Наука не может объяснить загадочные явления, происходящие с останками людей.
Большинство из нас верит, что наши души, так или иначе, окажутся в лучшем из миров. Наверное, так оно и есть, хотя мнений на этот счет существует много.
А вот путь погребенных останков вызывает значительно меньше вопросов. На первый взгляд, их бренность не вызывает особых сомнений. Однако и здесь, оказывается, не все так просто.
По закону “О погребении…”, на разложение человеческого тела отводится 15 лет. Эта цифра основывается на том факте, что в умеренном климате, при среднем механическом составе почвы, на глубине около 2 м для разложения человеческого тела до чистого скелета требуется от 10 до 12 лет. В большинстве случаев этого действительно хватает, чтобы от тела не осталось почти ничего, ведь кости скелета тоже не вечны и активно разлагаются почвенными кислотами. Тем не менее, достаточно побеседовать с археологами, криминалистами, да и просто с могильщиками, чтобы понять, насколько часто они сталкиваются со всякого рода аномалиями. Процессы, происходящие с телом человека после погребения, настолько сложны, а порой и непредсказуемы, что дали начало целому научному направлению – тафономии. Среди основных факторов, влияющих на разложение человеческого тела, – температура, доступ кислорода, бальзамирование, причину смерти, способ погребения, характер ран и травм, влажность, характер одежды и поверхности, на которой лежит тело. Исследования в этой сфере имеют серьезное прикладное и академическое значение, однако наука до сих пор не может объяснить многие загадочные явления, происходящие с останками людей. В этом случае на помощь охотно приходят теологи различных направлений.
Ферма мертвых
Этот необычный полигон, известный специалистам как Body Farm, находится в американском штате Теннеси, в нескольких милях от местечка Ноксвилл, и принадлежит медицинскому центру местного университета. Основал его для научных исследований по разложению человеческого тела антрополог, доктор Вильям Басс. Здесь, в роще, на площади чуть больше гектара находится несколько сотен тел. Любопытно, что более 300 тел были переданы для полигона добровольцами при жизни. Остальные – невостребованные трупы. Часть тел лежат в разных позах на поверхности, часть – закопаны на разной глубине. Некоторые оставлены внутри старых машин, другие – помещены в склепы. От случайных гостей полигон отгорожен колючей проволокой. Тем не менее, посетители сюда приходят регулярно. Основную их часть составляют группы стажеров ФБР, которым наглядно демонстрируют процессы разложения человеческих тел в зависимости от многочисленных внешних условий.
Опыт “Фермы мертвых” внимательно изучается специалистами во всем мире. Ведь серьезных научных исследований по тафономии человеческих останков, да еще подкрепленных длительными опытными исследованиями, по-прежнему недостаточно. Характерный случай в этой связи произошел в 2002 г. в Израиле, где родители погибшего солдата Даниела Геллера потребовали эксгумации тела сына, заподозрив, что в институте судебно-медицинской экспертизы у него без разрешения была изъята часть органов. Тело было эксгумировано через два года после захоронения. На суде оппонентами друг друга выступили два светила науки – директор Института судебно-медицинской экспертизы “Абу-Кабир” в Тель Авиве Иегуда Гисс и профессор-патологоанатом из Дании Юрген Томпсон, представившее диаметрально противоположные экспертные заключения по вопросу о том, могли ли за два года сохранится в земле при заданных условиях останки легких, печени, почек, мозга, сердца и языка.
Болотные люди
В северной Европе издавна известны многочисленные находки так называемых “болотных людей” (bog people). Речь идет о периодически обнаруживаемых в торфяных сфагновых болотах прекрасно сохранившихся человеческих тел, которым несколько сотен, а в некоторых случаях – до десяти тысяч лет. Из-за кислой среды, создаваемой сфагновыми мхами, низкой температуры, а также отсутствия кислорода у “болотных людей” прекрасно сохранены мягкие ткани (включая кожу и внутренние органы) и одежда. В некоторых случаях ученым удалось изучить даже содержимое их желудка. А вот скелет у болотных людей, как правило, отсутствует полностью, так кислоты очень быстро съедают костные останки. Любопытно, что древние европейцы, в частности кельты, без сомнения, знали о консервирующих свойствах торфа и иногда умышленно делали захоронения на болотах, добиваясь, таким образом, естественного бальзамирования.
