50-летие "Парка Дружбы" в Москве
Парк Дружбы Вид парка с птичьего полета.
1957 год
В 1957 году в Москве с 28 июля по 11 августа проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, шестой по счету. Традиционным событием и праздником всех пяти предшествующих фестивалей молодежи была посадка деревьев в парках тех городов, где проходили фестивали, в память этих незабываемых встреч. В Праге, Будапеште, Бухаресте и Берлине высаживались отдельные деревья – символически от каждого континента мира или делегации. В Варшаве, на V Всемирном фестивале молодежи и студентов, была посажена Аллея дружбы. А у нас в Москве решили заложить целый парк – Парк дружбы!
Эта идея увлекла нас – Ежову Галину, Савина Анатолия и меня, Иванова Валентина, молодых архитекторов, только в июле 1956 года окончивших Московский архитектурный институт и работавших в Отделе главного художника Советского подготовительного комитета фестиваля. Мы с большим энтузиазмом и интересом взялись за разработку первого в нашей самостоятельной работе архитектурного проекта, получив задание от наших шефов – главного режиссера фестиваля Иосифа Михайловича Туманова и главного художника фестиваля Бориса Георгиевича Кноблока. Пока мы все не знаем никаких конкретных исходных данных для разработки проекта – ни места его размещения в городе, ни процедуры его закладки, ни сценария проведения торжественного праздника – все еще впереди. Знаем лишь одно: по программе фестиваля это событие должно состояться 1 августа 1957 года. Поэтому планируется первая встреча с теми специалистами и руководителями организаций, которые занимаются озеленением города. И вот в октябре 1956 по инициативе подготовительного комитета фестиваля такая встреча должна была состояться.
К назначенному времени к нам, в штаб фестиваля, который первоначально размещался в доме № 37 по Кропоткинской улице, пришли шесть пожилых, как мы тогда считали, человек, примерно пятидесятилетнего возраста, все седые и угрюмые. Как потом мы узнали, это были начальник Управления озеленения Мосгорисполкома Волков П.П., главный инженер этого же управления Каширский К.Ф., управляющий Трестом зеленого строительства Шибков Б.А., руководитель мастерской озеленения Института генерального плана г. Москвы архитектор Долганов В.И., главный архитектор проектов Гриневицкий Ю.С. и главный инженер-дендролог Елизаров С.И. этой же мастерской. Наша первая встреча с этими людьми прошла, мягко сказать, мало результативно.
Прибытие делегатов фестиваля.
1957 год
Пока не подошли наши шефы, мы рассказываем им о поставленной задаче и дате проведения праздника закладки парка. Как же стали они «издеваться» над нами, молодыми, еще не состоявшимися архитекторами, задумавшими заложить парк в августе месяце, в самое неподходящее время для посадок зеленых насаждений, да и мечтавших разработать проект парка в такой короткий срок! Через некоторое время они стали еще мрачнее и «агрессивнее», так как наши творческие руководители - И.М.Туманов и Б.Г.Кноблок - запаздывали и на достаточно длительное время. Когда присутствующий сотрудник Подготовительного комитета фестиваля Евгений Сорокин попытался объяснить им причину запоздания шефов, они заявили, что уже разработали проект такого парка, развернули на столе громадные чертежи и сказали, что со всеми проблемами справятся сами без нашего участия. Более того, обидевшись на отсутствие наших высоких по рангу комсомольских и художественных руководителей соответствующего им уровня и видя перед собою неопытных зеленых юнцов, свернув в рулон все свои чертежи, вышли из кабинета, достаточно демонстративно хлопнув дверью (последнее могло произойти и не намеренно). Что для них, «матерых волков», три, начинающих свою творческую жизнь, молодых архитектора? Однако, прежде чем закрылась дверь, Галина Ежова довольно громко произнесла им вослед:
- Да разве с ними, стариками, можно иметь дело? Им же интересы молодежи по-фигу! Это же Дроздовы!
Дело было в том, что в 1956 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть писателя В.Д.Дудинцева, одного из первых наших дессидентов, «Не хлебом единым». Один из её главных героев - Дроздов был прожженным консерватором и душителем всех новых начинаний, особенно если их инициаторами выступали молодые люди (такой мы сделали свою оценку его личности).
Этот Галин возглас услышал один из уходивших, тот, что выглядел старше всех и внешне, по своей прическе «ёжиком», очень походил на известного русского композитора и пианиста Сергея Рахманинова. Он повернулся, буквально просунул свою голову обратно в полузакрытую дверь и, неожиданно улыбнувшись, сказал:
- Ну, вот что, молодые люди, приходите завтра в Институт генерального плана Москвы, ко мне в мастерскую, там потолкуем…
На другой день мы втроем отправились по указанному нам адресу на 2-ю Брестскую улицу в дом № 2/14, поднялись на 5-й этаж, нашли мастерскую № 4 и предстали перед её руководителем Виталием Ивановичем Долгановым. Он вежливо поздоровался с нами и начал разговор со знакомства в очень доброжелательном тоне. Расспросил, кто у кого учился, какая была у нас тема диплома, почему решились заняться разработкой проекта парка, попросил более детально рассказать о заданиях наших комсомольских и творческих руководителей. Видимо наши ответы его удовлетворили, а мы, в свою очередь, поинтересовались его деятельностью, его реализованными проектами. Узнали, что он не одно десятилетие возглавляет проектную мастерскую по озеленению города, разрабатывал генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, названный впоследствии Сталинским, что к 800-летию нашей столицы практически все проекты по озеленению были выполнены под его руководством и при его авторском участии. За это он - один из немногих архитекторов столицы - был награжден самым высоким в те поры орденом – орденом Ленина. По его проекту построено самое популярное у гостей и жителей Москвы место – Видовая площадка на Воробьевых горах (тогда Ленинских горах).
У нас пропала та настороженность и ершистость, с которой мы к нему пришли, а у него – тоже. Более того, мы были заинтригованы его рассказами о садово-парковом искусстве и всех профессиональных тайнах подобного творчества и строительства. Возвращаясь в свою «фестивальную» мастерскую мы любовно «окрестили» своего будущего руководителя прозвищем «наш Старик» в самом хорошем и ласковом смысле этого сочетания слов. Знал бы я тогда, что эта встреча станет решающей в моей карьере и работе как архитектора на всю мою последующую жизнь, почти на полвека!
[myimg]http://www.gardener.ru/gallery/parki/druzba/3.jpg|lyteshow[vacation]|Участники закладки парка[/myimg][myimg]http://www.gardener.ru/gallery/parki/druzba/2.jpg|lyteshow[vacation]|Участники закладки парка[/myimg][myimg]http://www.gardener.ru/gallery/parki/druzba/4.jpg|lyteshow[vacation]|Участники закладки парка[/myimg]