Пречистенка, Арбат и переулки между ними еще с конца XVII века становятся одним из самых аристократических районов Москвы. Фамилии именитых владельцев прошлого сохранились в названиях переулков — Всеволожского, Лопухинского, Еропкинского, Гагаринского. Сохранились и роскошные особняки — Хрущевых, Лопухиных, Офросимовых, Давыдова.
В конце XIX века на смену аристократии приходит буржуазия, богатое купечество — Морозовы, Якунчиковы, Берг, Второв, Пороховщиков. Новые владельцы формируют нынешний облик района. Бывшие ампирные особнячки перестраиваются в стиле эклектики, а в переулках появляются настоящие шедевры входящего в моду стиля модерн. Буржуа не скупятся на хороших архитекторов — для них строят столпы московского модерна Кекушев и Шехтель, мастера эклектики Бойцов и Мазырин.
Новые владельцы умеют использовать землю эффективно.
Все чаще над крышами особняков растут огромные доходные дома, настоящие тучерезы (так в дореволюционной России назывались небоскребы). Многие из них — настоящие шедевры архитектуры. Таковы дом Исакова, построенный Львом Кекушевым, или дом Я. Рекк — яркий образец рационального модерна.
Но не только о деньгах думает новое московское купечество. Буржуазия XX века занимается благотворительностью и меценатством, открывает школы, больницы, галереи. На Пречистенке и Арбате появляется все больше центров притяжения для интеллигенции. Складывается тот самый «мир Пречистенки и Арбата», упомянутый Пастернаком.
О таких разных сторонах жизни московских буржуа мы поговорим в нашей велосипедной прогулке по Пречистенке, Арбату и переулкам. Наш первый пункт — Пречистенка, 10.
Дом генерала Орлова на Пречистенке, 10
На одной из красивейших улиц Москвы, именуемой сегодня Пречистенкой, расположено множество старинных русских усадеб. Каждая из них – великолепное произведение искусства, обладающее своей историей и самобытностью.
В XVI веке на месте улицы пролегала дорога в Новодевичий монастырь, которую по названию местности Чертолье, стали звать Чертольской. Однажды царь Алексей Михайлович проезжал по дороге и заметил, что это название не подобает нести дороге, ведущей в обитель. С тех пор улица стала носить имя Пречистенской в честь Смоленской иконы Пречистой Божией Матери, хранившейся в Новодевичьем монастыре.
Издавна на Пречистенке селилось московское дворянство. Особняк, ныне числящийся под № 10, в конце XVIII века принадлежал князю И. М. Одоевскому. Затем здесь поселился декабрист, герой Отечественной войны 1812 года генерал Орлов. Михаил Фёдорович был одним из основателей Союза благоденствия и активно участвовал в движении декабристов, за что находился под следствием. Был отправлен в ссылку. Однако следствие вел его брат, Алексей Фёдорович, поэтому с 1831 году Михаилу Орлову было разрешено вернуться в Москву. Интересным будет отметить, что Орлов и его супруга были близкими друзьями Александра Сергеевича Пушкина, который даже посвятил стихотворение Екатерине Орловой и запечатлел ее черты в образе Марины Мнишек в поэме «Борис Годунов».
После смерти Орлова часть его владения стала представлять собой меблированные комнаты, которые предназначались под сдачу постояльцам. Одним из таких постояльцев был молодой Исаак Левитан. Комната являлась для него одновременно и домом, и мастерской, сюда к нему нередко захаживал в гости Антон Павлович Чехов.
Уже в начале XX века перед революцией домом владел француз, крупный коллекционер живописи и фарфора, купец-галантерейщик, М. Филипп. Домашним учителем его сына стал Борис Пастернак, который тоже жил здесь какое-то время. После революции 1917 года в усадьбе стало располагаться множество общественных организаций. В годы Великой Отечественной войны здесь находился Еврейский антифашистский комитет. Сегодня здание полностью отреставрировано, в нем располагаются Международная ассоциация Фонда мира и Комитет за мир и сотрудничество.
Дом ученых
Ул. Пречистенка, д. 16/2
Дом ученых неизменно привлекает внимание прохожих. Пожалуй, нет человека, который не пытался бы туда заглянуть.
