средиземное море от океана. Финикийцы называли этот пролив Столбами Мелькарта, эллины подменили Мелькарта Гераклом.

0

2

Наравне с дикими племенами греки в древнейшие времена считали, что самый приятный дар для богов — человеческое жертвоприношение. Следы этих воззрений сохранились в Греции до очень поздней эпохи. Более того, известно о регулярных человеческих жертвоприношениях в историческую эпоху. На острове Родос ежегодно убивали человека на алтаре Кроноса. Подобные обычаи существовали и в Афинах, вероятно, до 5 века. По мере развития цивилизации эти  первобытные обычай смягчались. Так, на острове Левкад ежегодно в праздник Аполлона, для того чтобы очистить весь народ, сбрасывали со скалы в море одного преступника; однако под скалой ждали спасательные лодки — человека вылавливали из воды и обрекали на изгнание. На острове  Тенедос жрецы Диониса выкармливали красивую корову а когда она приносила теленка, ему на копыта надевали башмачки и приводили, словно ребенка, к алтарю бога, где его закалывали. В этом обряде теленок заменял жертвенного ребенка, которого прежде Дионис требовал от жителей Тенедоса.

0

3

Самым ценным проявлением милости богов греки считали предзнаменования и прорицания оракулов. Прорицатели и прорицательницы — люди, которых боги одарили особыми способностями и прозорливостью, — толковали различные знамения: полет птиц, удар молнии, неведомые голоса, неожиданные встречи, движения, цвета, расположение внутренностей жертвенных животных. Во всем этом проявлялась воля богов. Иногда же бог вещал прямо устами своих жрецов, и тогда в его храме появлялся оракул. Самым прославленным эллинским оракулом был дельфийский.

Близко к искусству прорицания стояла магия. В древнейшие времена она так смыкалась с религией, что отделить одну от другой было невозможно. Позднее связующие узы ослабли, и магия стала чуждой, если не враждебной религии. В религии главным является моление, то есть просьба. В магии же имели значение не просьбы, а решительное требование, акт воли, приказ. Чародей отдавал приказания покорны м ему естественным и сверхъестественным существам. . Богиней чар была таинственная, зловещая Геката, которая давала чародею власть над силами природы и знание волшебных трав.

Тогда верили, что чародей может сделать все: опустить месяц на землю и летать по воздуху, вызывать духов и отвращать ветер, ходить по воде и пробуждать любовь в равнодушных сердцах. Кто желал успешной охоты или рыбной ловли, кому нужен был дождь на поле, кто искал удачи в лошадиных скачках, тот шел к чародеям. Они занимались своим ремеслом согласно извечным правилам, заговаривали лекарства и раздавали амулеты. Все это происходило как во времена полуварварские, так и в эпоху расцвета цивилизации а к концу древности вера в магию стала всеобщей и такой сильной, как, может быть, никогда прежде.

0

4

Боги меняются  сообразно тому, как изменяются верующие. По мере развития греческой цивилизации боги все более облагораживались. Подлинным создателем религиозной системы, подчинившим большую и беспорядочную массу богов определенному порядку, опирающемуся на их родословные и семейные отношения, был Гомер, создатель «Илиады» и «Одиссеи» (IX—VIII вв. до н.э.). Религия Гомера была новостью, переворотом. Она коренным образом отличалась не только, от древнейшей греческой религии, но и от верований греков в более поздние времена.

Боги Гомера — это попросту бессмертные люди, одаренные неземной красотой и силой. Каждый из них имеет собственное имя и черты, присущие только ему. Отличаются они друг от друга полом, возрастом, характером и сферой власти, а все вместе образуют большую семью или, скорее, государство во главе с монархом Зевсом, который распоряжается всеми сферами: небом, землей, морем и подземным царством. Таким образом, Гомер навсегда закрепил антропоморфический, то есть представленный - в человеческом облике характер греческих богов.

