В этот день 85 лет назад было принято историческое постановление Совета Труда и Обороны РСФСР «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации», положившее начало государственному регулированию деятельности воздушного транспорта в стране. 85 лет пути, пройденного Отечественной Гражданской Авиацией, отмечены многими знаменательными событиями.
В 1923 году в Москве создано первое авиационное общество «Добролёт» для организации на коммерческой основе перевозок пассажиров, почты, производства аэрофотосъемок и других работ. К июню 1923 года «Добролетом» была оборудована первая в СССР регулярная пассажирская авиалиния Москва — Нижний Новгород. Ее открыл 15 июля 1923 года летчик Я.Н. Моисеев на самолете «Юнкерс-13». В том же году успешно проведены испытания первого отечественного пассажирского самолета АК-1.
С 1926 года начались регулярные полеты между Москвой и Берлином. В том же году пилот М.М. Громов на самолете АНТ-3 пролетел по кольцевому маршруту 7150 км из Москвы через восемь стран Европы с посадками в Кенигсберге, Берлине, Париже, Риме, Вене, Праге, Варшаве.
В 1929 году испытан первый советский многоместный самолет АНТ-9 конструктора А.Н. Туполева. Уже к середине тридцатых годов страна смогла полностью отказаться от закупок западных самолетов и перейти на эксплуатацию собственной авиационной техники.
В 1930 году образованы Ленинградский институт гражданского воздушного флота, первое высшее учебное заведение Аэрофлота, и Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (с 1954 г. – ГосНИИ ГВФ; с 1964 г. – ГосНИИ ГА). Затем стали открываться и другие высшие и средние авиационные учебные заведения, сформировавшиеся в дальнейшем в развитую сеть.
1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в стране пассажирский аэровокзал.
25 февраля 1932 года образовано Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Народных Комиссаров СССР. Гражданский воздушный флот получил сокращенное наименование «Аэрофлот».
В 1932 году Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.
В 1936 году СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).
В 1941 — 45 годах, в суровые годы Великой Отечественной войны, авиаторы гражданского воздушного флота внесли весомый вклад в победу над врагом. Специальные подразделения Аэрофлота участвовали в боевых операциях. Бесстрашные летчики обеспечивали бесперебойную связь тыла с фронтом, вылетали к партизанам, вывозили раненых, доставляли оружие, медикаменты. За годы войны они совершили более полутора миллионов боевых вылетов, из них около 40 000 в тыл врага, перевезли 1,6 млн. человек, свыше 400 000 тонн военных грузов.
В 1950-е годы продолжала развиваться сеть союзных и местных линий, сооружались новые аэровокзалы и взлетно-посадочные полосы. На трассы Аэрофлота продолжали выходить представители нового поколения авиационной техники — пассажирские самолеты ИЛ-18, АН-10, ТУ-114, многоместные лайнеры магистральных линий.
В 1960-е годы на линиях большой протяженности началась эксплуатация скоростного лайнера ИЛ-62, совершил первые полеты сверхзвуковой авиалайнер ТУ-144.
В 1970 году СССР вступил в члены Международной организации гражданской авиации ИКАО.
В 1972 году начались регулярные полеты на новом магистральном самолете ТУ-154.
В 1973 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации». С этой даты начался новый качественный этап становления и развития системы управления воздушным движением в стране.
В 1980 году вышли на линии ИЛ-86, ЯК-42. Аэрофлот был официально утвержден основным воздушным перевозчиком XXII Олимпийских игр в Москве.
В октябре 1991 году полномочия Министерства гражданской авиации СССР переданы Министерству транспорта РФ, в составе которого образован Департамент воздушного транспорта.
В 1992 году началась работа по реструктуризации отрасли, акционированию и приватизации. Авиапредприятия разделились на самостоятельные аэропорты и авиакомпании, многие из них оказались в сложном экономическом положении. В целом год стал убыточным для гражданской авиации.
19 марта 1997 года принят Воздушный кодекс Российской Федерации (№60-ФЗ), устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. В соответствии с кодексом разработаны федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила.
В 2000 году Федеральная служба воздушного транспорта России реорганизована в Государственную службу гражданской авиации Минтранса России.
В 2001 году Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)», включающая в себя подпрограмму «Гражданская авиация».
В 2004 году в результате административной реформы созданы Департамент государственной политики в области гражданской авиации в составе Минтранса России; Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация); Федеральная служба надзора в сфере транспорта (Ространснадзор).
В 2005 году Правительством РФ одобрена и приказом Минтранса России утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации, включающая в себя подраздел «Развитие гражданской авиации. Реформирование системы управления воздушным движением». В этом же году Образована Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация).
За 85 лет существования гражданской авиации в отрасли были преодолены немалые трудности и достигнуты неоспоримые успехи. В последние годы гражданская авиация России демонстрирует уверенный рост основных экономических показателей: увеличиваются объемы пассажирских и грузовых перевозок, развиваются основные производственные фонды. Сделаны важные шаги для обеспечения транспортной доступности всех регионов России. Повышению уровня работы аэропортов способствует успешное внедрение современных технологий, новой авиатехники. Постоянно повышается качество сервиса и безопасность на всех этапах перевозки пассажиров и грузов.
Неоценимый вклад в дело становления и развития отечественной гражданской авиации внесли ветераны воздушного транспорта. Ветераны отрасли проложили авиатрассы Сибири и Заполярья, совершали первые международные полеты, стояли у истоков освоения новых типов воздушных судов и реактивной техники. Своим примером высочайшего профессионализма и преданного отношения к делу авиаторы-ветераны обеспечили сегодня преемственность лучших традиций отечественной гражданской авиации.