Этот особняк стоит на углу улицы и Пречистенского переулка и известен всем как Дом ученых. Ну а любителям творчества Булгакова, еще и как дом, у ворот которого сидел Шарик из «Собачьего сердца» и наблюдал за гражданином, вышедшим из дома «Центрохоза».
История у дома богатейшая. Уже в 1716 году домовладение было весьма больших размеров и принадлежало полковнику Семену Ивановичу Сукину. Первые сведения о каменных палатах, тут возведенных, относятся к 1731 году. Торцом они смотрели в переулок, а протяженной частью на Пречистенку. За домом располагался обширный сад.
В 1792 году усадьбу приобретает Иван Петрович Архаров – личность весьма незаурядная, младший брат Николая Архарова – московского обер-полицмейстера. При Павле I оба брата были произведены в генералы от инфантерии. Иван в день коронования Павла получил 1000 душ и назначение командиром московского восьмибатальонного гарнизона, к тому времени уже слывшего архаровским полком. Старший был назначен на пост петербургского генерал-губернатора, а младший (при усиленном содействии старшего) в 1796-м стал московским военным губернатором. Так обе российские столицы оказались «архаровскими». Дом Архарова на Пречистенке считался одним из самых приятных и гостеприимных в Москве. Хозяин радушно встречал гостей, а наиболее любимых заключал в объятья со словами: "Чем угостить мне дорогого гостя? Прикажи только, и я зажарю для тебя любую дочь мою!", которые, впрочем, уже стали притчей во языцех. Порядок, который навели братья в столицах, имел и обратную, неприглядную сторону. Архаровцы ловили не только воров, не гнушались они и добром честных людей. Потому и слово это в русском языке имеет вовсе не положительный смысл. Карьера братьев оборвалась анекдотично и неожиданно. Перемудрил старший в своем стремлении угодить. Он, прослышав, что императору нравится окраска шлагбаумов в литовских губерниях, повелел от императорского имени петербуржцам раскрасить заборы и ворота по образцу. Дурости этой, да еще и от его имени осуществленной, Павел Архарову не простил. И сослал братьев в тамбовские деревни, откуда они вернулись в Москву уже при Александре и тихо доживали свой век.
Во время пожара 1812 года вся деревянная застройка усадьбы выгорела, пострадали и палаты. С 1829 года усадьба принадлежит княгине Е. А. Нарышкиной, жене тайного советника, действительного камергера, сенатора И. А. Нарышкина, который являлся (по жене) дядей Н.Н. Гончаровой, жены А.С. Пушкина. Иван Александрович был посаженным отцом невесты на венчании с Пушкиным, которое состоялось 18 февраля 1831 года. Не исключено, что поэт с женой бывал в это время в доме на Пречистенке.
В 1844-м владение разделилось, южная часть с палатами досталась капитану лейтенанту флота С.А. Мусину-Пушкину. Известно, что в 1851-1852 годах у племянника Мусина-Пушкина Алексея Петровича останавливался нелегально наезжавший в Москву из тульской деревни декабрист М.М. Нарышкин, его навещал здесь Н.В. Гоголь.
В 1865 году усадьбу приобретает на имя жены Александры Ивановны Коншиной миллионер, крупный промышленник Иван Коншин, принадлежавший к старинному роду серпуховских посадских людей, которые еще в ХVIII столетии производили полотно и парусину. Александра Ивановна несколько расширяет и перестраивает владения, но настоящие преобразования ждут участок уже после смерти И.Н. Коншина. Все его состояние, превышающее 10 миллионов рублей, досталось жене, которая ликвидировала промышленное предприятие мужа, продав фабрику его братьям, и стала жить одна в своем доме. По воспоминаниям современников, жила она в окружении невероятного числа кошек, управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец, а всеми делами ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский.
В период с 1901 по 1910 годы была осуществлена перестройка владения по проекту архитектора А.О. Гунста, который вместо кухни со стороны двора пристроил 2-этажный объем зимнего сада в виде полуротонды, тогда же был оформлен парадный въезд в усадьбу со стороны улицы с аллеей, а в саду, выходящем на Пречистенку, полявился фонтан. Завершилась перестройка возведением каменной ограды и парадных ворот со львами на пилонах. Интерьер зимнего сада был выполнен в неоклассическом стиле, получившем распространение в начале XX века. Был использован прием атриума - внутреннего дворика, который завершался световым фонарем. В отделке интерьеров использовали натуральный мрамор, привезенный из Италии.
