1941—1944
По информации ряда источников в начале 1941 года C. Бандера проводит ряд встреч с руководством немецкой военной разведки, результатом которых становится начало формирования батальонов «Нахтигаль» (ряд источников среди названий этого подразделения упоминают "Украинский легион им. С. Бандеры) и «Роланд», весной 1941 года ОУН-Р получает от абвера 2,5 млн марок для ведения подрывной борьбы в СССР.[18].[19]
Как следует из воспоминаний Я. Стецько, Бандера при посредничестве Рихарда Ярого незадолго до войны тайно встречался с адмиралом Канарисом, руководителем абвера. В ходе встречи Бандера, по словам Стецько, «очень чётко и ясно представил украинские позиции, найдя определённое понимание… у адмирала, который обещал поддержку украинской политической концепции, полагая, что лишь при её осуществлении возможна победа немцев над Россией».[20] Сам Бандера указывал, что на встрече с Канарисом в основном обсуждались условия обучения украинских добровольческих подразделений при вермахте. Одновременно с этим ОУН-Р начинает формирование «походных групп» в задачи которых, помимо прочего входило организация власти ОУН-Р в городах «освобожденных от советской власти».
В апреле 1941 года Революционный провод ОУН созвал в Кракове «свой» II-й Великий Сбор украинских националистов, где главой ОУН был избран Степан Бандера, а его заместителем — Ярослав Стецько. Проведенный в 1939 году в Риме аналогичный Сбор был признан недействительным, а А. Мельник назван диверсантом. Этот сбор фактически «легализировал» существование двух антагонистических организаций схожей направленности с разными лидерами и программами.
Организационным приветствием члена ОУН было принято Нацистское приветствие -со словами «Слава Украине» — ответ «Героям Слава» также допускалась сокращенная версия — «Слава»-«Слава». Были приняты цвета флага ОУН под руководством С. Бандеры — чёрный и красный.[21]
В решениях съезда говорилось: «Евреи в СССР являются преданнейшей опорой господствующего большевистского режима и авангардом московского империализма на Украине. Противоеврейские настроения украинских масс использует московско-большевистское правительство, чтобы отвлечь их внимание от действительной причины бед и чтобы во время восстания направить их на еврейские погромы. Организация Украинских Националистов борется с евреями как с опорой московско-большевистского режима, одновременно осведомляя народные массы, что Москва — это главный враг» [22][23].
В базовом документе ОУН(б) принятой после Съезда — инструкции «Борьба и деятельность ОУН во время войны» указывалось: «Во времена хаоса и смуты можно позволить себе ликвидацию нежелательных польских, московских и жидовских деятелей, особенно сторонников большевистско-московского империализма; национальные меньшинства делятся на: а) лояльные нам, собственно члены все ещё угнетенных народов; б) враждебные нам — москали, поляки и жиды. а) имеют одинаковые права с украинцами…, б) уничтожать в борьбе, в частности тех, которые будут защищать режим: переселять в их земли, уничтожать, главным образом интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным „производство“ интеллигенции, доступ к школам и т. п. Руководителей уничтожать… Ассимиляция жидов исключается».
23 июня 1941 года ОУН(б) направляет свою версию меморандума в Рейхсканцелярию, ОУН(м) сделает это 3 июля.
После вступления немецких войск на советскую территорию, 25 июня 1941 года Я. Стецько в своем письме-отчете С. Бандере писал: «создаем милицию, которая поможет убирать евреев»[3].
В тылах передовых частей немецких войск С. Бандера и Ярослав Стецько с группой сторонников 29 июня прибыли во Львов, где Бандера был задержан и возвращен в Краков, а Стецько на следующий день созвал «Украинские национальные сборы», провозгласившие 30 июня 1941 года «Украинское государство» которое будет вместе с Великой Германией устанавливать новый порядок по всему миру во главе с «вождем украинского народа Степаном Бандерой».
