Как это не парадоксально звучит, но в СССР во время Великой Отечественной войны формировались части, аналогичные формировавшимся Германией ост-труппен (из граждан СССР) и иностранным дивизиям при СС.
Несомненно, что 1-я румынская добровольческая дивизия "Тудор Владимиреску" была аналогом "власовской" армии – она была сформирована из военнопленных румынской армии и предназначалась для войны против Румынии.
В какой-то степени и 1-ю чехословацкую бригаду, сформированную в основном из заключенных в советских лагерях закарпатских украинцев (русин) - тоже можно отнести к этой категории – после 1939 русины формально стали гражданами Венгрии.
Почему не было сформировано "власовских" частей из пленных немцев ("армия Зейдлица") – понятно: поскольку даже советских немцев еще в августе 1941 из Вооруженных Сил СССР убрали за Урал, в так называемую "трудовую армию". Так как советское руководство было твердо уверено, что все немцы, даже имеющие многовековые корни в России, "непременно захотят навредить Красной Армии".
(Любопытно, что тем не менее на Западе до сих пор многие верят, что "армия Зейдлица" – из пленных немцев – якобы существовала в действительности, и воевала на стороне СССР не только на фронте, но даже орудовала в тылу германских войск. Действительно, немецкий генерал Зейдлиц, сдавшийся в советский плен в январе 1943, предложил руководству СССР в сентябре 1943 сформировать корпус из немецких пленных, однако его идея советским руководством была отвергнута.)
Почему не было советских "власовских" формирований из пленных венгров - тоже понятно. Они помнили о советской революции в их стране 1919 года, и деяния властей той Венгерской Советской Республики стали для венгров сильной "прививкой от коммунизма". А следовательно, советским руководством венгры не могли считаться надежными.
Разумеется, не возникает вопрос и про пленных финнов – из-за гражданской войны в Финляндии 1918, а также из-за совсем недавней советско-финской войны 1939-40.
А вот были ли попытки образовать советские "власовские" части из пленных итальянцев? Ведь после 1945 четверть итальянцев вдруг стала стабильно голосовать за коммунистов? Я встречал утверждения, что некоторые пленные итальянские генералы или офицеры предлагали советским властям сформировать из пленных такие части, но эти предложения были отвергнуты. Но подробной информации не имею.
…..
1-й чехословацкий пехотный батальон начал формироваться в Бузулуке 12 февраля 1942. К 30 января 1943 он достиг численности 974 бойцов и командиров. Среди личного состава, помимо чехов и словаков, были русины (закарпатские украинцы) – 27%, и евреи – 25%.
Командиром батальона был назначен подполковник Людвик Свобода, в 1939 бежавший из Словакии в Польшу, а затем, 18 сентября 1939, интернированный (в составе чехословацкого легиона в Тернополе) в СССР. Л.Свобода уже давно был знаком с Россией – в Первую Мировую войну он был взят в русский плен, потом служил в Чехословацком корпусе, созданном при Русской Армии, затем в звании подпоручика участвовал в Сибирском походе чехословаков 1918-1920, воюя против большевиков. Но, как известно, политические взгляды могут меняться, и Свобода, находясь в советском заключении, отсидев два года (а сколько еще ему предстояло сидеть - он знать не мог, поскольку числился интернированным), в 1941 предложил свои услуги советской власти. И не прогадал – впоследствии он стал целым президентом вассальной от СССР Чехословацкой Социалистической Республики.
Чехословацкие новобранцы, привезенные в Бузулук (Оренбургская область), были одеты в гражданскую или тюремную одежду. Только первая группа (88 бывших военнослужащих чехословацкой армии), которая приехала в феврале 1942 из Оранок (лагерь для интернированных в Горьковской области) была одета в рабочую форму Красной армии.
Совершенно секретно.
Государственный Комитет Обороны
Постановление № ГОКО-2428сс от 20 ноября 1942 г.
Москва Кремль.
