Загадка русской души. Её не разгадали, даже расшифровав геном русского
Раньше наука не могла дать ответа на вопрос: кто такие русские? Сегодня учёные определили состав русского генофонда и увидели, чем наши гены отличаются от генов людей других национальностей
Скифы - мы. И азиаты тоже мы?
Принято считать, что Россия - промежуточное звено между Европой и Азией. Исследования учёных опровергают это. Вопреки поговорке «Поскреби русского - найдёшь татарина» в русском генофонде практически нет азиатского следа.
«Наши исследования показали, что татаро-монгольское иго практически не оставило следов в русском генофонде, - рассказывает Олег БАЛАНОВСКИЙ, к. б. н., ведущий научный сотрудник Медико-генетического центра РАМН, один из авторов исследования «Русский генофонд на Русской равнине». - Генофонд русских - почти полностью европейский. Монгольских генов в нём не обнаружено.
Развеяли учёные и ещё один миф - о вырождении русской нации. Оказалось, русский генофонд умудрился и по сей день сохранить свои самобытные черты - генофонд предков. Хотя этнически чистых народов в мире нет вообще, - утверждает Олег Балановский. - Самой лучшей генетической памятью может похвастать Сибирь».
Выяснилось, что у русских не так много смешанных браков. И это не плохо - учёные не разделяют общепринятого мнения о том, что смешанные браки улучшают породу. «Понятие «гибридная сила» существует у селекционеров - при смешивании двух разных сортов плоды обычно получаются большего размера, - поясняет О. Балановский. - Но применительно к людям подобное правило не действует».
Русский в огне не горит?
Определяет ли генофонд восприимчивость человека к болезням? «Связь между генами человека и угрожающими ему болезнями есть,- продолжает рассказ учёный. - Теперь мы пытаемся понять, в какой степени гены отвечают за развитие сердечно-сосудистых нарушений, диабета, астмы и т. п. Пока удалось выяснить, что предрасположенность к ним кодируется целой группой генов. А разовьётся болезнь или нет - зависит от внешних факторов (образа жизни, питания, экологии). Генетическое тестирование на предрасположенность к некоторым болезням (например, к раку груди) уже существует. Но значимость таких анализов пока неясна. Хотя расшифровку генофонда многие расценивают как наступление эры «персонализированной медицины», когда лекарства будут назначаться не всем одинаково, а в зависимости от генов. В учёных кругах также бытует мнение, что умение расшифровывать гены уже в ближайшем будущем позволит менять их и тем самым снимать угрозу заболевания».
Многие болезни возникают из-за того, что какой-то ген работает неправильно. Возможность внедрения в организм «правильных» генов - перспективный способ избавления от болезней, которые по-другому вылечить невозможно. Над проблемами генной терапии работают самые авторитетные российские учёные. Однако успехи пока скромны.
Кстати, изучение генофонда помогает понять некоторые национальные особенности. Например, почему эпидемия СПИДа России грозит меньше, чем странам Азии. Одна из причин: у жителей северных областей нашей страны выявлена интересная мутация - на поверхностях клеток отсутствуют рецепторы, которые использует вирус СПИДа для проникновения в организм. Поэтому там почти 20% людей частично или полностью устойчивы к ВИЧ. Не заложена в русских генах и тяга к алкоголю.
«У русских никаких «генов склонности к алкоголизму» не найдено, - утверждает Серикбай АБИЛЕВ, д. б. н., учёный секретарь Института общей генетики им. Вавилова. - По способности организма обезвреживать алкоголь русские ничем не отличаются от остальных европейских народов. Так что пристрастие к горячительному напитку надо разгадывать с помощью «загадочной русской души» и особенностей национального характера. Но гены в этом - не помощники.
Характер меняется на протяжении жизни, а геном неизменен. Значит, связь между генами и психофизиологией не доказана. Так что те, кто пытается создать усреднённый портрет русского человека, делают большую ошибку».
«Русская популяция неоднородна - даже представители двух соседних областей отличаются друг от друга, - поясняет Олег Балановский. - Где-то больше концентрация одних генов, где-то - других. Впрочем, эти отличия очевидны только генетику - люди начинают это осознавать только при появлении других отличительных черт - либо в диалекте, либо во вкусовых предпочтениях. А ещё в каждом российском регионе - свой спектр фамилий. По ним можно составить своеобразный портрет местности. Так, в Западном регионе преобладают «календарные» фамилии (от имён, упоминаемых в православном календаре). Для Центрального характерны фамилии, образованные от названий зверей, птиц и растений. В Восточном чаще встречаются приметные (Румянцев, Беляков, Чистяков), в Южном - профессиональные (Кузнецов, Гончаров, Ермаков), в Северном - диалектные (Булыгин, Лешаков)».
Это интересно
Самые «важные» русские фамилии - Иванов, Петров, Сидоров - не повсеместны: «недостаток» Ивановых - на юге, Петровы сосредоточены в северозападных областях, Сидоровы - в восточных и центральных. Вопреки расхожему мнению самыми распространёнными оказались Смирновы. К примеру, в Восточном регионе каждый шестой житель - Смирнов.