Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у камина с «рождественским поленом». По западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: «К+М+В». Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома. Мел хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры - «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов».
***
Сегодня в Армении празднуют Рождество. Только Армянская апостольская церковь, в V веке отделившаяся от Вселенской церкви, сохранила у себя первохристианскую традицию празднования Рождества 6 января. Рождество в этот день отмечается совместно с Крещением Господним и называется Богоявлением.
По местному преданию, эта традиция идет еще от апостолов Фаддея и Варфоломея. Связано это с тем, что, согласно Ветхому завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста. Таким образом, когда Христос начал проповедовать, ему было 30 лет. Из-за этого церковь в начале отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос начал проповедовать после крещения.
Праздник Рождества и Богоявления - это праздник прихода в мир и явления Иисуса Христа. Праздник Рождества в Армении начинают отмечать уже 5 января. День накануне Рождества по-армянски называется чрагалуйц. В этот день по древней традиции зажигают все лампады и свечи в храмах. Из церквей доносится духовный гимн «Великое дивное таинство», созданный в V столетии ученым и епископом Мовсесом Хоренаци. Утром 6 января все верующие (как правило, семьями) идут на литургию и причащаются святых тайн. В церкви служится рождественская литургия с зажженными лампадами.
Зажженная лампада символизирует вифлеемскую звезду, которая указала волхвам дорогу к пещере, где лежал Иисус. После рождественской литургии, совершается водоосвящение. В купель наливается вода и освящается животворящим святым крестом и святым мирром. Настоятель храма выбирает из прихожан крестного, который своими добродетелями заслужил это звание. После освящения воды крестный принимает крест из рук священника и уносит его домой. Прихожанам раздается освященная вода. Вода в купели символизирует реку Иордан, святой Крест - крестящегося Христа, крестный - Иоанна Крестителя. Через 40 дней крестный возвращает крест в храм.
Рождество Христово в Армении - семейный праздник, а потому вся семья собирается после литургии за праздничным столом. После этого, по традиции, дети навещают своих родителей, младшие идут к старшим.
***
65 лет назад, 6 января 1943 года, указом Президиума ВС СССР были введены новые знаки различия – погоны для личного состава Советской Армии.
Погоны в армии и нарукавные нашивки во флоте были отменены декретом Совнаркома РСФСР в декабре 1917 года, а 16 января 1919 года приказом Реввоенсовета Республики были впервые учреждены знаки различия военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной Армии по родам войск и знаки различия командного состава.
Первым отличительным знаком красноармейца и командира Красной Армии был нагрудный знак в виде венка из лавровой и дубовой веток, поверх которого помещалась большая пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью. В центре звезды находилась эмблема - плуг и молот. Знаки носились на левой стороне груди на гимнастерке или френче, а также на левой петлице гражданского платья.
Во флоте первые знаки различия были утверждены в сентябре 1921 года в виде нарукавных нашивок красного цвета с красной звездочкой, окантованной трехмиллиметровым золотым кантом-выпушкой. Знаки различия нашивались на левый рукав пальто, тужурки и кителя. Все нашивки имели длину 8 сантиметров, а их ширина связывалась с группами комсостава.
6 февраля 1925 года для командного и политического состава флота были установлены новые знаки различия - золотые и серебряные галунные нашивки на обоих рукавах тужурки от шва до шва, на которых поверху были укреплены звездочки красного цвета с золотой или серебряной окантовкой. Число нашивок определялось принадлежностью к служебной категории.
6 января 1943 года, в период Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета для личного состава армии были введены новые знаки различия - погоны. Для личного состава военно-морского флота погоны были введены указом от 15 февраля 1943 года.
***
596 лет назад в этот день родилась Жанна д’Арк – национальная героиня Франции.
Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420) король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: «Женщина погубила Францию, дева ее спасет».
Жанну стали посещать видения: ей являлись святой Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на не оккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну. В марте 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что ее «голоса» сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил ее с войском в Орлеан, где она получила второе имя - Орлеанская дева. Молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, в мае 1429 года осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии.17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя.
В августе 1429 французы начали наступать на занятый англичанами Париж. Попытка взять его оказалась неудачной, и, несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. 23 мая 1430 года Жанна попала в плен к англичанам. Те организовали церковный суд в Руане, обвинив Жанну д’Арк в ереси и колдовстве. 29 мая 1431 года судьи и ассистенты, собравшиеся в архиепископской церкви, вынесли окончательное решение о том, чтобы передать осужденную в руки светских властей, но просить их действовать с предельной мягкостью. Фактически это означало смертный приговор.
30 мая в 9 часов утра Жанну д’Арк вывели из тюрьмы и повезли на телеге под конвоем из 80 английских солдат на площадь Старого рынка. Здесь уже были сколочены деревянные помосты для судей и возведен эшафот. Горожан не подпустили близко к месту казни. 800 английских солдат оцепили эшафот. Было приказано даже закрыть деревянные ставни окон, выходивших на площадь. Епископ Кошон огласил приговор церковного суда, палач привязал девушку к столбу на эшафоте и поднес огонь к разложенным дровам. Так погибла Орлеанская дева.
В 1455-1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д’Арк. 16 мая 1920 она была причислена католической церковью к лику святых.