На первом и втором этажах насчитывалось 15 комнат. На втором этаже помещались парадные, а также комнаты хозяйки, площадь каждого этажа составляла около 800 кв. м. Дом имел водопровод, канализацию, специальную систему вытяжных пылесосов, сантехнику для ванной комнаты привезли из Англии, имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур.
В сентябре 1914 года А. И. Коншина умерла, дом перешел к жене ее племянника, а потом к ее дочерям и их несовершеннолетним сыновьям. В 1916 году опекун малолетних наследников А.И. Коншиной за 400 тысяч рублей продал домовладение действительному статскому советнику А.И. Путилову, который лишился его сразу после революции.
С 1922 года в усадьбе размещается Дом ученых, который в советское время играл заметную роль в культурной жизни столицы: здесь часто проводились закрытые просмотры фильмов, не выходившие на широкий экран, концерты, организовались встречи с писателями и поэтами и читались научные лекции. Необходимость в новых помещениях для обслуживания большого количества людей стала причиной строительства нового зала и вестибюля, которое было осуществлено в 30-х годах по проекту архитекторов братьев Весниных. В первом этаже здания разместился вестибюль и гардероб, на втором - зал и фойе, а на третьем - холл при балконе и ряд технических помещений.
В 1970-80 годах в Доме ученых была проведена реконструкция части помещений. Изменения коснулись первого этажа дома. Тогда же разработан проект и осуществлена реставрация парадных помещений анфилады.
В бывшем зимнем саду сейчас размещается ресторан, а в самом доме проводятся концерты, на которые можно попасть.
Доходный дом Я.А. Рекк
Ул. Пречистенка, д. 13, стр. 1
Когда в 1980-х дом потерял угловую башню, впору было воскликнуть: «Пропал Калабуховский дом!»
Весьма выразительный когда-то семиэтажный доходный дом, расположенный на углу Пречистенке и Лопухинского переулка, выстроен (первоначально о шести этажах) в 1910-1911 годах по проекту германского подданного архитектора Густава Августовича Гёльриха по заказу владельца основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Андреевича Рекка.
Угол здания был акцентирован полукруглым эркером, над которым возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Башенка подчеркивала доминирующее положение здания над окружающей двух – и трехэтажной застройкой. Оформление уличных фасадов выполнено с использованием мотивов неоклассики - лепнина иониками над оконными проемами, маскароны, гирлянды, скульптуры орлов.
Войти в дом можно было с Пречистенки в весьма презентабельный вестибюль и с переулка. По парадной лестнице посетитель поднимался в квартиры (по две на этаже), расположенные в центральной части с угловым эркером и в боковом крыле, черные лестницы вели во двор. Во втором подъезде со стороны переулка вестибюль имел сходное оформление. На каждом этаже этой части здания находилось только по одной квартире.
В квартирах парадные помещения - гостиные и жилые комнаты - располагались вдоль уличных фасадов. Кухни и комнаты для прислуги выходили во двор. По нынешним меркам дом был элитным – имелись лифты, канализация, водопровод, ванные. Так, в 1911 году можно было снять квартиру в этом доме за 1200 - 3000 рублей в год. Сам домовладелец, а им числился сам Яков Андреевич Рекк, жил в доме по переулку, управляющий - в двухэтажном каменном строении во дворе.
Дом знаменит своим жильцом. На верхнем этаже размещались квартиры 11 и 12, занимал их Александр Петрович Фаберже, родственник знаменитого ювелира. При фирме Фаберже он был юрисконсультом, во время революции спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры стали коммунальными, их заняла коммуна московских художников, в частности, группа «Бубновый валет». В одну вселился художник Б.А. Такке, в другую - художники Захаров, Серова, Архипова и режиссер, преподаватель ГИТИС А.А. Муат, знакомый Михаила Булгакова. Естественно, он бывал тут в гостях, видел мебель, оставленную Фаберже, да и имя бывшего владельца постоянно всплывало в беседах. Новые жильцы искренне считали, что в квартире могут быть оставлены тайники с драгоценностями (по некоторым легендам один из тайников с серебром все же был найден при перестройке дома в 1980-х годах).
