Со дня убийства российского императора Николая II и его близких исполнилось ровно 90 лет. В честь трагической годовщины во всех храмах России состоялись молебны, посвященные семье последнего российского императора. Самым значительным событием, связанным с годовщиной, стали результаты экспертизы, согласно которым останки, найденные под Екатеринбургом, принадлежат царевичу Алексею и княжне Марии.

О том, что останки, найденные на старой Коптяковской дороге под Екатеринбургом, действительно принадлежат членам семьи последнего российского императора Николая II, публично заявили представители Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ. Соответствующее заключение было сделано в результате проведенной генетической экспертизы. Ею занимались 22 специалиста и 12 различных учреждений.

«Во всех храмах Русской Православной Церкви прошли богослужения. Во многих городах страны были организованы крестные ходы»
«Полученные в целом научные результаты на основе анализа ДНК по трем генетическим системам согласуются с гипотезой, что во втором захоронении обнаружены останки великой княжны Марии и цесаревича Алексея», – говорится в сообщении СК.

Напомним, что фрагменты человеческих скелетов были найдены в процессе археологических раскопок в июле прошлого года. Тогда специалисты Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области и члены военно-исторического клуба «Горный щит» обнаружили на старой Коптяковской дороге под Екатеринбургом двойное кострище, которое использовалось для сжигания тел.

Результаты первого этапа исследований указали на то, что найденные фрагменты костей принадлежат подростку 12–14 лет и девушке 16–18 лет. Подтвердила версию об обнаружении останков царевича Алексея и его сестры Марии и историческая экспертиза: они были найдены недалеко от того места, где были захоронены остальные убитые члены царской семьи. Теперь сомнений в этом практически не остается.

«По совокупности антропологических и генетических данных можно утверждать, что в двух захоронениях имеются останки семи человек, составляющих одну конкретную семейную группу: отец (мужчина в возрасте около 50 лет), мать (женщина в возрасте 40–50 лет), дочери (женщина в возрасте 18–22 лет и женщина в возрасте 16–20 лет из первого захоронения), а также еще одна дочь (женщина в возрасте 17–19 лет из второго захоронения), а также сын (подросток мужского пола в возрасте 12–14 лет из второго захоронения)», – указано в заключении.

Для местных властей факт объединения царской семьи неожиданностью не стал. Прежде губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявлял, что на подлинность останков указывают итоги экспертизы, проведенной в США. Тем не менее, для окончательного заключения российские ученые продолжат исследования.

Как заявил начальник свердловского бюро судмедэкспертизы Николай Неволин, завершающим этапом в исследованиях станет прямая идентификация костных останков и крови Николая II, следы которой обнаружены на рубашке императора, хранящейся в Эрмитаже. Кроме этого, будет проведен сравнительный анализ ДНК представителей королевских семей Европы, родственных семье Романовых, согласие которых на участие уже получено.

Такая тщательность не случайна. Русская Православная Церковь неоднократно указывала на то, что не признает обнаруженные останки подлинными. Об этом же заявляли и представители российского дворянства. Именно поэтому оформление мемориального комплекса семье Романовых начнется только после обнародования окончательных результатов.

Николай II, его супруга Александра Федоровна, а также их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были расстреляны без суда и следствия вместе с лейб-медиком, комнатной девушкой, поваром и лакеем в Екатеринбурге в доме Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Ипатьевский дом, в котором было совершено убийство, был снесен по распоряжению политбюро ЦК КПСС (исполнителем решения был тогдашний первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин). В 2003 году на его месте был построен Храм-на-Крови́ во и́мя Всех Святы́х, в земле́ Росси́йской просия́вших.

Впервые останки членов семьи Романовых были обнаружены более четверти века назад – в 1979 году. В то время раскопками руководил консультант министра внутренних дел Гелий Рябов. Однако этот факт не был предан широкой огласке: по указанию властей найденные останки тайно закопали.

В начале 1991 года в местную прокуратуру было подано заявление об обнаружении тел, имеющих признаки насильственной смерти, а в 1993 году Генпрокуратура открыла уголовное дело. После трех генетических экспертиз, проведенных в 1993 году в Англии, в 1995 в США и в 1997 в России, специальная комиссия пришла к выводу, что найденные останки действительно являются останками 9 членов семьи последнего российского императора Николая II, и было решено совершить их погребение в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Еще в 1928 году Николай II и его семья были причислены к лику святых Катакомбной церковью, а в 1981 году были прославлены Русской Зарубежной Церковью. В соответствии с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 20 августа 2000 года, Николай II, царица Александра Фёдоровна, цесаревич Алексeй, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

В память об убийстве царской семьи в среду, 16 июля, во всех храмах Русской Православной Церкви прошли богослужения. Во многих городах страны были организованы крестные ходы. Не стал исключением и Екатеринбург. Кроме шествия верующих и молебна в Храме-на-крови здесь состоялся фестиваль «Царские дни», на который прибыла дальняя родственница (внучка двоюродного брата) убитого императора, княгиня императорской крови Мария Владимировна, именующая себя главой дома Романовых.

