[myimg]http://www.rosculture.ru/upload/iblock/9cf/sta_5756.jpg|lytebox|.[/myimg]
В Белгороде есть памятник легендарному гаишнику — старшине милиции Павлу Кирилловичу Гречихину. Установлен он на одной из крупных городских развязок в районе Харьковской горы, где очень интенсивно автомобильное движение. Поэтому, думается, место для памятника выбрано не случайно. А специально — чтобы и местные водители, и заезжие (как приезжие, так и проезжие) не забывались.
Павел Кириллович Гречихин, инспектор ДПС отдельной роты ДПС ГАИ УВД Белгородской области, был страстным борцом с лихачами. Он многих раздражал неподкупностью и принципиальностью. Невзирая на высокие чины и должности, он выписывал штрафы водителям высокопоставленных чиновников так же, как и обычным шоферам. В Белгороде ходили байки о том, что инспектор останавливал и машину первого секретаря обкома КПСС, и начальника областного ГАИ, и заезжего генерала из Москвы. На него постоянно жаловались «пострадавшие» чиновники, которых он штрафовал. Но постового не увольняли. Службу он нес честно, взяток не брал и, по сути, всегда был прав, придраться было не к чему и не за что.
Людская молва утверждала, что Павел Кириллович штрафовал даже свою жену, сына, друзей и соседей. А в музее УВД Белгородской области, где хранятся личные вещи Гречихина (зимняя форма, планшет, фонарик, свисток, жезл и устройство, которым делали просечки в талонах), нам рассказали удивительную историю о том, как честный старшина милиции и себя наказал. Дело было так. Водитель грузовика проехал на красный свет, и Гречихин бросился за ним в погоню. Остановил и сделал просечку. Разобиженный шофер заметил гаишнику, что тот тоже нарушил правила дорожного движения, когда догонял его машину, и если постовой такой уж принципиальный, как о нем все говорят, должен понести наказание. Гречихин согласился с водителем и тут же сделал себе запись в талоне предупреждения о нарушении.
В органах внутренних дел Павел Кириллович проработал почти тридцать лет — с 1957 по 1988 годы. Родился легендарный милиционер в селе Покровка Прохоровского района Белгородской области. Он участник Великой Отечественной войны —пятнадцатилетним подростком он подносил снаряды к боевым орудиям во время страшного танкового сражения на Прохоровском поле в 1943 году. После освобождения Белгородчины в том же 1943-м он начал работать в колхозе. Война помешала ему, как и миллионам других детей военной поры, закончить школу (аттестат о среднем образовании он получил лишь в 1965 году).
Мальчишка наравне со взрослыми трудился простым колхозником, потом трактористом, пошел в армию, а после поступил на службу в ДПС. После более чем двадцатилетней службы в органах внутренних дел в должностях младшего начальствующего состава («патологическая» честность и принципиальность мешают его карьерному росту) его наградили орденом «Красной звезды». А кроме того, Гречихин удостоен медалей «За безупречную службу» всех трех степеней. Бывшие товарищи говорят о Павле Кирилловиче как о дисциплинированном (ни разу в жизни не опоздал на работу), исполнительном, исключительном профессионале. На его счету — десятки задержанных преступников. В 1976 году пьяный и вооруженный угонщик мотоцикла чуть не убил его, выстрелив из пистолета. Гречихина тогда спасло владение приемами самбо. Там, где он был, всегда сокращалось число автоаварий. Говорят, лихачи просто объезжали пост несговорчивого гаишника.
В архивных данных МВД области есть сведения о том, что в часы его дежурств в 1976 году не было допущено ни одного происшествия, связанного с гибелью и ранением людей. Идея его создания памятника этой легендарной личности принадлежит губернатору Белгородчины Е.С. Савченко. Пять лет назад скульптурную композицию выполнил белгородский художник Анатолий Шишков. Гречихин изображен в полный рост, в том виде, в каком его запомнили белгородцы — невысокий коренастый человек в форме постового. В поднятой руке — жезл (который без конца выдирают вандалы), а рядом — знаменитый мотоцикл «Урал». Правда, сотрудники ГИБДД сегодня немного критикуют автора скульптуры за недостаточную достоверность образа гаишника.
По логике вещей, у Гречихина должна быть не фуражка, а мотоциклетный шлем. И кобура у него находится спереди слева, тогда как по уставу должна быть на правом боку. В этом году исполнилось десять лет со дня смерти выдающегося постового. Его личная жизнь сложилась печально. Последние годы он провел в доме престарелых, там и ушел в мир иной. Но, как бы там ни было, Павел Кириллович навсегда остался в истории, памяти людей, байках и анекдотах как честный, неподкупный милиционер, что, к сожалению, сегодня — большая редкость.
Анна ЗОЛОТОРЕВА