«После тяжких страданий наступила смерть или состояние которое сочли смертью... Обнаружились все обычные признаки смерти. Лицо осунулось, черты его заострились. Губы стали белее мрамора. Глаза помутнели. Наступило окоченение. Сердце не билось. Так она пролежала три дня, и за это время тело сделалось твердым, как камень».
Вы, конечно, узнали известный рассказ Эдгара По «Заживо погребенные». В литературе прошлого этот сюжет—погребение живых людей, впавших в летаргический сон,— был достаточно популярен. К нему не раз обращались мастера слова, с большим драматизмом описывая ужас пробуждения мнимо умерших в холодном, мрачном склепе или в гробу.
Состояние летаргии на протяжении столетий было окутано ореолом мистики, таинственности и ужаса. Страх заснуть летаргическим сном и быть заживо погребенным был настолько распространенным явлением, что в прошлом веке в Германии, например, при всех больших кладбищах устраивались «предварительные» усыпальницы. Однако в старейшей Мюнхенской усыпальнице не было зафиксировано ни одного случая оживления доставленных туда умерших.
Действительно ли летаргия так искусно имитирует истинную смерть, что одно можно спутать с другим?
Еще в начале XX века среди виднейших ученых не существовало единого мнения по этому вопросу. Современная наука категорично отвечает: нет!
Внешне состояние летаргии скорее напоминает глубокий сон. Но «спящего» практически невозможно разбудить, он не реагирует на оклики, прикосновения, другие внешние раздражители. Однако отчетливо видно дыхание. Если внимательно присмотреться, заметны подрагивания век. Легко прощупывается пульс—ровный, ритмичный, порой немного замедленный. Артериальное давление нормальное или несколько понижено. Цвет кожи обычный, неизмененный (сравните с картиной, нарисованной Э. По).
Только в очень редких случаях наблюдается действительно картина мнимой смерти. Резко снижается артериальное давление, пульс едва определяется, дыхание становится поверхностным, кожа холодной и бледной.
Но и при самой глубокой летаргии врач сегодня может обнаружить у больного признаки жизни. Прослушиваются сердечные тоны, в ответ на раздражение электрическим током сокращаются мышцы и нервы; сохранной остается реакция расширения зрачков на боль. Электрокардиограммы и электроэнцефалограммы регистрируют биотоки сердца и мозга.
Итак,-в настоящее время вопрос не стоит в плоскости разграничения летаргического сна со смертью. И сам термин «летаргический сон» специалистами практически не употребляется. Сегодня говорят об истерической спячке, истерической летаргии.
По своей сути истерическая летаргия ничего общего не имеет с физиологическим сном. Прежде всего нормальный сон не может непрерывно продолжаться сутки и более (за исключением тех случаев, 1 когда человек сильно переутомлен, не спал несколько дней и т. д.). А приступ истерической летаргии длится от нескольких часов до многих суток и даже—в очень редких случаях!—лет. Интересно, что в течение приступа ^больной какое-то время спит по-настоящему; это явление назвали «сном внутри сна». Выявить его удалось с помощью электроэнцефалограммы.
Если сравнить электроэнцефалограмму, на которой зарегистрированы биотоки мозга спящего человека, с электроэнцефалограммой человека, впавшего в летаргический сон, то даже неспециалист сможет уловить резкое их отличие. Как известно, физиологический сон делится на две фазы. Первая—это так называемый медленный сон, с характерными медленными электрическими биопотенциалами: Вторая фаза—сон быстрый, или парадоксальный; ему присущи быстрые колебания биопотенциалов с малой амплитудой. Во время же истерической летаргии на электроэнцефалограмме регистрируется картина биотоков мозга, соответствующая состоянию бодрствования! При различных раздражениях: шуме, окликах, вспышках отита—электроэнцефалограмма показывает, что мозг реагирует на них. Но внешне это никак не проявляется, больной не «просыпается». Как уже говорилось, вывести его из .состояния летаргии практически невозможно. Пробуждение бывает таким же внезапным и неожиданным, как и начало приступа
Правда, в некоторых случаях истерической летаргии предшествуют головная боль, вялость, чувство разбитости. И человек, который неоднократно впадал в летаргию (а такое нередко наблюдается в клинической практике), по знакомым симптомам может предсказать приближение очередного приступа.
Вхождение, как говорят специалисты, в состояние летаргии сопровождается также значительной активацией вегетативной нервной системы: поднимается температура тела, учащается пульс, повышается артериальное давление, усиливается потоотделение. Физиологические характеристики таковы, будто человек делает тяжелую физическую работу. Объясняется это тем, что развитие истерической летаргии всегда связано с сильным эмоциональным напряжением. Как правило, приступу предшествует нервное потрясение. Психическая травма, его вызвавшая, может быть и чрезвычайно тяжелой и вовсе не значительной. Ибо у людей, страдающих истерией, даже мелкие житейские неурядицы вызывают неадекватную, слишком сильную ответную реакцию. Таким образом, то есть через патологический сон, они «отключаются», уходят от неразрешимой для них жизненной ситуации. Вот как одна больная описывает свое состояние во время приступов: «Я забываю все плохое и чувствую себя хорошо. Во время сна ко мне приходит мама, обнимает, целует меня, говорит, что поможет мне». «Уход» от трудной проблемы происходит, конечно же, спонтанно, без активного сознательного участия больного.
Истерическая летаргия—одно из самых выраженных и довольно редких проявлений истерического невроза; страдают ею почти исключительно женщины, чаше молодого возраста.
Во время приступа прежде всего ведется тщательное наблюдение за показателями артериального давления больного, его пульсом и дыханием. Когда «сон» продолжается долго—несколько суток,—больного приходится кормить (если сохраняется способность глотать пищу) или вводить питательные вещества с помощью капельниц. При необходимости принимают меры для освобождения мочевого пузыря й кишечника.
Для того, чтобы избавить больного от этой крайне редкой формы проявления истерического невроза, проводится лечение основного заболевания.
Истерическая летаргия не представляет опасности для "жизни. И летаргический сон в тех драматических формах, в которых о нем пишут и рассказывают «очевидцы»,—состояние скорее мифическое, чем реальное. Истинные загадки летаргии гораздо сложнее и интереснее выдуманных. Пока не удалось раскрыть до конца тонкие детали этого патологического механизма.