Действуя активно, сторонники ОУН (б) провозглашали этот акт в районных и областных центрах Западной Украины занятых немецкими войсками. Ими формировались украинская милиция и органы управления, активно сотрудничавшие с прибывшими туда немецкими административно-карательным структурами. Поскольку немецкая сторона ожидала выступлений в тылу РККА на Восточной Украине, аналогичных тем, что произошли на Западной, никаких активных действий против инициативных не применялось. Начавшееся вооружённое противостояние между сторонниками Мельника и Бандеры выразилось в том, Бандера был помещен под домашний арест в Кракове ещё 5 июля, а 6-го его отправили в Берлин. Там от него потребовали прекратить действия против группы Мельника и отозвать «Акт 30 июня 1941 года». 14 июля он был освобожден, но вскоре опять взят под домашний арест. В то же время Стецько пребывал в Берлине с 9 июля (после покушения на него во Львове) и рассылал меморандумы в разные немецкие инстанции.[24] Пока «глава правительства Украинского государства» и «вождь украинского народа» находились в Берлине обязанности «главы Украинского государства» во Львове исполнял Лев Ребет.
С 20(по другими источникам 25) июля 1941 года Бандера и Стецько находились под домашним арестом в Берлине. Арест не мешал им заниматься руководством ОУН — к ним прибывали люди с информацией из Украины, а они направляли обратно письма и указания. 3 августа оба «арестанта» направляют свои письма Гитлеру в связи с присоединением Галиции к Генерал-Губернаторству.
14 августа 1941 года Бандера пишет Альфреду Розенбергу письмо в котором ещё раз пытается прояснить для немцев ситуацию сложившуюся с ОУН(б). К письму С. Бандера прикладывает меморандум под названием «Zur Lage in Lwiw(Lemberg)» который имел такие разделы: «История сотрудничества ОУН с Германией», «ОУН и новый порядок в Европе», «Основы для украинско-немецкой приязни», «Государство как источник творческого труда народа», «Цель ОУН — Украинское государство», «Акт 30.06.1941 и украинско-немецкое сотрудничество», «Отношение ОУН к украинскому государственному правительству», «ОУН за дальнейшее сотрудничество с Германией» и «Заключительные положения». В этом меморандуме, в частности, указывалось: «украинство борется против всякого угнетения, будь то жидовский большевизм или российский империализм», «ОУН желает сотрудничество с Германией не из оппортунизма, а исходя из осознания необходимости этого сотрудничества для добра Украины», «нет лучшей основы для украинско-немецкого сотрудничества, нежели чем та, при которой Германия признает Украинское Государство».
Успехи немецкой армии и быстрое продвижение на восток к середине сентября 1941 года стали поводом для Гитлера окончательно отказаться от идеи появления «украинского государства». Стецько и Бандера, неоднократно пытавшиеся письменно объяснить свою позицию нацистскому руководству, 15 сентября 1941 года были помещены в центральную Берлинскую тюрьму, а в январе 1942 года они были переведены в спецбарак «Целленбау» концлагеря Заксенхаузен.[25]
Во время пребывания в этом бараке Бандера продолжал поддерживать контакты с Генерал-Губернаторством, хоть и в меньшем объёме.
В 1943 — начале 1944 годов к нему присоединись другие лидеры националистов — Т. Бульба-Боровец и А. Мельник. Они, описывая пребывания в Заксенхаузене отмечали неплохое по военным меркам питание и возможность относительно свободного перемещения по территории и даже иногда и вне её.[26] [27][28] Бандеру и его сторонников немцы освободили в начале осени 1944 года. После освобождения Бандеры и ещё нескольких членов руководства ОУН(р) из заключения немцы предложили Бандере возглавить создающийся ими украинский национальный орган для борьбы с СССР, однако, как утверждается источниками ОУН(б), Бандера «решительно отверг немецкое предложение и на сотрудничество не пошёл». По другим данным, он согласился и зимой 1944—1945 годов, в частности, инструктировал команды «абверштелле» в Кракове и оказался на территории, занятой советскими войсками, откуда его впоследствии переправил на территорию рейха Отто Скорцени [29] (см. также статью Украинская повстанческая армия и ОУН(б)).