Однако сам Гомер, который первобытные религиозные представления заменил более цивилизованными, в свою очередь, оказался перед судом умов более зрелой культуры. Первым с критикой религии Гомера выступил поэт и философ Ксенофан из Колофона (ок. 570— после 478 гг. до н. э.). Ксенофан провозглашал веру в единого бога:

Бог есть единый из всех —
и богов, и людей
                            величайший,

Ни своим видом на смертных,
ни духом своим
                            не похожий.

0

5

Ведя разговор религии древних греков, нельзя не упомянуть и о том, что именно в Древней Греции зародилось понятие атеизма (от греческого «а»— частица отрицания и «теос» бог, то есть буквально: безбожие) — системы взглядов, отрицающей веру в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир, в воскресение из мертвых и вообще в религию в целом. Атеисты утверждали научный взгляд на природу и общество, освобождая, таким образом, человека от заблуждений и предрассудков. Недаром первыми стихийными атеистами стали первые философы Древней Греции Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, считавшие, что в основе мира лежит материальное начало, что мир вечен, не создан никем из богов, не нуждается ни в каком творце.

Ксенофан отрицал идею божественного творения, он подчеркивал, что не бог создал человека, а человек создал бога по своему образу и подобию.

Другой философ, Демокрит, отрицал бессмертие души, усматривая причину возникновения религии и религиозных верований людей в страхе перед небесными явлениями- громом, молнией, солнечными затмениями и т. п.

Эпикур считал основной причиной возникновения веры в богов страх перед смертью. Эпикур был, пожалуй, величайшим атеистом древности. Эту славу он заслужил, всесторонне разработав, опираясь на философское наследие Демокрита, атеистическое мировоззрение. Исходный пункт учения Эпикура: «Ничто не происходит из несуществующего; если бы это было не так, то все происходило из всего...» Отсюда следует вечность Вселенной, исключающая ее сотворение богами, и отрицание каких-то сил, находящихся вне природы и способных на неё воздействовать Один из источников религии, по мнению Эпикура, - отсутствие знаний об устройстве мира. А величайший вред, причиняемый религией, он усматривает в том, что она делает людей несчастными, подавленными страхом за свою судьбу. Эпикур осуждает тех, кто .«оставляет область всякого научного исследования природы и опускается в область мифов». Научное исследование должно развеять загадки. Это исследование доказывает, что небесные светила так же материальны, как и земные тела, что движение светил, а также землетрясения, ураганы, гром, молнии - естественные явления, подчиненные законам природы, а не богам.

0

6

Учение о человеке — наиболее оригинальная часть орфической доктрины. Миф повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который пытался ускользнуть от них, принимая различные облики. Когда он обернулся быком, враги настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце — носитель Дионисовой сущности. Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а небесные громы спалили мятежников.

Свернутый текст

Из оставшегося пепла, в котором божеская природа была перемешана с титанической, возник человеческий род (12). Это означает, что человек искони был существом двойственным.

Здесь, несомненно, отразился опыт религии Диониса. В момент священного безумия человека подстерегало дремавшее в нем «титаново» начало. Именно оно приводило людей к озверению, и оно же безжалостно ввергало их в темницу тела. Трагическая дисгармония есть «многострадальных людей начало и первоисточник» (13). Блаженство человека — в крылатом парении духа, его несчастье — в подчиненности плоти.

Так в греческом сознании совершается переворот, и взгляд на природу человека приближается к индийским воззрениям. Если в гомеровские времена важнейшим считалось тело, а душу мыслили чем-то ущербным, нетвердым и слабым, то теперь именно она провозглашается высшим началом в людях, причастных Дионису (14).

А тело? «Сома — сема», тело — это гробница,— отвечали  орфики . Душа подавлена им и влачит в его тесных границах жалкое существование. Даже и в смерти не освобождается она от тисков титановой природы. Эта низменная природа заставляет душу вновь возвращаться на землю, и нет конца страданиям духа — дионисовой искры.