С квартирой, да и с бывшим владельцем, обратившемся, правда, в Анну Францевну Фужере, можно встретиться в романе «Мастер и Маргарита». Известно, что в квартире Фаберже были люстра на цепи, свисавшая с высоты 7,5 м (на ней-то, похоже, и качался кот Бегемот), камин с чугунной решеткой, да и деревянные диванчики на лестничных площадках тоже списаны с этого дома. Еще раз дом появится в «Собачьем сердце». Хотя профессор Преображенский живет по сюжету фактически напротив, в доме 24, но описание Калабуховского дома взято все же с дома 13 – мраморные ступени в вестибюле, швейцар, ковровая дорожка, галошная стойка и дубовая вешалка. Да и сам профессор говорит: «Заметьте, здесь 12 квартир», а в доме 24 их всего восемь.
В 1983-1987 годах здание было надстроено седьмым техническим этажом по проекту, выполненному Ярославским филиалом Государственного института по проектированию заводов приборостроения и средств автоматизации Гипроприбор. Дом подвергся значительной реконструкции, угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. А дом потерял существенную часть своего обаяния.
Ул. Пречистенка, д. 20
Особняк по адресу ул. Пречистенка, 20 - один из известнейших пречистенских домов, обладающий интересной и богатой историей. По одной из самых распространенных версий, особняк появился здесь в конце XVIII века, благодаря талантливому архитектору Матвею Федоровичу Казакову. После войны 1812 года принадлежал генералу А. П. Ермолову.
Особняк А. П. Ермолова
Особняк по адресу ул. Пречистенка, 20 - один из известнейших пречистенских домов, обладающий интересной и богатой историей. По одной из самых распространенных версий, особняк появился здесь в конце XVIII века, благодаря талантливому архитектору Матвею Федоровичу Казакову. После войны 1812 года принадлежал генералу А. П. Ермолову.
Говорят, что изначально дом был построен для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов: состоятельные люди прогуливались на свежем воздухе, слушали музыку и попивали минеральную воду из дорогого хрусталя. Проходящие зеваки стали звать их и самого врача «лодырями». Однако пожар 1812-го года погубил здание, и уже после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом.
Стены дома повидали немало именитых людей. При графине Орловой об особняке говорила вся Москва: каждый москвич, даже сам Александр I знали о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в перья и старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.
Затем особняк приобрел герой Отечественной войны 1812 года, генерал Алексей Петрович Ермолов, который собрал здесь богатейшую библиотеку. А.П.Ермолов жил в доме последние 10 лет и умер в 1861 году.
Позднее здание перешло потомственному дворянину В. Д. Коншину, прославившемуся в отличие от прежнего хозяина полным отсутствием книг. У него была лишь одна – описание коронации Александра II. При Коншине особняк полностью поменял свой облик: дом приобрел современные черты рококо и барокко, фасад был украшен обильным декором с изображениями орлов, грифонов, львиных голов, дубовых и лавровых ветвей.
Затем владельцами здания стали промышленники Ушковы, которые сразу принялись перестраивать дом. Особняк был полностью переделан и стал одним из самых роскошных в городе, однако потерял классические черты. Для хозяйки дома, прекрасной балерины Александры Михайловны Балашовой был устроен балетный репетиционный зал с зеркальными стенами.
После революции в особняке разместилась хореографическая школа-студия известной американской танцовщицы Айседоры Дункан. Здесь вскоре после свадьбы поселился и Сергей Есенин. Однако жильцов этого дома подстерегала настоящая опасность: по ночам здесь разгуливала шайка воров, мечтавших во что бы то ни стало найти сокровища, которые по слухам были оставлены Ушковым в стенах пречистенского особняка. Есенин и Дункан прожили здесь до 1924 года.
Сегодня же в здании находится главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИДа. В 1999 году в здании была проведена реставрация, признанная победителем конкурса на лучшую реставрацию памятников архитектуры Москвы.
там еще много))