// Журнал "Психология и управление", 2008, номер 6
Представители новой профессии имидж-консультанта рассказывают, что к ним чаcто обращаются индивидуально предприниматели, политики и деятели шоу-бизнеса. К корпоративным тренингам российские менеджеры пока прицениваются.
Юлия Курышева, имидж-консультант, бизнес-тренер и основатель первой в России английской школы имидж-консалтинга First Impressions, несмотря на то, что закончила Московский лингвистический университет им. Мориса Тореза, карьеру начинала в инвестиционно-банковской сфере. Сначала работала помощником руководителя отдела прямых инвестиций в «Ренессанс капитале», затем младшим аналитиком: «Но в какой-то момент поняла — не мое». В 1998 г., когда в банке начались сокращения, Курышева уехала в Америку получать МВА, а через год вернулась, приняв предложение поработать в PR-агентстве и пять лет трудилась в области маркетинга. «Потом на глаза не попалась статья о профессии имидж-консультанта, — рассказывает Юлия. — В ней давались ссылки на сайты двух ассоциаций — американской и европейской. Каждая рекомендовала пять школ, которые считаются лучшими». Выбор пал на английскую. Через год после учебы, в 2006 г., Курышева открыла ее представительство в России.
Азы профессии
«Первый раз к имидж-консультанту я обратилась, когда начала собственный бизнес, — вспоминает Лариса Васильева, владелица небольшой инвестиционной компании. — Прочитала статью в журнале, через интернет вышла на студию». По ее словам, прежде чем из ее гардероба исчезли джинсы, свитера и футболки, не подходившие для деловых переговоров, пришлось провести четыре встречи с консультантом. «На первой мне помогли сориентироваться с цветом и стилем, на второй я пригласила консультанта домой, и мы вместе отсортировали мой гардероб, составив так называемые капсулы [комбинации] одежды», — рассказывает она. Еще на одной встрече — в ателье девушке выбрали ткань и фасон костюма и на последней — аксессуары. За все клиентка заплатила 700 евро. «Почему я обратилась к консультанту? В тот момент у меня не было времени ходить по магазинам, но хотелось, чтобы деловой костюм не был скучен», — улыбается она.
На Западе профессия имидж-консультанта существует более 20 лет, в России — не более трех, рассказывает имидж-консультант, соучредитель «Студии 360» Яна Павлидис: «Имидж-консалтинг — это комплексное решение проблем, связанных с гардеробом, с учетом природных данных человека, сферы его деятельности, статуса и психологических особенностей».
Несмотря на относительную молодость профессии в России, стоимость услуг этих специалистов у нас сравнима с западной. В Лондоне, по словам Курышевой, час персонального шопинга или сортировки гардероба стоит 100 фунтов (около 120 евро), в Москве — 100-150 евро.
Учатся оптом
Имидж-консультанты говорят, что в большинстве своем к ним обращаются компании, работающие в сфере моды и красоты, — бутики одежды и салоны красоты. Главная их цель — повысить квалификацию персонала. Это позволяет предложить и более высокий уровень услуг. Так, в конце прошлого года сотрудники студии «Соль» (представляет ткани Valentino Garavani и Emanuel Ungaro) прошли пятидневный тренинг на тему «Определение психологического типа и цветовой анализ». «Это были лекции и практические занятия», — рассказывает гендиректор студии Александра Калошина. Она признается, что раньше ее подчиненным не хватало «профессиональной аргументации» в работе с тем же цветом. «В магазинах, где продаются ткани известных кутюрье, нужны не просто продавцы, — рассуждает Калошина. — Мало объяснить, как тот или иной оттенок меняет линию подбородка, цвет лица, глаз. Нужно общаться и в ходе общения выявлять психотип клиента». Владелица студии утверждает, что после тренинга продажи выросли на 10% по сравнению с прошлым годом.
«Работа с корпоративными клиентами — это и разработка фирменного дресс-кода, когда проводится аналитическая работа — маркетинговые исследования, психологическое тестирование, коррекция имиджа», — отмечает Павлидис.
Универсальный язык
Агентство Vector Market Research по заказу «Ведомостей» провело 15 интервью с гендиректорами, HR-менеджерами и коммерческими директорами компаний из торговой, финансовой и гостиничной сфер и выяснило, что большинство опрошенных связывают профессию имидж-консультанта с политикой и шоу-бизнесом. В числе задач таких специалистов назывались: разработка индивидуального стиля в соответствии с должностью, выбор костюма для деловых встреч, знакомство с модными тенденциями.
«В России люди покупают самое дорогое. Почему? Потому что себе не доверяют, — убежден Сэмми Котвани, владелец ателье “Императорский портной” в Москве. — Многие думают, что, купив самый дорогой костюм, они автоматически будут выглядеть лучше». «Российские клиенты гораздо больше ориентированы на моду, тенденции сезона, в то время как в Европе наиболее важным считается выглядеть уместно», — отмечает Курышева.
«Чтобы развивать долгосрочные отношения с клиентом, нужно говорить с ним на одном языке, а значит, придерживаться схожего дресс-кода», — делится соображениями Анна Джексон-Стивенс, работавшая ранее исполнительным директором в рекламном агентстве TweenBTL. «Вкус отдельного человека и правила компании легко входят в конфликт, — замечает Никита Рождественский, менеджер по развитию бизнеса в нефтегазовой отрасли кадрового холдинга “Анкор”. — Кроме того, у сотрудников разные финансовые возможности, и работа консультанта в такой ситуации может стать неким примиряющим моментом».
«Чтобы быть успешным в этом бизнесе, ориентироваться в моде недостаточно, — отмечает Курышева. — Нужно быть готовым к поиску клиентов и новых маркетинговых стратегий».