Пересечение Ленинградского шоссе и внешней стороны МКАД сегодня одна из самых активно осваиваемых строительных площадок столицы. Российские, шведские и греческие девелоперы собираются возвести здесь более 700 тыс. кв. м жилья, офисных и коммерческих площадей. Если все эти грандиозные планы будут реализованы, в течение ближайших нескольких лет на «перекрестке» на севере Москвы вырастет новый «город в городе».
Ленинградское шоссе по праву считается одной из ключевых автострад российской столицы. Связывающая Москву и Санкт-Петербург и ведущая в «главный аэропорт страны» – Шереметьево, трасса является своеобразными «северными воротами» Белокаменной. При этом приятной трассу не назовешь: промзоны и дачные поселки чередуются друг с другом, а вечные автомобильные пробки превращают дорогу в тяжелое испытание. Вот почему освоение Ленинградки начинается с решения транспортной проблемы: в ближайшие годы здесь будет построено несколько новых развязок, пущен дублер самого шоссе, разработано несколько альтернативных маршрутов объезда мест наибольшего скопления машин. Кроме того, недалеко от Ленинградского шоссе проходит канал, соединивший Москву-реку и Волгу, так что в новые объекты можно будет попасть и с воды.
Иллюстрацией может служить уже построенный «Кантри Парк»: вокруг комплекса разбит парк с беседками и прудом, оформлен спуск к Бутаковскому заливу, сейчас создаются стоянки для яхт. Вторая очередь комплекса будет сдана в эксплуатацию уже в 2008 году. На берегу залива появятся четырехзвездочная гостиница на 110 номеров с бассейном, фитнес-центром, конференц-залом и апартаментами, два офисных здания, конгресс-холл и ресторан в живописной парковой зоне. Стилистически эти объекты станут дополнением первой очереди.
«Кантри Парк» сравнительно удален от Москвы, он расположен практически в Химках. А ведь непосредственно на пересечении МКАД и Ленинградского шоссе будут реализованы еще несколько мегапроектов. Так, уже вовсю строится «Химки Бизнес-Парк» от компании IKEA, удаленный от МКАД всего на 3 км. Офисный комплекс класса А общей площадью почти 200 тыс. кв. м будет представлять собой целый деловой квартал, который вытянется вдоль шоссе. Его сформируют шесть офисных зданий, две гостиницы, апартотель и конференц-центр. Генподрядчиком выступает турецкая компания Enka, а генпроектировщиком – ООО «Архитектурно-дизайнерская мастерская А. Чернихова». И хотя обычно этот архитектор работает в стилистике русского авангарда, на сей раз он отдал предпочтение лапидарным, нарочито сдержанным формам и объемам. Подъезды к «Парку» будут сделаны с обеих сторон Ленинградского шоссе.
За северной границей города Химки, между Ленинградским шоссе и терминалом Шереметьево-1, запланировано еще одно крупное строительство. Здесь будет возведен комплекс общей площадью 5 млн кв. м, в состав которого войдут жилье, офисы и складские помещения. За реализацию проекта отвечает «Московское речное пароходство», которое планирует инвестировать в него около $4 млрд. Ближайшим соседом (и конкурентом) этого комплекса обещает стать бизнес-парк класса А «Гринвуд» (внешняя сторона МКАД, 69 км). На участке в 20 га разместятся 13 зданий общей площадью 130 тыс. кв. м и паркинг, рассчитанный на 2800 машино-мест.
Еще один участок в районе пересечения МКАД и Ленинградского шоссе принадлежит греческому холдингу Michaniki Russia, который планирует построить здесь гостинично-административный комплекс «Химки гейт». Этот объект обещает стать визитной карточкой всего района – две футуристические башни высотой около 140 м по ночам будут ярко подсвечиваться с помощью ультрасовременных светодиодных систем. Интересно, что каждая из башен будет иметь на крыше собственную вертолетную площадку, что позволит наиболее важным гостям комплекса гарантированно избегать автомобильных пробок. Начало строительства намечено на август 2007 года, сдача всего комплекса в эксплуатацию – на 2009 год.
Но, пожалуй, самый амбициозный проект, который реализуется у «северных ворот» Москвы – это строительство многофункционального комплекса «Химки-Сити». Спроектированный известным московским архитектором Михаилом Хазановым (автором нового здания мэрии в ММДЦ «Москва-Сити» и здания правительства Московской области в Мякининской пойме), комплекс представляет собой каскад разновысотных зданий, обращенных эффектными фасадами в сторону пересекающихся магистралей. Еще два объема – торговый и торгово-экспозиционный центры – имеют полукруглые очертания, перекликающиеся с формами клеверообразной развязки МКАД. В «Химки-Сити» (общая площадь более 360 тыс. кв. м) найдется место и жилому комплексу с апартаментами, и гостинице, и многочисленным офисам, и конгресс-центру, и даже автосалону.
Архитекторы не скрывают, что стремились создать эдакий «город в городе», где каждый посетитель найдет себе занятие по вкусу. В градостроительном же смысле «Химки-Сити» можно трактовать как некую «перехватывающую стоянку», которая со временем притянет к себе деловую активность, сегодня сосредоточенную в центре Москвы. Кстати, самой идее создания подобного самодостаточного «кластера» в условиях такого загруженного мегаполиса, как Москва, аналитики уже сегодня предрекают большое будущее. Так что, возможно, со временем аналогичные центры будут построены на всех крупнейших шоссе, примыкающих к МКАД.