Андрофаги Геродота
-
Геродот в книге "Мельпомена" своей "Истории" неоднократно пишет о неких андрофагах (ANDROFAGOI), в частности, в IV.18 и в IV.106 :
-
"18. За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет."
-
"106. Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране."
-
Геродот называет андрофагов восточными соседями невров (IV.100.2; 102.2; 119.1; 125.3,5), земли их ограничивают Скифию с севера (IV.100.2), они отказали скифам в помощи против персов (IV, 119.1), и скифы поэтому вторглись в их страну (IV.125.3). В IV.106 Геродот описывает дикие и жестокие нравы андрофагов, питающихся человеческим мясом, а в IV.18 они названы особым, не скифским племенем.
-
Большинство комментаторов, следуя не слишком ясному указанию Геродота, отводило андрофагам земли к северо-востоку от днепровских порогов. Относительно северной границы андрофагов в литературе издавна существуют значительные разногласия: Маннерт и Миннз доводят владения андрофагов до Киева, Потоцкий и Эберт - до Чернигова, Байер, Боннель и Роулинсон - до Смоленской и Витебской областей, приблизительно на той же широте (55 град.) проводил их северную границу Рейхардт, расширяя владения андрофагов к востоку до Московской губернии и истоков Оки, Хансен помещал их к юго-западу от Москвы.
-
Мищенко в одной из своих многочисленных геродотовских работ ("Известия Геродота о внескифских землях России") распространял земли андрофагов от Черниговской губернии через Орловскую до Московской губернии, включая часть последней, а в указателе к переводу поместил их в Смоленской губернии (так же считал и Гаттерер). Коте же искал андрофагов северо-восточнее изгиба Днепра, владения андрофагов и меланхленов он доводил до Северского Донца. Южную границу андрофагов Коте проводил от излучины Днепра к нижнему Дону (западнее устья Донца). Восточная граница андрофагов (с меланхленами) - это вообще отдельная проблема.
-
Часть исследователей искала андрофагов к западу от Днепра. Так, Тереножкин в своем "Предскифском периоде" отводил им область к северу от бассейна Припяти, связанную с носителями культуры штрихованной керамики. Граков считал возможным связать с андрофагами погребения Кичкасского могильника. Артамонов в соответствии с принятой им локализацией скифов-земледельцев по правому берегу Днепра помещал андрофагов в правобережном среднем Поднепровье ниже реки Рось, при этом он считал, что андрофаги и меланхлены не являются отдельными племенами, а входят в состав племени будинов, поскольку их названия носят чисто нарицательный характер. Артамонов не связывал с андрофагами памятники какой-либо определённой культуры.
-
Артамонову возражал Либеров, указывая, что археологические данные среднеднепровского Правобережья свидетельствуют об оседло-земледельческом образе жизни населения, в то время как, согласно Геродоту, андрофаги - кочевники. Либеров видел андрофагов в обитателях области нижнего течения рек Сулы, Пела и Ворсклы. В степной части Посулья помещал андрофагов Шрамко, которому возражала Ильинская.
-
А.П.Смирнов, основываясь на указании Геродота о кочевом образе жизни андрофагов, считал наиболее вероятной территорией андрофагов степные пространства вдоль восточного берега Днепра (к северу от Днепропетровска - до параллели Киева). При этом А.П.Смирнов подчёркивал, что в настоящее время наука не располагает сведениями о культуре, которую с определённостью можно было бы связать с андрофагами. Мельниковская считала, что андрофагов следует искать на левобережье Днепра, а Рыбаков предположительно разместил андрофагов северное Припяти.
-
Некоторые исследователи видели в андрофагах финнов: Эйхвальд, Томашек, Рейхардт, Шахматов, Миннз, Эберт, Груссе. Томашек привёл целый ряд лингвистических, этнографических и археологических аргументов в пользу финского происхождения андрофагов, он считал их потомками мерю, мордву и мурому. Его точку зрения обоснованно критиковал Фасмер.
-
Мюлленхофф считал андрофагов праславянами, Герен - германцами, Потоцкий и Шафарик видели в них самоедов севера. Греческое слово ANDROFAGOI позволяет, по мнению Шафарика, думать, что так славяне, передали грекам названиесамоеды.
-
Особо отмечу, что русское слово "самоеды" не имеет никакого отношения к самоедению или антропофагии, а происходит из сочетания двух саамских слов "самэ" и "еднэ" (страна саамов-лопарей). Поэтому в нашей этнографической науке было предложено название самодийцы вместо самоеды.
-
Мароньский полагал, что имя андрофаги скорее всего придумано греками (в андрофагах Мароньский видел возможных родственников невров). Макан предполагал, что этот эпитет мог быть заимствован у исседонов. Жебёлёв считал характеристику, которую Геродот даёт андрофагам в IV.106, геродотовской интерпретацией названия племени. О сопоставлении андрофагов с амадоками писал в свое время Елъницкий в работе "Скифия евразийских степей". Заметим, Геродот подчёркивает, что андрофаги - это племя особое и совершенно не скифское, видимо, возражая Гекатею. По мнению Жебелёва, точки зрения Гекатея придерживается Эфор, послуживший источником для Псевдо-Скимна, который называет андрофагов скифским племенем.
-
На основании находок человеческих костей с обломанными эпифизами (следами их употребления в пищу?) исследователи допускают возможность каннибализма. Подобные кости были обнаружены на Басовском, Ширяевском, Книшевском городищах, что позволило Ильинской связать их с андрофагами.
Яна