Две трети москвичей панически боятся ездить в метро

По данным последнего социологического опроса, 63% пассажиров метрополитена не чувствуют себя там в безопасности, и лишь 5%, спускаясь в подземку, уверены, что ничем не рискуют. Главные источники «метрофобии» – давка в часы пик, плохая вентиляция, засилье бомжей и рейды воров-карманников. Однако, по мнению медиков, этот вид транспорта изначально опасен для тех, кто подвержен неврозам. Страхи таких пассажиров объясняются не только ощущением своего погребения заживо, но и ограничением личного пространства. Впору вводить в метро должности штатных психологов.

Свернутый текст

Исследовательский центр портала SuperJob опубликовал данные, полученные в результате декабрьского опроса жителей столицы об их отношении к метрополитену. Выяснилось, что лишь 5% из 1,5 тыс. респондентов ощущают себя в подземке полностью защищенными. На вопрос: «Опасно ли ездить в метро?» 40% ответили: «Скорее нет», а 23% заявили: «Однозначно нет!»

Вот некоторые откровения опрошенных. «О какой безопасности может идти речь, если метро так перегружено? Не дай бог кому-то плохо станет – затопчут». «Пьяные бомжи пристают к пассажирам в вагонах, а на переходах в час пик нужно прижимать сумку к груди и одновременно контролировать карманы, чтоб не обчистили». «Страшно: подходишь к путям, а сзади толпа – и давят, и давят. Кто-нибудь, того и гляди, так и нырнет головой в рельсы». «Вы вообще видели этих милиционеров? Максимум, на что они способны, – сорвать денег с парочки таджиков. Какие из них охранники порядка?» «Периодически наблюдала драки в вагонах, но когда нажимаешь кнопку и сообщаешь о случившемся, то в ответ тишина, ни разу не пришла милиция. Видеокамеры в метро поставили – и все?! Этого очень мало!..»

Психологи уверяют: если даже милиция в метро будет работать «на опережение», а все вагоны оснастят видеокамерами (что планируется сделать через два года), подземка изначально таит опасности для здоровья. Некоторые из них очевидны. В день метрополитен перевозит 9–10 млн. человек. В условиях замкнутого пространства даже самые незначительные инциденты могут привести к большому числу жертв. Уже стали притчей во языцех плохая вентиляция в вагонах и высокий уровень шума. Нередко можно видеть, как врачи приводят в чувство потерявших сознание гипертоников.

Есть и другие, скрытые источники «метрофобии». Страхи могут вызвать и эскалатор (кажется, что у вас уходит земля из-под ног), и вылетающий из тоннеля с чудовищным грохотом поезд, и вообще то, что вы чувствуете себя заживо погребенными. Специалисты в области психосоматических расстройств считают одним из источников страхов в подземке нарушение личного пространства. Расстояние между людьми не должно быть менее 60 сантиметров, а в метро такое почти всегда невозможно.

Панические настроения подогрели и члены Независимого профсоюза Московского метрополитена, организовавшие некоторое время назад митинг перед зданием столичной подземки. Пригласили на него и журналистов. Председатель профсоюза Светлана Разина заявила тогда, что до 90% подвижного состава имеют трещины в колесных парах и могут развалиться на полном ходу. «Мы долго молчали, – пояснила г-жа Разина, – но когда случаи серьезных нарушений стали обычным делом, и это стало угрожать жизни и пассажиров, и работников метро, мы выступили открыто».

В ГУП «Московский метрополитен» считают, что у всех этих страхов глаза велики. «Во-первых, никакого официального союза работников метрополитена не существует, есть лишь профсоюз работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Так что доверять голословным заявлением неформальных организаций не стоит, – сообщил “НИ” начальник пресс-службы Московского метрополитена Дмитрий Головин. – К нам регулярно приходят с проверками, и если бы состояние вагонов было в таком плохом состоянии, давно бы последовали соответствующие санкции. Принимаются меры и по снижению шума, и по улучшению вентиляции. А что касается бомжей, не пустить в метро мы их не имеем права. Однако просим пассажиров сообщать о лицах в пачкающей одежде. Я, например, езжу на работу и обратно по двум веткам и вижу бездомных очень редко. Но если все-таки в вагоне оказывается человек в пачкающей одежде или пьяный, сообщаю об этом машинисту. Уже через две-три станции его уводят сотрудники милиции. А ведь большинство пассажиров этого не делает».

Надежда умирает последней, и, может быть, когда-нибудь поездки в метро станут комфортнее. Пока же психологи рекомендуют не входить в крайние вагоны, где народу всегда больше, не засекать по часам, сколько времени поезд стоит в тоннеле, не садиться на сиденья в конце вагона, у которых нет боковых спинок. А перед входом на эскалатор приостановиться на секунду, чтобы пропустить несколько ступеней вперед. Это может не понравиться идущим за вами, зато будете уверенно держаться на ногах.