..................
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вообще, я согласен подписаться под рассуждением Войновича о вере. Он писал: «Меня нельзя назвать верующим, но нельзя назвать и неверующим. Я, скорее, незнающий».
Я тоже, скорее, незнающий. И ищущий. Да, на это мне не раз и не два говорилось – какие проблемы, послушай меня, и тебе все станет ясно – Христос наш бог, бросай сомненья. Или Аллах. Или Моисей. Кришна. Вишну…
Все они большие пройдохи и обманщики. Я согласен с одним древнем и непопулярным даже в своей среде суфийским трактатом – все пророки, все кликуши и святоши виноваты в разглашении великой тайны, которую каждый волен, именно «волен», а не «должен», открыть сам – бог в человеке и только. Нигде больше. Это знание и эта не вера даже, а уверенность должна придти сама, только с твоей собственной помощью, только твоим трудом и только твоим духовным становлением. И если этого не происходит – бессмысленно и даже вредно прививать что-либо извне.
Бог в человеке, и следовательно – человек и есть бог. Привет Роберту Хайнлайну и его гениальной книге «Чужой среди чужих». (другой перевод: «Чужак в чужой стране»).
Собственно, всю идею впервые опошлил какой-нибудь шаман племени Мумбо-Юмбо, потанцевав вокруг костра, призывая дождь на посевы и устав от однообразных движений, заявивший – ребята, боги мне сказали, что если каждый из вас отдаст мне по одной рыбе, к примеру, а твоя дочь, о Хвост Ишака, придет ко мне в хижину – дождь будет, ребята, говно вопрос.
Вот и понеслось. Католики прекрасно развили эту идею, да и многие не стались в стороне. И собственно религия в таком виде, в каком она пребывает поныне, сформировалась давным-давно и почти не претерпела изменений. Я никогда не понимал, почему одна свечка перед входом в церковь стоит рубль, а другая – десять. В России, конечно же. Аня Улановская тире Стрекалова говорила, что в Европе не так. Что там свечки бесплатные. Так, вот, она что, десятирублевая, больше поможет? Или господь преклонит ухо скорее к десяти рублям? Тогда он дешевое повидло и весь этот балаган не стоит и рублевой свечки…
Любая точка зрения должна быть рассмотрена и все может быть извращено. Поэтому слова мало значат. Чертовски мало. Ну, вот, к примеру, рассуждение о том, что Христос пошел на муки публичной и весьма неприятной казни во имя искупления грехов человеческих имеет столько же шансов быть правдой, как и то, что на крест ему на фиг не надо было, а его распяли за проповедование без разрешения полиции. О, человек с живым воображением может выдать немало интересных версий! Список книг прилагается. Да, хотя бы Леонид Андреев «Иуда Искариот». И так далее. Однако это тоже своего рода религия – писательство. А религия и вера – вещи разные.
А что касается обмана… Вспомните последнюю фразу Иисуса на кресте: «Господь мой, почему ты оставил меня?». Да потому, что его не было, скорее всего! Было убеждение, что он есть. И даже в Гефсиманском саду, когда Иисусу было просто страшно, как человеку, страшно умирать – даже там он хорохорился, бог-де со мной… А вот когда больно, и смерть на подступе, и обманывать себя уже не получается – вот тогда не бог покинул его, а дух переломился пополам, как это бывало с людьми и покрепче, и может перед смертью он и понял, что обманывал и себя и других. Я-то видал такие вещи, простите за бахвальство. Да и почитайте Джек Лондона «Бог его отцов». Священник там понял это, и остался жив. А тот, кто и есть бог – погиб.
Такие дела.
Почему-то многие не отдают себе отчета, что Библия, к примеру, или Коран – это тоже книги, не более того. Может, талантливо написанные, может даже написаны кровью сердец человеческих – но они КНИГИ. И только. Причем Коран куда глубже, на мой взгляд, чем Библия, довольно рафинированная в целом и, пожалуй, какая-то бесполая. А уж откровенно легкомысленные и глуповатые, как спаниель, писания кришнаитов…
...............
…как и все книги, все произнесенное вслух, все, что ты пытаешься вынести из своей души наружу, будь то сор из избы или же жемчужины из сокровенных уголков – все это обман. Точнее – искажение сущего. Искажение себя. Слишком долгий путь – душа, рассудок, рука, бумага… Целый набор призм, целый веер спектральных красок, переходящих друг в друга без твоего ведома. Это не значит, что ты врешь, боже упаси. И это не значит, что не надо и пытаться выражать то, что выражается. Это означает, что не надо выдавать это за истину, как бы ты не был в ней уверен.
Вот в чем я полностью отдаю себе отчет, за каждой своей строчкой.
Сейчас, проснувшись в пять утра и сетуя на то, что еще целых полтора часа можно было бы поспать, я гоню строку для тех же надобностей – я даю выход своим мыслям, я формирую их, словно воду души под морозным дыханием рассудка в жесткие формы слов. Не ради истины. Ради честности перед вам, дорогие мои.
И вполне вероятно, что честность как таковая и есть та самая истина, единственно доступная мне для изложения. Да и не нужна мне никакая другая истина. Раньше была нужна, теперь как-то не очень.
© Copyright: Неисцелимый, 2009