Об укомплектовании формируемых на территории СССР чехословацких частей карпато-руссами, украинцами и словаками, состоявшими до расчленения Чехословакии в чехословацком гражданстве
Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1942 года поручить НКВД СССР освободить содержащихся ныне в заключении на советской территории в качестве осужденных, следственных заключенных, интернированных, или на других достаточных основаниях, нарушителей границы из Венгрии карпато-руссов, украинцев и словаков, состоявших до расчленения Чехословакии в чехословацком гражданстве.
2. Всех лиц призывного возраста, годных к несению военной службы, направить в город Бузулук в распоряжение командира чехословацкой бригады, снабдив их проездными документами и всеми видами путевого довольствия по нормам тылового пайка № 3 Красной Армии.
Начальнику тыла Красной Армии (т. Хрулеву) возместить НКВД СССР продовольственные фонды, которые будут израсходованы на путевое довольствие амнистируемых, направляемых в чехословацкую часть. Стоимость этих фондов через Уполномоченного СНК СССР и Главного командования Красной Армии по чехословацким формированиям предъявить к оплате чехословацкому командованию.
3. Лицам мужского пола, негодным по возрасту или другим признакам к военной службе, а также женщинам, разрешить свободное проживание на территории СССР, за исключением республик и областей, объявленных на военном положении, пограничной зоны и режимных местностей первой и второй категорий.
Считать целесообразным в интересах лучшего трудоустройства указанных выше контингентов чехословацких граждан сконцентрировать их на территории Казахской ССР, о чем поручить НКИД СССР договориться с чехословацким посольством в СССР.
Поручить СНК Казахской ССР оказать содействие в трудоустройстве указанных категорий амнистируемых чехословацких граждан.
(…)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН
Заключенные, подследственные и интернированные – это чехи, словаки, русины, евреи, которые оказались на территории Польши, занятой после 17 сентября 1939 советскими войсками, или бежавшие (до 22 июня 1941) в СССР из Венгрии (Закарпатье), Словакии, протектората Бомен унд Марен (Чехия и Моравия). После 22 июня 1941 – Венгрия и Словакия воевали против СССР, а протекторат был подвластен Германии. Таким образом, чехи и словаки (равно как и русины с евреями) считались советскими властями выходцами из враждебных СССР государств и "потенциальными шпионами и вражескими элементами".
Бузулукские казармы ранее служили базой польской армии Андерса, которая после своего ухода оставила там 3000 комплектов британской униформы. Это обмундирование после согласования с советской стороной было использовано чехословацкими солдатами. Боевое оружие солдаты получили только осенью 1942, до этого тренировались только с деревянными макетами.
1-й чехословацкий батальон был брошен в бой на Воронежском фронте (под Харьковом) 8 и 9 марта 1943, потери составили 112 убитыми и пропавшими, 106 раненых. В тех боях батальону удалось избежать окружения или полного уничтожения (потери составили менее 25%), и успешно отступить. За это Людвика Свободу наградили орденом Ленина.
Батальон был отправлен в тыл, и в мае 1943 в Новохоперске началось формирование 1-й чехословацкой бригады – из 670 бойцов и командиров 1-го батальона и из резервного полка, численностью 1.428, в основном русинов, освобожденных из советских мест заключения (они находились там за то, что бежали из Венгрии в СССР).
В октябре 1943 чехословацкая бригада (численностью 3.517) отправляется на фронт, в направлении на Киев. В ее составе было: 63% - русины, 16% - чехи, 10% - словаки, 6% - евреи и 5% - русских (169 военнослужащих Красной Армии – среди офицеров бригады русских было почти 20%).
В апреле 1944 советское руководство решило создать чехословацкий корпус – в составе трех пехотных бригад, танкового и артиллерийского полка, а также корпусных подразделений.
В сентябре 1944 численность корпуса достигла 16.171 (включая резервный полк и тыловые части), а национальный состав – чехи 53%, русины 22%, словаки 19%, евреи 3,5%, русские 2%.
В качестве пополнения использовались чехи, жившие на Волыни (Западная Украина). Эти чехи, идя на службу в чехословацкий корпус, рассчитывали на получение после войны чехословацкого гражданства и на право эмигрировать из Советского Союза.
