Свернутый текст

15 марта – международный день защиты прав потребителей. В России этот день получил признание в 1992 году, после принятия Закона о защите прав потребителей. В России основным защитником потребителей является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ). В прошлом году заключен договор между партией "Единая Россия" и СПРФ, что является логическим продолжением политики Партии, направленной на обеспечение социальных гарантий населению страны.

Член фракции "Единая Россия", заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по законодательству, глава Союза потребителей РФ Петр Шелищ убежден, что самая острая проблема защиты потребителей сегодняшнего дня, это резко возрастающие риски банковского потребительского кредитования:

- Дело в том, что долгие годы наше банковское сообщество не хотело заниматься потребительскими кредитами населению, так называемой розницей. Тогда банки имели более выгодные источники дохода, вроде ценных бумаг государства, валютных операций, коротких кредитов под закупки импорта и т.д. Сейчас потребительское кредитование стало чрезвычайно емким сегментом банковских услуг, но, к сожалению, многие банки "пустились во все тяжкие", заманивая потребителей, конкурируя между собой, используя при этом недобросовестные приемы.

Очень часто от потребителя скрывают реальный размер, так называемого, эффективного процента. Речь идет о соотношении суммы, взятой в кредит, и суммы, которая реально подлежит возврату. В рекламе банков указывается очень маленький процент(10 процентов, например), но в действительности оказывается, что потребителю приходится заплатить в несколько раз больше. Бывают случаи, когда реальный процент равен 100!

Дополнительные деньги взымаются за открытие кредитного счета, за ведение счета, за страхование кредита и т.д. Потребитель подписывает договор, не понимая реальных условий договора. В договоре иногда основные выплаты по кредиту излагаются на 3-5 странице, до этого места договора, написанного очень мелким шрифтом, человек может и не дочитать. В итоге некоторые потребители тоже пускаются во все тяжкие, идя в соседний банк за новым кредитом, чтобы расплатиться по предыдущему.

Мы попадаем в очень опасную ситуацию. Получается цепная реакция, которая грозит кризисом невозвратов потребительских кредитов и которая чревата обвалом банковского рынка в стране. Поэтому я считаю, что надо Центробанку в самом срочном порядке применять жесткие меры по отношению к не вполне добросовестным банкам, активно работающим на рынке потребительского кредитования.

Сейчас наш комитет в Государственной Думе вносит поправку в закон о защите прав потребителей, обязывающую банк при предложении потребительского кредита в обязательном порядке предоставлять информацию о том, какая сумма подлежит возврату, а также о графике платежей. В этих случаях потребители будут более реально смотреть на предложение кредита и оценивать свои возможности.

Хотел бы обратить внимание и на такой аспект психологии современного потребителя. Все большее число наших граждан понимают, что они являются потребителями не только, когда что-то покупают в магазине, но и когда пользуются услугами ЖКХ, поликлиник, образовательных учреждений - в случае, если это платные поликлиники или, скажем, платные школы и вузы, в которых сегодня обучаются сотни тысяч ребят. Договоры с этими учреждениями также часто ущемляют права потребителей и не гарантируют тот результат, ради которого собственно и вносится плата за услуги. Таких обращений от потребителей последнее время все больше и все они становятся предметом разбирательств.

Власти необходимо обратить пристальное внимание на защиту прав потребителя при потреблении услуг ЖКХ, связи. Мы считаем рост тарифов в этих сферах незаконным и необоснованным. Некоторые решения властей мы обжалуем в Верховном суде, по другим обращениям ждем решения Генеральной прокуратуры. Надеемся, что аппетиты компаний связи будут умеренны государством. Ведь защита потребителя во всем мире - это прерогатива государства.

Совместно с "Единой Россией" и при поддержке Партии мы продвигаем проект создания по всей стране сети консультационных пунктов для потребителей. Такая система успешно функционирует в Германии более чем в 200 муниципальных образованиях. Деятельность таких центров финансируется там за счет бюджетов всех уровней. Мы рассчитываем построить такую же систему и в нашей стране в рамках партийного проекта "Единой России". Я рассчитываю, что эту партийную программу мы начнем реализовывать уже в этом году.

Справка

Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) учрежден в декабре 1990 года, в настоящее время эта организация объединяет свыше ста общественных организаций, защищающих права и интересы потребителей в 54 регионах России.

Региональные организации СПРФ в 2006 году проконсультировали более 200 тысяч потребителей, помогли составить более 30 тысяч претензий, около 4 тысяч исковых заявлений, вели более 2 тысяч дел в судах в интересах отдельных потребителей. Кроме того, выиграно 267 дел в защиту неопределенного круга потребителей.Общая сумма возмещенного потребителям ущерба составила свыше 300 млн. руб., в том числе по решениям судов – около 40 млн. руб.

С изменением экономической ситуации в стране меняются и приоритеты в деятельности СПРФ. Меньше претензий стало в отношении нарушений правил торговли. В то же время отчетливо просматривается тенденция, роста нарушений при продаже непродовольственных товаров и их гарантийном ремонте. Нарушения при выдаче потребительских кредитов, осуществлении услуг ЖКХ, связи, а также на авиатранспорте выходят на первый план.

СПРФ систематически инициирует модернизацию Закона "О защите прав потребителей". Очередной пакет таких поправок направлен на защиту граждан от:

недобросовестного предложения услуг по потребительскому кредитованию

злоупотреблений продавцов, на длительные сроки затягивающих передачу покупателю оплаченного им товара

практики длительной задержки гарантийного ремонта со ссылкой на отсутствие запчастей, и т.п.

необоснованного повышения тарифов на услуги местной телефонной связи, а также на проезд в наземном транспорте при покупке билета у водителя.