Перед нами редчайшая среди мировых религий параллель индийской «сансаре». В орфическом метемпсихозе, учении о переселении душ, есть даже нечто сходное с концепцией Кармы (15). Говорили, что перевоплощениями людей руководит Дике, высшая Справедливость. Философ Эмпедокл, живший в V в. и испытавший на себе влияние орфизма, называл даже сроки, в течение которых душа несет то или иное наказание, странствуя из тела в тело. Сам о себе он писал:

Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то,
Был и кустом, был и птицей, я рыбой морской бессловесной (16).
Таков «тяжкий горестный круг», о котором учили  орфики . Он предопределен Судьбой, ибо без нее ничего не может совершиться в мире.
Но орфизм никогда не приобрел бы стольких приверженцев, если бы он ограничился лишь этой констатацией безысходного положения человека. В чаянии обрести спасительную пристань  орфики  обращались к Дионису. Пусть злая титаническая воля сковала человека, обрекла его тщетным борениям, но ведь люди причастны самому Вакху. Капли божественной крови тянутся к своему первоисточнику. Тоска души по высшей жизни — это голос божества в человеке.

При создании смертных Дионис оказался жертвой, но жертва эта будет полной, когда бог вырвет земнородных из «колеса бывания и Рока», из «круга Необходимости» и приведет их в светлый небесный мир.

Обращаясь к Дионису,  орфики  пели:

Смертные будут тебе заколать по весне гекатомбы,
Оргии править, моля разрешение древней обиды
Предков законопреступник; и, Сильный, их же восхощешь
Ты разрешить от трудов и от ярости вечного жала (17).
Здесь обнаруживается глубокая внутренняя противоречивость натуралистической теософии  орфиков . Ведь Дионис как природный бог сам был подвластен Судьбе и Необходимости. Хотя гибель его от рук титанов была мнимая, но и воскресение его не являлось окончательным, ибо природа и Рок не выходят за пределы вечного возвращения.
Тем не менее, подобно прочим мифам о страждущем божестве, орфизм заключал в себе одно из великих прозрений дохристианского мира. Если в одном плане миф о смерти и воскресении бога есть проекция на религию природных циклов, то в более глубоком смысле он содержит смутную догадку о том, что мир, удалившийся от Бога, не оставлен Им на пути страдания, что Божество состраждет творению, снисходит к нему, чтобы принять его муки и вывести к истинной жизни.

Орфики  учили, что человек сам должен идти навстречу Дионису-спасителю. Для этого они установили свои мистерии, участвуя в которых посвященные развивали в себе Дионисово начало. Как и в Элевсине, мистерии Орфея содержались в строжайшей тайне, и поэтому о них почти ничего не известно. Но и повседневная жизнь посвященных, которая была более открытой, отличалась особыми правилами.

Прежде всего от вступающего на путь посвящения требовалось блюсти заветы добра.  Орфик  обязан был вести неустанную войну с титанизмом в своем сердце. И мысли, и дела его должны были быть чистыми. Гимны прямо называют истинного  орфика  «добродетельным», или «святым» (18).

Орфею приписывали запрет употреблять в пищу животных (опять индийская черта!). Это считалось как бы внешним механическим заслоном против человеческой животности, «плоти». Разумеется, были отвергнуты и кровавые жертвы; на орфических алтарях курили миррой, шафраном и другими ароматами (19).

Для освобождения души из телесной тюрьмы и «цикла рождений» у  орфиков  рекомендовались особые принципы аскезы — так называемая «орфическая жизнь». Она основывалась на строгом разделении души и тела, причем все телесное и материальное считалось нечистым. Это тот радикальный спиритуализм, огромное воздействие которого на греческую философию старые историки недооценивали.

