Любая деятельность в наше время основана на каких-либо научных теориях. "Индустрия моды" или "индустрия красоты" - направление, казалось бы, второстепенное и легкомысленное, однако одно из самых популярных и доходных в мире, и без теоретической базы работать не могло бы. Поэтому дизайнеры, стилисты, визажисты, флористы и другие профессионалы этого направления используют в своей работе так называемую колористическую теорию времён года, основоположником которой считается немец Иоханесс Иттен (1888-1967).
Иттен, художник-конструктивист и фотограф, жил в городе Веймаре, Тюрингия. Он входил в плеяду талантливых людей (одним из которых был Василий Кандинский), имевших благородную цель - преобразовать мир с помощью искусства. На базе веймарской школы искусств Bauhaus с 1919 г. по 1933 г. они разрабатывали и теоретизировали новые принципы и методы искусства, в том числе в архитектуре и живописи. Но основным видом их деятельности была новаторская фотография. Все художественные приёмы, которые сейчас используют фотографы, разработаны ими.
А Иоханесс Иттен занимался теорией цвета. Его изобретение, без которого сейчас не обходится ни один дизайнер, - Колесо цвета, в сегментах которого расположены все основные и дополнительные цвета спектра. По Колесу удобно определять сочетания цветов - близких друг к другу и контрастных, противоположных. Конечно, чёрный и белый цвет в Колесо не входят, потому что белый - это сочетание всех цветов, а чёрный - их отсутствие. Серый же цвет - название условное, так как он состоит из 3 базовых цветов - красного, синего и жёлтого.
Колесо цвета. Каждый цвет делится на 5 оттенков разной тональности.
Кроме того, в течение 30 с лишним лет Иттен вёл наблюдения за тем, как изменяются свет и цвет в соответствии с временами года. Как меняются освещение, цвета неба, земли, воды, растений. Вокруг Иттена было много людей, студентов и моделей, и он, приглядываясь к ним, заметил одну интересную особенность: некоторые люди очень походили на какое-то определённое время года. Оказалось, что и людей (речь о людях-европеоидах) условно можно разделить на четыре типа - зимний, весенний, летний и осенний.
Так начиналась эта, не признанная научной, но хорошо работающая на практике, теория, подкреплённая более поздними исследованиями в области пигментации человека. В чём же суть этой теории?
Каждое время года имеет свои цвета и специфические оттенки, которые гармонично сочетаются между собой. Цвет или оттенок, принадлежащий другому сезону, выглядит на их фоне чуждым. У отдельных групп людей также есть своя масть. Это - цвет кожи, глаз, волос и общее зрительное впечатление от внешности (которое ни одна наука объяснить не может). Элементы другой масти выглядят в применении к этой группе странно или нелепо. Например, натуральная блондинка, перекрашенная в жгучую брюнетку, выглядит неестественно.
Поэтому определив тип (масть), легко подобрать к нему одежду, декор и косметику соответствующих цветов. Интересно, что именно в цветах своего сезонного спектра человек не только хорошо выглядит, но и чувствует себя психологически комфортно. Принадлежность к сезонному типу никак не связана со временем рождения и может меняться с возрастом. Зимний и летний относятся к холодным типам. Весенний и осенний - к тёплым. Поскольку эта теория - ненаучная, то и трактуется она по-разному. Одни считают, что сезонных типов - только четыре, а другие, - что есть ещё смешанные летне-зимний и весенне-осенний типы.
Чтобы определить свой тип, надо провести несколько экспериментов перед зеркалом. Сначала взять два шарфа, платка или отреза однотонной ткани красного и зелёного цветов и поочередно прикладывать их к лицу. Если красная ткань сделает заметными дефекты кожи, а зелёная ткань сделает лицо ярким, а кожу - матовой, значит, тип - холодный или смешанный летне-зимний тип. Если же рядом с зелёным лицо приобретёт землистый оттенок, а рядом с красным - похорошеет, то тип - тёплый или смешанный весенне-осенний тип.
Колесо цвета. Показывает, как из базовых получаются дополнительные цвета.
После этого человеку холодного типа нужно взять две другие ткани - ослепительно-белую и светло-коричневую (орехового цвета). Если "идет" белый, а коричневый -"убивает", то тип - зимний. Если от белого лицо порозовеет, появятся круги под глазами и морщинки, а от коричневого лицо выиграет и будет выглядеть нежно, значит, тип - летний.
Человеку тёплого типа надо взять ткани тёплого светло-розового оттенка и красно-коричневого цвета (можно тёмно-коричневого). Если с розовым лицо будет выглядеть нежно, а с красно-коричневым его черты станут грубыми, то тип - весенний. Когда розовый подчеркнёт недостатки лица, а от красно-коричневого лицо станет ярче и выразительнее, значит, тип - осенний.