В.С. Варлаков
(Статья обубликована в журнале "Мир собак" № 1(112), 2008 г. http://www.mir-sobak.ru/).
.
Как только наступают праздники, многие внешне вполне нормальные люди вдруг сходят с ума.
Начинается массовое пиротехническое сумасшествие. И все бы ничего. Ну, пусть оторвет кому-то пальцы или выбьет глаз, ну, сгорят несколько квартир. Ведь это же сумасшествие, и оно, конечно, все оправдывает.
Но вот беда, страдают не только люди, но и наши ни в чем не повинные друзья - собаки.
Многие из них на эти несколько дней словно попадают в фильм ужасов и переживают свои кошмары на улицах наших городов и даже в квартирах.Так, среднеазиатская овчарка моих соседей не вылезает из конуры вольера, кавказская овчарка знакомых умудряется залезть под кровать, а соседская борзая забирается в ванную и пережидает там пугающие ее звуки. Еще я знаю кобеля американского Стаффордшир-терьера, грозу местных собак, который, напуганный происходящим, скулит, прижимается к хозяину и писается.
Страхи, сформированные в эти дни, подчас становятся навязчивыми фобиями (фобия - это навязчивый страх, неадекватный ситуации) и преследуют наших питомцев всю жизнь. Эта статья, надеюсь, поможет вам избежать многих ситуаций, травмирующих собак, а если проблема боязни резких звуков уже возникла, то позволит облегчить ее разрешение.
ОТКУДА БЕРЁТСЯ СТРАХ?
На мой взгляд, абсолютно бесстрашных собак в природе не существует. Любая собака в определенной ситуации проявляет настороженность и боязнь. Многие наши питомцы совершенно не боятся собак, но очень скромно ведут себя по отношению к людям. Некоторые из них готовы вступить в борьбу с любым человеком, но с испугом сторонятся собак, даже маленьких. Другие представители собачьего племени не боятся ни людей, ни собак, но пугаются высоты, детей, ветврачей или выстрелов.
Боязнь и ее крайнее проявление - страх можно рассматривать как одну из форм реализации потребности в самосохранении (инстинкт самосохранения). Известны три основных варианта проявления этой потребности: активное нападение, пассивная оборона (когда животное, загнанное в угол, защищается с помощью агрессивных действий) и бегство.
Часто в ситуациях, которые вызывают у большинства щенков испуг или страх, у некоторых из них мы наблюдаем любопытство, выраженное исследовательское поведение или агрессию. Значит, норма реакции на одни и те же по силе раздражители у собак различна и определяется, прежде всего, врожденными особенностями их психики.
Прирожденный страх перед резкими звуками - «боязнь того, непонятно чего»
Во-первых, это может быть обусловлено повышенной врожденной болезненной чувствительностью органов чувств животного к определенному диапазону сигналов внешнего мира, которые мы и, возможно, большинство собак просто не воспринимаем. Собаки с такой восприимчивостью чувствуют себя лучше в деревне, нежели в условиях большого города.
Во-вторых, способ переработки внешних сигналов имеет наследственную патологию, что мешает собаке адекватно воспринимать происходящие события. В связи с этим она очень медленно адаптируется к любым изменениям в окружающей обстановке. Внешне это характеризуется проявлением беспричинного страха на значительное число различных раздражителей. Приводя параллель с человеком, можно сказать, что эти собаки не совсем нормальны. Они «психопаты», характеризующиеся врожденным неадекватным поведением.
Перечисленные виды врожденной боязни резких звуков по внешним проявлениям очень похожи. Поэтому обозначим их под одним общим названием «боязнь того, непонятно чего».
Эти собаки еще в щенячьем возрасте (хотя их никто никогда не пугал) вдруг начинают проявлять беспричинный страх на резкие звуки и визуальные раздражители, а по мере взросления бурно и болезненно реагировать на все новое. Такое поведение с трудом поддается коррекции. Сложно научить данную собаку осознавать, что не всякая внешне пугающая ситуация несет реальную опасность. Трудность состоит еще и в том, что человек подчас не в силах понять, что именно пугает собаку, какие элементы «картинки» запускают механизм инстинкта самосохранения. На характер проявления этого инстинкта влияет и ряд других индивидуальных особенностей собаки, а также породная специфика. Собаки, склонные к проявлению беспричинного страха, внутри некоторых пород встречаются чаще.
Страх перед резкими звуками, сформированный посредством аффекта
Следующий вид формирования страха я называю «обучением через аффект», а собак с врожденной склонностью к его появлению - «впечатлительными» или «аффективными». Это одна из форм приспособления собаки к жизни - очень быстрая, но не всегда адекватная, адаптация. Преимущество этих собак состоит в том, что в состоянии легкого испуга они быстро, подчас на всю жизнь, запоминают опасную, с их точки зрения, ситуацию и соответственно корректируют свое поведение. Например, собаки, склонные к аффектам, легко отучаются от подбора пищи с земли. У них быстро формируются недоверие к посторонним людям, навык подзыва по команде.
Собаки, склонные к аффекту, в целом нормально реагируют на окружающий мир, но в состоянии сильного испуга очень легко впадают в состояние аффекта. К сожалению, чаще всего их страх связан не с тем, что их напугало, а с какими-то только им ведомыми факторами. В результате у животного формируется неадекватная поведенческая реакция.
