ПРИМЕНЕНИЕ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА В МУЗЫКОТЕРАПИИ
У любого православного человека не могут не вызвать вполне естественное недоумение такие фразы, как "оздоровительный эффект колокольного звона", "сеансы православной музыкотерапии", "экспериментальные методы использования православного звона в лечебной практике". Возможно ли совместить такие понятия как церковный звон и медицина ? Допустимо ли применение звона в нетрадиционном направлении ? Ответ может быть верным в том случае, если он сопровождается объяснением, которое опирается на Священное Писание и Предание. История свидетельствует, что использование для исцеления "вспомогательных средств" вовсе не чуждо святоотеческой традиции и православной культуре. Вот как свидетельствует об этом святитель Иоанн Златоуст: "Когда Бог увидел, что большинство людей ленивы и обращаются к религиозному чтению с неохотой, то, желая сделать такое занятие более приятным, Он соединил мелодию с пророчеством, чтобы все могли возносить Ему Священные гимны с великим рвением". Именно эта принадлежность телесного врачевания духовной молитвенной основе человеческого бытия с особой остротой ставит вопрос о новых методах благотворного медицинского воздействия, которые напрямую связаны с православной традицией.
Одним из таких методов является лечение звуком и прежде всего музыкальным. Как известно музыкальное творчество по своей сути созидательно. Стройная и чистая мелодия являет собой сочетание духовной силы и света, цельности и величия. В этом плане особенно живым, красочным и уникальным звучанием отличаются церковные колокола. По замечательному выражению К. Сараджева, "музыка звона бесконечно прекрасна и является чем-то совсем отдельным от других музыкальных инструментов. В него входит наивысшая сложность сочетания звука. Колокол дает нам весь музыкальный Абсолют, посвящает нас в наивысшую теорию музыки". Обладая богатейшими свойствами звуков церковный звон, воздействует как на духовную, так и физическую основу человеческого существа.
В связи с этим важно коснуться вопроса об использовании православного звона в музыкальной терапии. Здесь необходимо остановиться на некоторых современных методах лечебного применения церковного звона.
В частности, группа исследователей под руководством заведующего лабораторией биосферных исследований Института литосферы Ф. Я. Шипунова установила, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, который разрушает болезнетворную среду. Результаты проведенных исследований показали, что церковные колокола являются мощными генераторами сверхлегких частиц - микролептонов, массы и заряды которых на несколько порядков меньше, чем электрона. Своим звоном колокола возбуждают огромное количество микролептонов в радиусе нескольких километров вокруг храма. А опыты показали, что в возбужденном виде сверхлегкие частицы способны обезвреживать микробов. Поэтому, если систематически звонить в колокола, то микролептоны обеззараживают местность вокруг храма и уничтожают многочисленные вирусы различных инфекционных заболеваний.
Особое воздействие православного звона проявляется на душевном состоянии человека, его психики. Много лет психиатр А. В. Гнездилов из Санкт-Петербурга успешно лечит ряд психических заболеваний звучанием колоколов. Актуальность данной проблемы определяется тем, что обычные вербальные (словесные) воздействия в процессе взаимоотношений врача и больного в последнее время утрачивают свое значение. Поиск невербальных форм контакта привел, в первую очередь к колоколам, способным создавать так называемое чувство "соборности".
По мнению А. В. Гнездилова, в основе жизни лежит ритм: восход-заход солнца, прилив-отлив, вдох-выдох - все подчиняется закону ритмологии. Все органы в человеческом теле настроены на определенные тона, и весь организм, как чуткий музыкальный инструмент, резонирует с окружающим звуковым полем. В православной традиции колокольный звон, призывающий к молитве, настраивает человека на определенный лад, который пробуждает стремление души к внутреннему миру.
Размеренный, стройный звон, оказывая необычайно сильное воздействие на эмоциональную и духовную сферу человека, способен избавить его от стрессового состояния, помогает быстрее пройти психотерапевтическую реабилитацию и вернуться к нормальной жизни после чрезвычайных нервных потрясений. Что касается практической методики применения звона, то здесь все очень просто: больной, не владеющий музыкальными инструментами, может сам принимать участие в терапии. Он самостоятельно находит для себя нужный тон, ритм и сочетание с другими колоколами. Об эффекте данной терапии свидетельствовали сами больные: одни подчеркивают исчезновение различных болевых ощущений, другие - появление внутренней гармонии и обретение психологической опоры внутри себя. По мнению А. В. Гнездилова, медицинские учреждения, пункты обслуживающие беженцев, ветеранов-воинов, страдающих особым синдромом войны, медико-оздоровительные клубы могут брать на вооружение такое мощное лечебное средство, как звон колоколов. Как замечает ученый, Ассоциация колокольного искусства России совместно с учеными, врачами и высококлассными мастерами колоколитейного производства готовы уже сегодня к созданию центра "Лечебные звоны", что послужит реальной помощью страдающим людям.
