Наталья Самовер
В «Детском мире» погром.
Худшие подозрения, которые долго не давали нам покоя, наконец получили документальное подтверждение. Вездесущие архнадзоровцы сумели проникнуть в недра загадочного здания, много месяцев окруженного забором и кольцом охраны. Внутри они увидели то, что ожидали и боялись увидеть, – полуразрушенный интерьер. Из темноты проявились наполовину демонтированные роскошные бронзовые торшеры (куда подевались остальные?) и вдребезги разбитые мраморные балюстрады.
Должно быть, непростая это задача – крушить мрамор. Даже не сразу сообразишь, как к ней подступиться. Лом? Кувалда? Работа вандала - тяжелая мужская работа.
Расколотых мраморных балясин много – десятки. Они свалены грудами так, что кажется, будто в центральный зал «Детского мира» угодила бомба.
Стоимость одного такого изделия в наше время в Москве составляет около 2 тыс. рублей. Груды убитых денег лежат в темном и мертвом зале.
Не удивительно, что при таком отношении к материальным ценностям девелоперская компания «Система-Галс», капитализация которой в 2006 году составляла 2,1 млрд долларов, ухитрилась прохозяйствоваться так, что весной 2009-го банк ВТБ купил 51% ее акций вместе с правами на здание «Детского мира» за 60 (шестьдесят) рублей.
Но что за бомба настигла это здание, построенное уже после войны?
Универмаг «Детский мир» - последний крупный проект Алексея Душкина - открылся 6 июня 1957 года. И с самого начала символическое значение этого объекта значительно превысило его безусловную градостроительную значимость.
Совсем не случайно в тяжелейшие послевоенные годы в центре столицы был построен крупнейший в Европе универмаг детских товаров. Мерная поступь могучих арок на фасадах каменным эхом откликалась на шаг парадных батальонов по брусчатке Красной площади, но внутри, в интерьере центрального зала была заключена куда менее официозная и неожиданно гуманная художественная мысль: советский народ сражался с фашистами и победил ради того, чтобы рождались наши дети, чтобы у них было счастливое детство и много игрушек. В убранстве центрального зала триумфальные мотивы классической архитектуры смешались с мотивами детских игр, и возник единственный в своем роде «детский ордер» с забавным фризом, в метопах которого расположились зайчики, уточки и черепашки.