1944 — Послевоенный период
После выхода из нацистского концлагеря Степан Бандера вновь занялся организационными вопросами деятельности ОУН, находясь за пределами Украины, на территории Западной Германии, где находились центральные органы организации. В то же время на уже находящихся под контролем советских властей землях в феврале 1945 г. на расширенном заседании Правления (Провода) ОУН на Украинских землях было избрано Бюро Правления, в которое вошли Степан Бандера, Ярослав Стецько и Роман Шухевич (в позднейшем письме В.Кука отрицается этот факт).
Правление ОУН приняло решение о том, что в связи с неблагоприятной международной ситуацией и «большевистской оккупацией» Украины руководитель организации должен постоянно находиться за её пределами. Уже в феврале 1946 г., выступая от имени УССР на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Микола Бажан потребовал от западных держав выдать многих деятелей украинской эмиграции, в первую очередь Степана Бандеру. Это «решение» подтвердила конференция Заграничных частей ОУН в 1947 г.
После капитуляции Германии ОУН(б) уже к концу 1945 входит в контакт с разведками бывших союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Одновременно с этим ОУН(б) активно действует в лагерях для перемещенных лиц. Зимой 1946 в Мюнхене создается ЗЧ ОУН (Заграничная Часть — поскольку позиционируется, что основная часть стронников Бандеры находится на контролируемых СССР территориях) возглавляемая С.Бандерой. В том же году оформляется Антибольшевистский Блок Народов (АБН), который возглавляет его соратник Я.Стецько.
В Заграничных частях к этому времени, однако, возникает идейно-политическая оппозиция Бандере, которая обвиняет его в узурпации власти. Конфликт длится несколько лет. Бандера даже заявляет о намерении подать в отставку и перебраться на Украину, однако отставку его не принимают, а на конференциях ОУН в 1953 и 1955 годах с участием представителей с Украины Бандеру вновь избирали главой руководства ОУН.
15 октября 1959 года Степан Бандера был убит агентом КГБ Богданом Сташинским[30] в подъезде дома, в котором он жил с семьёй. На лестнице ему выстрелили в лицо из специального устройства[30] струёй раствора цианистого калия. Степан Бандера был похоронен 20 октября на кладбище Вальдфридхоф (нем. Waldfriedhof) в Мюнхене. После его смерти организацию возглавил С. Ленкавский.
Правление Заграничных частей ОУН в день смерти своего руководителя заявило, что это политическое убийство, продолжение серии убийств, начатых в 1926 г. убийством Симона Петлюры в Париже, а в 1938 г. — Евгена Коновальца в Роттердаме.
17 ноября 1961 г. германские судебные органы объявили, что убийцей был агент КГБ Богдан Сташинский. 8-15 октября 1962 г. в Германии состоялся суд над Сташинским (весной 1961 г. он перебежал из Восточного Берлина в Западный, где обратился в американское представительство с признанием в убийстве Бандеры и, двумя годами раньше, одного из руководителей ОУН(з) Льва Ребета, редактора «Українського Самостійника», давнего политического противника Бандеры и его ОУН(р)). На суде Сташинский дал показания, что он действовал по указанию руководства СССР. 19 октября был оглашён приговор, согласно которому Сташинского осудили на 8 лет строгого режима.
Руководство КГБ отрицало свою причастность к убийству Бандеры до последнего времени. Только в 2005 году бывший председатель КГБ СССР Владимир Крючков признал, что «убийство Степана Бандеры было одним из последних устранений КГБ насильственными методами нежелательных элементов» [31].
[myimg]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Stamp_of_Ukraine_Stepan_Bandera_100_years.jpg|lyteshow|[vacation]Mарка Украины, выпущенная к 100-летию Степана Бандеры, 2009[/myimg]
[myimg]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a2/%D0%A1%D1%82.%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%BC.%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%96%D0%BB%D1%8C.jpg|lyteshow|[vacation]Памятник в Тернополе[/myimg]