Задача <продать> понятна многим. Так случилось, что каждый третий в нашей стране что-то продает. Газеты по трудоустройству пестрят объявлениями <Срочно требуется менеджер по продажам>, <Только 10 дней на конкурсной основе и только 10 менеджеров>: Пожалуй, уже не осталось ни одной области, где что-то кому-то не продавалось бы. Но делать это можно по-разному.
Одна компания имеет штат менеджеров, которые <ведут> только мелких и средних клиентов. Работа осуществляется по накатанной схеме. Руководит ею чаще всего директор, с которым сотрудники согласовывают каждый свой шаг. И так - из года в год.
А другая компания, специализирующаяся на той же продукции, постоянно растет, развивается, увеличивает объемы. Ее главная задача - не только удержать имеющихся покупателей, но и пополнить их список VIP-клиентами. Успех, когда такой клиент становится для нее <ключевым>.
<Золотой> фонд России
VIP-клиенты - сложные клиенты. По большому счету, они являются <ключевыми> не только для отдельно взятой фирмы, но и для всего сегмента рынка, в котором та работает. Они никого не ищут. Наоборот, все стремятся завязать с ними партнерские отношения. Разумеется, и в этом случае конечная цель - прибыль. Но далеко не всегда. Через подобное сотрудничество можно сделать рекламу (и себе, и товару), раскрутить новый бренд, набрать веса. То есть вырасти за счет их известности.
Однако эти клиенты в силу своего положения на рынке, статуса и престижности требуют особого, не рядового отношения. Они уже давно сами знают и мировые аналоги предлагаемых товаров, и ценовую политику в их отношении. В данной ситуации несоответствие уровню клиента равносильно провалу. Понятно, что рядовой менеджер просто не в состоянии <вести> такого покупателя. Любой промах не останется незамеченным. И тогда <на сцену> выходит аккаунт ().
Фигаро здесь, Фигаро там
Не будет преувеличением сказать, что менеджер по ключевым клиентам - настоящий виртуоз в своей деятельности, обладающий многими талантами. Если хотите, это представитель элиты менеджеров. Он и стратег, и тактик, и психолог, и философ, и дипломат, и артист. А когда надо - и <свой в доску рубаха-парень>.
Так уж сложился наш рынок, что не последнюю, иногда и решающую роль при заключении сделок играют личные отношения. Хороший аккаунт должен быть максимально приближен к VIP-клиенту. В идеале - стать чуть ли ни доверенным лицом и сотрудником его фирмы. Для этого надо разбираться в ее внутренней структуре: кто принимает решения? кто отвечает за логистику, закупки, продажи? Менеджера интересует любая деталь. Вплоть до состава семьи руководителя, его интересов и слабостей. Девиз - максимум информации! Известно, что чем больше мы знаем о человеке, тем легче им управлять.
Как добываются сведения? Способов существует множество. Сгодятся даже сплетни и слухи, так как они в большинстве случаев оперативны. Например, если аккаунту конфиденциально сообщат, что видели его клиента играющим в гольф с конкурентом, он наверняка задумается о предоставлении <неверному> дополнительных скидок. Лучший вариант - когда аккаунт в такой ситуации узнает о намерениях и возможностях конкурента. Каким образом? А вот это уже коммерческая тайна каждой фирмы.
Сверхзадача сверхспециалиста
Хороший аккаунт не только продает. После заключения договора он помогает организовать доставку продукции. Возможно, содействует и в ее реализации: порекомендует, как лучше разместить товар в торговом зале, на что делать упор в работе с рядовыми покупателями. В этом процессе не бывает мелочей.
Менеджер искренне заинтересован в процветании фирмы своего ключевого клиента. Ведь если у того будут расти объемы продаж, пропорционально он увеличит объемы закупок, совершаемых с помощью аккаунта. А это профессионалу плюс - результат налицо.
Добавим в список достоинств понимание природы управленческих процессов, умение брать на себя ответственность за принятие решений в сложных, неоднозначных ситуациях, знание законов маркетинга, экономики, владение информационными технологиями, обладание даром предвидения - и перед нами портрет аккаунта.
Не так уж мало? Согласны. А кто сказал, что менеджером по ключевым клиентам может работать каждый? Это под силу только яркому лидеру, за которым готовы идти и которому готовы верить.
Прибыль, прибыль и еще раз прибыль
Зарплата любого менеджера по продажам состоит из фиксированной части (оклада) и бонуса. С окладом ясно. Здесь все зависит от компании, ее финансовых оборотов и щедрости руководителей. Общий доход аккаунта составляет от $ 1500 до $ 4000. В очень крупных фирмах, обслуживающих денежные отрасли (нефть, газ, энергетика), есть вероятность заработать и до $ 10 000.
С долей бонуса дело обстоит сложнее. Это может быть процент и от выполнения плана продаж, и от прибыли фирмы вообще, и от количества проданного товара в штуках, и от суммы денежных потоков, которые прокручивает менеджер. С повышением личного статуса аккаунта растут и его бонусы.
Например, фиксированный оклад составляет $ 900. За выполнение плана продаж с определенным клиентом прибавляется $ 800, за перевыполнение - еще $ 200. Плюс $ 200 c оборота фирмы вообще.
Сложно? На тот момент, когда вы станете менеджером по ключевым клиентам, все эти вычисления будут для вас простой азбукой. Мало того, не исключено, что самому придется выдумывать подобные хитроумные схемы для клиентов и подчиненных. А пока, поверьте на слово: - это денежно, престижно и, в конце концов, просто <круто>. Где бы он ни работал. Одно название чего стоит.
Выбирайте эту профессию, если вы:
- Обладаете аналитическим складом ума
- Имеете яркие организаторские способности
- Наделены даром убеждать
- Можете стать душой любой компании
- Нацелены на успех
Не выбирайте эту профессию, если вы:
- Не готовы жертвовать личной жизнью ради дела
- Теряетесь в неординарной ситуации
- Предпочитаете позицию исполнителя
- Не умеете завязывать полезные знакомства
- Начисто лишены азарта
Светлана Комарова , "Куда пойти учиться"