Самым известным из болотных людей является человек Линдоу, найденный в торфяном болоте близ Манчестера в 1984 г. и хранящийся ныне в Британском музее. Прославился человек Линдоу не столько из за хорошей сохранности своей верхней части (головы, рук, груди), сколько из-за способа его убийства, которое состоялось во 2 в. до н.э. и которое удалось восстановить с достаточной долей достоверности. Сначала несчастному нанесли три удара по голове, потом ударили ножом в горло, потом выпустили кровь, затем ритуально удушили, сломав при этом шейные позвонки, и “утопили” лицом вниз в болоте. Наличие в желудке большого количества пыльцы омелы позволяет предположить, что человека Линдоу перед казнью, имевшей ритуальный характер, еще и отравили.
В России торфяные сфагновые болота часто преподносят неожиданности иного рода. В Ленинградской и Новгородской областях до сих пор находится немало непогребенных солдат последней войны, забальзамированных естественным способом. Даже на участников различных поисковых групп, народа не пугливого, такие находки производят неизгладимое впечатление.
Условия для многовекового сохранения мягких тканей тела могут существовать не только в торфяных болотах. Эффективно предохраняют от распада и дубовые колоды, широко применяемые для погребения на Руси в допетровские времена. Такие захоронения, относящиеся к XVI-XVII вв., неоднократно обнаруживались в центре Москвы. Дубильные вещества древесины и плотно закрытая крышка обеспечивают сохранность мягких тканей на протяжении трех-четырех столетий.
Забальзамированные при жизни
Наблюдая за процессами разложения эксгумированных останков людей, захороненных в последние три десятилетия, профессор Райнер Хорн из немецкого города Киля пришел к неожиданному выводу, что срок пребывания в земле наших современников существенно удлинился. Среди причин замедленного разложения профессор Хорн называет употребление в пищу большого количества консервантов и использование при жизни косметики, то есть фактически – прижизненное бальзамирование.
Подготовка к переходу в другое состояние, характерное для йогической практики, также часто приводит к особому ходу процессов в теле после физической смерти. Так, например, в 1952 г. директор лос-анджелесского морга Гарри Роу в течение 20 дней проводил наблюдение за телом умершего Парамаханс Йогананды, не отмечая никаких признаков физического распада, запахов и высушивания. Отсутствие признаков естественного разложения настолько потрясло доктора Роу, что он детально записал и нотариально заверил все свои наблюдения.
Случаи аномальной консервации покойных многими религиями рассматриваются как свидетельства особых духовных качеств, святости покойного. Упомянем об одном из них, сравнительно недавнем. В 1927 г. скончался Даши-Доржо Итиглов, Пандито хамбо-ламы, духовный глава всех буддистов России. Смерть свою он предсказал, к ней готовился и незадолго до ухода в мир иной попросил учеников проверить его тело через 30 лет. Скончался хамбо-лама в позе лотоса, в состоянии медитации. В этой позе и был похоронен в особом саркофаге. В 1955 г. группа бурятских лам тайно раскопала могилу, вскрыла саркофаг и обнаружила Итиглова по-прежнему сидящим в этой же позе без следов разложения. Вторичная эксгумация была проведена в 1973 году. Итиглов выглядел как живой. В 2002 г. его тело было окончательно извлечено из-под земли и в настоящее время находится в одном из ламаистских храмов Улан-Удэ. В 2004 г. тело Итиглова обследовали сотрудники Российского центра судебно-медицинской экспертизы при Минздраве РФ. Существенных изменений в ткани волос, ногтей и кожи выявлено не было. Внутренние органы присутствовали. Следов бальзамирования не наблюдалось.
Погребенные заживо?
Кому из нас не доводилось слышать об ужасных историях о заживо и по ошибке погребенных. Например, о Гоголе, перевернувшемся в могиле, о поцарапанных изнутри крышках гробов и прочих леденящих душу историях. Специалисты, исследующие костные останки, могут добавить немало фактов относительно необъяснимых процессов и неведомых сил, буквально перекручивающих некоторые из погребений. Из рациональных объяснений здесь, пожалуй, можно привести только работу газов, выделяющихся при разложении, и мерзлотные процессы в толще грунта, ведущие к частичным его смещениям.
А может, эти мрачные слухи – просто наш подспудный и подсознательный, на генетическом уровне, протест против ухода в мрачную яму? Ведь обычай захоронения в земле пришел на Русь сравнительно поздно. Наши славянские и финно-угорские предки тяготели к другим, более визуализированным, а
посему менее загадочным вариантам прощания с родными и близкими: кремацией в челнах и неглубоких кострищах, погребением в надземных лабазах и “домиках мертвых”, а иногда вообще просто и экологично скармливали покойников зверям и птицам.