СОЦИАЛИЗАЦИЯ
В то время как любое животное растет и развивается, оно проходит через три стадии внешнего воздействия. Первую стадию называют ранней нейростимуляцией, вторую - социализацией. Эти две стадии имеют ограниченные временные рамки. Впервые об этом упомянул К. Лоренц (1935), Когда написал о важности процессов стимулирования на примере импринтинга в юном возрасте и его влиянии на дельнейшее развитие особи. Наиболее известный опыт по изучению социализации крупных животных был поставлен Келлогг и Келлогг (1933). Доктор Келлогг и его жена интересовались различием в раннем развитии детей и молодых животных. Их опыт состоял в выращивании и воспитании собственного новорожденного ребенка и новорожденного примата. Оба младенца воспитывались вместе, как будто бы они были близнецами. Это исследование было предпринято, чтобы продемонстрировать что среди млекопитающих существуют большие различия в скорости их физического и умственного развития. Некоторые рождаются относительно зрелыми и способными к передвижению, тогда как другие появляются недоразвитыми, не способными передвигаться и медленно развиваются. Например, детеныш макаки Резус развивается намного быстрее шимпанзе и других "больших обезьян". Самый медленный - человеческий младенец.
Одно из самых ранних исследований в области социализации собак была предпринято Скоттом и Фуллером (1965). В своих исследованиях они продемонстрировали наличие социализации на примере подражания поведению взрослых собак молодыми. Большинство исследователей соглашаются, что нехватка адекватной социализации приводит к недопустимому поведению, которое часто проявляется как немотивированная агрессия, чрезмерная возбудимость, трусость и сексуальная апатия.
Исследования социализации подтверждают, что критический период для человеческих младенцев находится во временных рамках от 3 недель до 12-месячного возраста. Для собак этот период короче - между четвертой и шестнадцатой неделями жизни. В течении этих критических периодов времени могут пойти не так, как надо две вещи. Во-первых, недостаточный социальный контакт, такой как материнская забота и общение с себе подобными, может привести к неадекватному социальному и психологическому развитию (у людей проявляется как необщительность и социапатия). Во-вторых, избыток материнской заботы может ограничить необходимый контакт с себе подобными и ситуациями которые имеют важное влияние на рост и развитие. У людей избыток материнской заботы порождает иждивенца, социально трудновоспитуемого и эмоционально-нестабильного индивидуума.
Отсутствие внешних социальных взаимодействий и у детей, и у щенков обычно приводит к недостаточной социальной приспособляемости. Молодняк, который долго растет в изолированной среде становится болезненным, подавленным и недостаточно гибким, чтобы формировать элементарные социальные контакты.
Владельцы, которые имеют плотный график работы, часто недостаточно внимательны к своим собакам. Запертые в четырех стенах, они редко видят других собак или незнакомцев и страдают от недостаточной стимуляции и социализации. Для многих побочный эффект одиночества выливается в деструктивное поведение в форме "грызение", рытья и неуправляемости.
Становится ясно, что небольшое количество стресса во время ранней нейростимуляции, впоследствии сопровождаемое своевременной социализацией, могут привести к полезным результатам. Однако, опасность здесь может таиться в незнании порогов недостаточной или избыточной стимуляции. Много несоциализированного надлежащим образом молодняка развивается во взрослых особей, неподготовленных для взрослой жизни и неспособных справиться с незначительным стрессом. Попытки повторной социализации в зрелом возрасте приносили очень незначительный эффект. Эти неудачи подтверждают, что периоды времени, открытые для ранней нейростимуляции и социализации даются природой только однажды.
Третью, заключительную стадию в процессе роста и развития называют стадией обогащения. В отличие от первых двух стадий, это не имеет временных рамок и охватывает очень длинный промежуток времени. Обогащение - термин, означающий положительную сумму событий, которые имеют совокупный эффект на особь. События обогащения подвергают особь широкому разнообразию интересных, новых и захватывающих событий с регулярной возможностью свободно исследовать и взаимодействовать с ними. Результаты исследований показывают, что особи, выращенные в обогащенной среде, становятся более любознательными и способными справляться с трудными задачами. Возможно, самый известный пример детской программы обогащения - образовательная телепрограмма "Улица Сезам". Результаты исследований показали, что дети, которые регулярно смотрели эту программу, обучались намного легче, чем дети, её не смотревшие. С другой стороны, большинство детей с низкими школьными баллами росли без должных контактов с ровесниками, недостатком воспитания, отсутствием книг и игрушек, но зато с обильной диетой из телевизионных мыльных опер.
Подобная аналогия может быть проведена и среди собак. Они учатся на протяжении всей жизни, потому что их нейросистема хранит информацию, которая в последствии может иметь неоценимое применение. Исследования Скотта и Фуллера полностью подтверждают что "необогащенные" щенки, при предоставлении им свободы выбора, предпочитают оставаться "в своей конуре". Они типично боялись незнакомых объектов и вообще предпочитали прятаться, а не исследовать. Эти щенки во многих отношениях были подобны обездоленным детям.
Регулярные поездки в парк, торговые центры и дрессировочные площадки служат хорошим примером действий обогащения.