0

7

не совсем понял тему... кажется все свалено в одну кучу...
на мой взгляд все дело в том, что греки не были единым народом, большинство богов у них заимствовано... Их все время кто то захватывал, они что то урывали... славян у них жило в определенные времена до 80%... весело было)
если почитать легенды, то вообще ум за разум заходит, я бы сравнил разнообразие населения их мифов с индийским... например титаны совсем не похожи на людей, а их дети - гиганты - тем более, боги с Олимпа вытворяли с собой непонятно что и вообще... при всем этом париться на тему из откуда появился человек... не разумно, все равно не докопаться...

0

8

Black_ написал(а):

греки не были единым народом

это правильный вывод)

Black_ написал(а):

париться на тему из откуда появился человек

- такую задачу ставили?) Меня интересует влияние религии на государство.
Все свалено)
Меня интересует подход орфиков к месту человека в природе... И отношение их к религии.. Все не просто свалено в кучу, еще и сильно противоречит одно другому...

Мне больше нравится та версия, где речь идет о том, что религия как институ нужна только неразвитому обществу...
Орфизм появился в в Греции в эпоху кризиса ее гражданской религии.
Он, по идее, должен был  вытеснить старые культы и стать мировоззрением всей Эллады. Но этого не произошло. Первой причиной был синкретизм самой орфической теософии,то есть слияние несовместимых образов и мышлений, которая впитала всевозможные мифы, культы и поверья. Это лишало ее цельности и способности противостоять традиционному язычеству.
Второй причиной, скорее всего, являлся общий характер религиозности греков. Даже критикуя своих богов, они не желали расставаться ни с одним из них, как с неотъемлемой частью национальной жизни. Следование одному культу не исключало другого, и поэтому орфизм, не смог завоевать себе исключительного положения)

Правда, в последние десятилетия VI в., орфизм стал чем-то вроде официальной религии, но демократия его быстро подавила. Вернее, вытеснила.
Это вольный пересказ о. Александра Меня.

Вообще. религия, как и любая человеческая идея, проходит несколько этапов в своем развитии. На первом этапе ее роль - объяснение мира, облегчение страданий , вообще, духовное наставничество слабому и испуганному человеку. . Основоположники, скорее всего, достаточно бескорытны, что нужно для положительного влияния. и имеют нестандартное мышление.

Как только религия как учение "охватывает массы" (по Ленину), ее знак начинает меняться. Христианство ли это, буддизм, коммунизм или гнусная теория Энштейна).

Дело не в самой религии, а в человеческой природе. Где власть, там боги становятся послушным орудием в руках верхушки. "Библия превратится в Молот, Коран в Фатву, Капитал в Краткий Курс, учебник физики в Манхэттенский проект".

Чем меньше мы знаем о мире, тем проще нас заморочить. Это - свойство человеческой психологии.  Думаю, сейчас влияние примитивных политтехнологий, каковыми, по мне,  и являются религиозные течения, несколько уменьшилось. ибо появилось не просто много информации, она стала доступнее для людей.
Думаю, ни для никого не секрет. что наука свои происхождением обязана именно религии. Первые карты, например, атласы, те же математические формулы  - все вышло из религиозных формирований. Древневосточные храмы вообще можно считать колыбелью науки... Сейчас наука не стоит в такой оппозиции религии. как раньше, но.  Понятие истинности религии, как мне кажется. мешает отрешиться от эмоциональности восприятия и использовать веру во благо...

Чего-то я с утра разошлась)))

0

9

Да я на это наткнулась, опять роясь в поисках инфы про орфиков... Историю вообще я не изучаю) Меня интересует философия и анализ религий и верований...

0

10

ТолерантныйКсенофоб

хм..) аа.. разве это исключает интерес к анализу религий и верований?) занятно)

0

11

Лично я - тоже агностик)
Просто мне кажется, что полная глупость не могла занимать умы людей столько тысячелетий...

Да и социология - полезная наука)

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Чайный домик » Религия и легенды Древней Греции