Немалая заслуга в изучении данной проблемы принадлежит петербургскому Центру музыкальной терапии "Лад". Все научные исследования Центра базируются на индивидуальной воспринимающей способности человека и специальной стереофонической системе. В этом случае очень важен правильный подбор оздоравливающего звукового резонанса, который вызывал бы положительные реакции больного. Результаты тщательного экспериментального исследования показали, что долгосрочная коррекция здоровья возможна после системного воздействия музыкальным, звуковым резонансом с максимально широким диапазоном. А таким диапазоном обладает как раз колокол.
Специалисты Центра воспроизвели этот резонанс с помощью электроакустического стереофонического комплекса объемного воздействия. Комплекс воспроизводит звуковые волны, настроенные на резонансные структуры человеческого тела. Воспроизводимый через эту установку звук настраивается на резонансные структуры человеческого тела и поэтому оказывает воздействие на все тело человека. Внедрение в практику этих методов привело к достаточно значимым результатам: на эмоциональном уровне - снижение дисбалансов мозговой деятельности, улучшение реакций, связанных с усилением интеллектуальных и умственных способностей, на физиологическом уровне - заметное улучшение общего кровообращения, оптимизация деятельности функции сердца. Было также установлено, что на клеточном уровне звон способен влиять на активность синтеза ДНК в опухолевых клетках.
Необходимо отметить достаточно плодотворную работу в данной области, проделанную Московским Колокольным Центром на уровне спектрального анализа церковного звона. (см. "Звонарь ¦8").
В заключение хотелось бы обсудить несколько важных вопросов: быть или не быть дальнейшим исследованиям в этом направлении ? Если "да", то каким образом ? Или звон, как принадлежность храма, как живая частичка Богослужебного ритма, должен быть сугубо церковным действом ? Подход к этой проблеме обусловлен, прежде всего, возрождением традиций и ценностей православной культуры. Главная ценность в нашем мире - есть личность - созидающая либо разрушающая. Кодом каждой личности является нравственность, как единое и целостное устроение внутреннего мира. Именно поэтому в православной нравственности первой ценностью является любовь к Богу и ближнему. Смысл же человеческой жизни в христианстве непосредственно связан с жертвенным служением ближнему. В связи с этим врачевание по сути дела - одно из уникальных направлений человеческой деятельности, назначение которой совпадает с ценностями милосердия, человеколюбия. "Где любовь к людям, - писал Гиппократ, - там любовь к своему искусству". Таким образом, единство медицины и религиозной этики очевидно. Соблюдение этого единства(в(любой(научной практике есть постижение высшего духовного смысла деятельности. Поэтому основой любого ученного, а тем более исследователя колокольного звона - является литургическая церковная жизнь, покаяние, стремление к совершенной любви, богоподобию. Но на этом этапе требуется мужество, самоотречение, смирение и терпение, чего сплошь и рядом не наблюдается. Утрата того же смирения в медицинской практике приводит либо к гордыне, превозношению, либо к нездоровому оккультизму и мистике. Только исцелив себя через осознание своей немощи и греховности, собственного духовного несовершенства, специалист на любом поприще может принести великую пользу во благо Матери Церкви.
Если вернуться к тому же вопросу о необходимости музыкальной терапии, то здесь мы сталкиваемся с той же необходимостью нравственной, созидающей установки различных исследований. Только при этом условии будет заметна огромная лечебная польза от слушания церковного звона или православных песнопений. Только тогда звук станет сильнейшим импульсом преображения и освящения нравственного облика человека. Одновременно - это свидетельство верности православным традициям, что в немалой степени способствует их выживанию и сохранению. Ведь только этим жив и существует церковный звон. Поэтому использование звона в музыкальной терапии - это не только путь исцеления, но и шаг к Храму.