На пополнение корпуса направлялись и военнопленные словаки, закарпатские украинцы, чехи, ранее служившие в армиях Словакии, Венгрии и Германии.
Чехословацкий корпус использовался в боях в Закарпатье, в Словакии, затем в Моравии. Также там проводилась мобилизация местных жителей на службу в корпусе. В апреле 1945 численность корпуса достигла 32 тыс.
…..
4 октября 1943 Государственный Комитет Обороны принял постановление о формировании 1-й румынской добровольческой пехотной дивизии "Тудор Владимиреску".
Дивизия формировалась в Селецких лагерях для военнопленных под Рязанью, где многие из военнопленных-румын к тому времени уже были надзирателями над немецкими военнопленными.
Командиром дивизии советское руководство назначило полковника Николае Камбря, бывшего начштаба 5-й пехотной дивизии румынской армии, взятого в плен в 1942. Комиссаром дивизии назначили Анну Паукер – члена ЦК румынской компартии (советские власти присвоили ей звание румынского полковника). Среди командного состава дивизии было 159 офицеров Красной Армии.
Как и в случае с чехословацкой бригадой, советское руководство не спешило отправлять румынскую дивизию на фронт. Несколько месяцев ушло на политическую подготовку – внедрение в солдат коммунистической идеологии.
В конце августа 1944 дивизия (около 9 тыс. бойцов и командиров) была отправлена в направлении Румынии, и впервые приняла участие в боевых действиях – на ее второй эшелон наткнулись выходившие из окружения немецкие солдаты. Дивизия "Тудор Владимиреску" понесла некоторые потери (несколько десятков убитых и пропавших, и несколько десятков раненых).
Тем временем 23 августа 1944 в Бухаресте произошел государственный переворот – король Михай арестовал своего премьер-министра генерала Антонеску и объявил о переходе Румынии на сторону антигитлеровской коалиции (за это он был награжден советским орденом Победы).
31 августа 1944 в Бухарест без боя вошли советские войска, а вслед за ними и дивизия "Тудор Владимиреску".
После переворота 23 августа 1944 румынская армия по приказу короля стала воевать против Германии, и дивизия "Тудор Владимиреску" уже вроде бы не могла считаться "власовской" (хотя, как писал в своих мемуарах Еременко – в Румынии распространялись слухи, что бойцов и командиров этой дивизии после войны будут судить как изменников – но эти слухи не оправдались, однако в 1952 Анна Паукер, в то время министр иностранных дел Румынии, была арестована уже коммунистическими властями, правда, по другой статье – как пособница сионизма).
Дивизия "Тудор Владимиреску" участвовала в боях против немецких и венгерских войск в Трансильвании, Венгрии, Словакии. В боях за взятие венгерского города Дебрецен в октябре 1944 дивизия понесла тяжелые потери. К марту 1945 в дивизии осталось в строю 4.436 бойцов и командиров, и она была выведена в тыл.
В апреле 1945 в СССР из румынских военнопленных была сформирована 2-я добровольческая румынская дивизия "Хоря, Клошка ши Кришан". Ее комиссаром был назначен коммунистический деятель Вальтер Роман, а командиром – генерал Ласкыр, взятый в советский плен в ноябре 1942.
Этот генерал очень высоко ценился немецким командованием – он был награжден Рыцарским Крестом в январе 1942 (став пятым иностранцем, после маршалов Антонеску, Маннергейма, Миклоша и адмирала Хорти, получившим эту награду), а в ноябре 1942 стал первым из всего лишь семи иностранцев, награжденных Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту. Любопытно, что награждение Ласкыра Дубовыми Листьями совпало с его попаданием в советский плен.
Дивизия "Хоря, Клошка ши Кришан" не участвовала в боях против Германии, однако она совместно с дивизией "Тудор Владимиреску" была использована руководством СССР для установления в Румынии коммунистического режима. В 1947, накануне коммунистического переворота в Румынии, эти две дивизии были вооружены танками, моторизованы, и стали самыми мощными в румынской армии.