Приведу пример:
Однажды на моих глазах трехлетняя сука миттельшнауцера, чтобы отобрать корм у годовалой суки ирландского сеттера, напала на нее во время приема пищи. В результате сеттер стал бояться собственной миски. Пришлось срочно менять ее на миску, имеющую другую форму т размер. Особенно любопытно то, что у сеттера не появился страх перед миттельшнауцером.
У аффективных собак страх проявляется либо в виде агрессии, либо в виде бегства. Для «обучения через аффект» характерно жесткое закрепление модели поведения. Если в ситуации сильного испуга собака убежала, то впоследствии при возникновении схожей ситуации (с ее точки зрения) она всегда будет убегать, а если проявила агрессию и атаковала, то будет всегда нападать. Прогноз здесь не очень утешителен. Во время аффекта животное впадает в бессознательное состояние и неспособно себя контролировать. Его действия при этом стереотипны, и «достучаться» до сознания собаки крайне трудно. Внешне поведение собаки, находящейся в состоянии аффекта, напоминает поведение человека, находящегося под гипнозом. После «пробуждения» создается впечатление, что животное ничего не помнит.
Приведу пример:
Я знал одного кобеля колли по кличке Лаки, который, испугавшись выстрела, впадал в беспамятство и убегал от хозяина.Он совершал бег по огромной, относительно правильной окружности и при этом вел себя, как сомнамбула. И только очень сильные внешние раздражители могли вернуть его на землю.
Помимо страха перед резкими звуками у этого колли во время акта дефекации наблюдалась агрессия на хозяина, стоящего рядом. Данная реакция была обусловлена тем, что из-за хронического воспаления анальных желез он во время дефекации испытывал острую боль и почему-то считал виновником человека, стоящего рядом, и поэтому кусал его.
Мне был знаком один кобель немецкой овчарки, который во время грозы впадал в состояние аффекта. При этом у него начинался приступ ярости. Так как он содержался на цепи и убежать не мог, то набрасывался на забор, кусты и с остервенением груз их. Собака кидалась и на человека, если тот оказывался рядом.
Следует подчеркнуть, что, проявляя в состоянии аффекта агрессивное поведение, собаки, придя в сознание, не помнят о своих «подвигах», и поэтому обижаться на них бесполезно.
Страх перед резкими звуками, сформированный посредством условно-рефлекторного обучения
Следующий вид страха перед громкими звуками формируется в соответствии с законами условного рефлекса по двум сценариям:
* «одноразовое» обучение под действием очень сильного, как правило, болезненного для собаки воздействия в сочетании
с нейтральным сигналом;
* под действием многократных, не очень сильных, но не приятных воздействий в сочетании с действием нейтрального
сигнала. При этом часто наблюдается эффект суммации силы раздражителей.
Этот вариант обучения внешне очень схож со вторым. Но, в отличие от аффективного обучения, при условно-рефлекторном обучении у собаки сначала формируется боязнь вполне определенного сигнала (или обстановки), который легко вылечить. Собака не теряет контроля над своим поведением, т. к. находится в сознании. Помимо этого способы, с помощью которых животное избегает пугающей ситуации, могут быть весьма разнообразны, т. к. условный сигнал запускает эмоциональное состояние, а не жестко закрепленную программу поведения. Тогда как в состоянии аффекта животное не может себя контролировать.
Пример:
Собаку возле столба ударило током в дождливый день. После этого она стала бояться вполне конкретного столба (или определенного места). Однако она не будет шарахаться от любого столба или вертикально стоящей палки.
Следует отметить, что при возникновении третьего варианта боязни при определенных условиях круг внешних сигналов, вызывающих испуг, может расширяться за счет хорошо известного явления, получившего название «генерализация». Часто мы это наблюдаем в том случае, если воздействие было очень сильным, а сигнал, с которым собака связала это воздействие, не имеет четкой локализации в пространстве и достаточно часто повторяется, например, при возникновении у животного боязни выстрелов. Со временем такая собака может проявлять негативную реакцию не только на выстрел, но и на более слабые звуки: хлопок двери, выхлоп автомобиля или даже щелчок пальцами. Таким образом, собака начинает неадекватно реагировать на все большее количество внешних воздействий.
Страх перед резкими звуками, сформированный посредством осознаваемого научения
Четвертый вариант страха условно можно назвать «религиозным». Следует отметить, что собаки так же, как и люди, склонны анализировать события окружающего мира и, в зависимости от степени социализации животного и адаптации его к окружающей среде, реагировать на них более или менее адекватно.
В том случае, если щенок не в состоянии по-своему, по-собачьи, объяснить происходящее, то он ведет себя примерно так же, как и человек, впервые увидевший паровоз или самолет. Вспомните, как зарождались религии. Любые не объяснимые явления природы, особенно опасные (молнии, гром, шторм, землетрясения), порождали у людей религиозные страхи. Собаки тоже, оказывается, подвержены этому варианту страха. Часто они бояться не звуков салюта, ракет или петард, их сильно пугают вспышки света или иные явления, сопутствующие звуковым разрядам. Например, поведение других животных или людей, болезненные ощущения. По-видимому, в основе этого вида страха лежит способность животных к элементарной рассудочной деятельности.