«Это день в истории России одновременно и страшный, и печальный, и, в то же время, светлый день, потому что, по учению христианской церкви, на крови мучеников произрастает все великое и святое, что есть в нашей жизни, и, безусловно, связанное с российской цивилизацией», – прокомментировал визит княгини в Россию ее пресс-секретарь.

Надо отметить, что дед Марии Владимировны – великий князь Кирилл Владимирович – в феврале 1917 года первым из членов царской семьи присягнул Временному правительству. Что не помешало ему позднее в эмиграции объявить себя наследником императорского престола.

Комментарии

Игорь Доливо-Добровольский, предводитель Петербургского дворянского собрания.

Отношение Дворянского Собрания к гибели царской семьи таково, что любая казнь, которая проводится во время революции и без постановления суда, незаконна. Именно поэтому к Генпрокуратуре были выдвинуты требования по реабилитации погибшего императора и признанию его казни неправомочной. Эта наша позиция, на которой мы продолжаем настаивать. Известно, что расстрел семьи Николая II стал поворотным моментом в истории нашей страны. После него начались массовые расправы над дворянскими семьями. Сейчас, когда в других странах проведены нейтральные экспертизы, и есть специалисты, готовые дать ответы на любые вопросы, осталось только, чтобы власть и Церковь сошлись в общем мнении и признали подлинность останков. Что же касается лично меня, то я в ней не сомневаюсь./ВЗГЛЯД

Владимир Вигилянский, Глава пресс-службы Московской патриархии священник

Русская Православная Церковь не настаивает на реабилитации царской семьи, поскольку использование такой формулировки подразумевает, что убийство было совершено по решению суда и действия цареубийц были официально подкреплены.
Кроме того, этот термин означал бы, что современная российская власть берет на себя ответственность за происшедшее злодеяние. Вместе с тем, мы не можем признать найденные останки подлинными. Русская Православная Церковь не является экспертом в области генетики, но результаты прошедших экспертиз вызывают сомнения у многих специалистов. Именно поэтому нам кажется целесообразным создание общественного совета, в который бы вошли представители Церкви, науки и государства. Если бы мы смогли получить в ходе работы этого совета ответы на те вопросы, которые возникли еще десять лет назад, то были бы только рады. Тогда митрополит Ювеналий не смог добиться от комиссии информации, которая удовлетворила бы представителей Церкви.
И на основании его доклада Синод не признал останки подлинными.

Однако это не значит, что мы не хотим докопаться до истины. Церковь в первую очередь заинтересована в том, чтобы были найдены останки царской семьи, но считает недопустимым поклоняться лжемощам»./ВЗГЛЯД

Николай Сванидзе, историк, тележурналист

Я не эксперт, но, насколько мне известно, большинство специалистов в последнее время сошлись в общем мнении – останки подлинны. Также можно говорить о том, что сформировано общее отношение к случившемуся как к преступлению. Я бы не стал говорить о том, что смерть царской семьи носила символический характер для России, поскольку не являюсь мистиком. Кровавые расправы начались в стране сразу же после октябрьского переворота 1917 года и стали отличительной особенностью всего советского режима.
Конечно, добивание штыками царских детей – это самый яркий пример таких злодеяний, но подобным образом в России были уничтожены десятки тысяч семей.
Вообще, в двадцатом веке было не так много режимов, которые прославились бы такими же страшными преступлениями. Кроме советской власти этим отличились нацисты и режим Пол Пота в Кампучии. Еще можно вспомнить режим Мао Цзедуна в Китае. Сейчас мне неизвестен ни один историк, который бы в своих работах указал на то, что убийство царя было оправданным или целесообразным шагом. Единственные, кто по-прежнему не признает этого преступления, – это коммунисты. Они приводят разные доводы. Кто-то считает, что во всем был виноват царь. Кто-то подчеркивает, что до сих пор неясно, кто именно его убил. Но факт остается фактом, и от него никуда не уйти./ВЗГЛЯД