Поскольку китайские власти планируют взять под свой контроль реинкарнацию нынешнего Далай-ламы, он выдвинул два революционных предложения – он либо откажется рождаться вновь, либо воплотится в новом теле еще при жизни своего нынешнего. Лидер тибетских буддистов, живущий в эмиграции, вчера предложил провести референдум среди последователей своего учения по всему миру (их от 13 до 14 млн человек), пока он еще жив, по вопросу о том, следует ли ему претерпевать реинкарнацию.

Свернутый текст

Как заявил Далай-лама, если большинство проголосует «против», он просто не станет рождаться вновь, тем самым оборвав линию преемственности, которая, согласно традиции, восходит к концу XIV века, когда первым Далай-ламой был провозглашен юный пастух.

Если большинство выскажется за его реинкарнацию, то, по словам Далай-ламы, он, возможно, укажет на человека, в которого переродился, еще при своей жизни, порвав с 600-летней традицией нового появления на свет в качестве младенца мужского пола после своей смерти.

Его предложения не только поднимают ряд головоломных метафизических вопросов, но и наделяют руководителей Китая – атеистов и коммунистов – необычным статусом: теперь они могут уверять, что являются защитниками традиций тибетского буддизма.

72-летний Далай-лама, в 1989 году удостоенный Нобелевской премии мира, сказал, что находится в хорошей физической форме и что до подробного обсуждения вопроса о его преемнике пока не дошло, а на данный момент рассматриваются несколько вариантов.

Но он признал, что его предложения рассчитаны на срыв планов китайского руководства, которое хочет само выбрать следующего Далай-ламу и тем самым укрепить свою власть в гималайском регионе, который Китай контролирует с 1950 года. «Да, референдум возможен», – сказал Далай-лама в интервью Times на межконфессиональной конференции в Амритсаре на севере Индии.

«Это следует сделать, когда я физически ослабну и начнется серьезная подготовка к смерти, – сказал он. – Судя по результатам моих регулярных медицинских обследований, это произойдет, наверное, еще через несколько десятилетий, так что спешить некуда».

Традиционно Далай-ламу выбирают авторитетные монахи: они истолковывают знаки его прошлого воплощения, прочесывают регион в поисках перспективных маленьких кандидатов и подвергают их ряду проверок.

Нынешний Далай-лама, 14-й, родился в крестьянской семье и был опознан в двухлетнем возрасте после того, как выдержал экзамены: в том числе, обнаружил четки своего предшественника, когда ему предъявили несколько пар четок. Он бежал из Тибета в 1959 году после неудачного восстания против китайцев и с тех пор живет в Индии, возглавляя 200-тысячную общину тибетцев в изгнании. Его «столицей» является город Дхарамсала на севере Индии.

Теперь Далай-лама выступает за расширенную автономию Тибета в составе Китая, но китайское руководство заявляет, что он до сих пор стремится к независимости Тибета, который оно считает неотъемлемой частью своей территории.

Китайские власти пытаются привлечь тибетских лам на свою сторону, но 10-й Панчен-лама, второй по рангу среди тибетских буддистов, в 1989 году выступил против них, произнеся речь, которая наделала большой фурор. Вскоре после этого он скончался. Молодой Кармапа-лама, третий по рангу, в 1999 году бежал в Индию.

В августе этого года китайское правительство заявило о своих исключительных правах на санкционирование реинкарнаций всех тибетских лам. То был один из самых энергичных в истории шагов по установлению контроля над священнослужителями Тибета.

Вчера китайская сторона осудила предложения Далай-ламы. «Реинкарнация живого Будды – уникальный способ преемственности в тибетском буддизме, он происходит в соответствии с относительно полными религиозными ритуалами и историческими условностями, – сказано в заявлении Министерства иностранных дел Китая. – Заявление Далай-ламы грубо идет вразрез с религиозными практиками и историческими прецедентами».

Далай-лама сказал, что истории известен прецедент прижизненной реинкарнации одного из лам: так произошло с одним из его учителей, скончавшимся в прошлом году. Он не уточнил, в какой форме будет проводиться референдум, но отметил, что в нем должны принять участие все жители Гималаев, Монголии и других стран, которые традиционно исповедуют тибетский буддизм.

6 млн тибетцев на территории Китая почти наверняка не смогут участвовать в референдуме, но еще 7-8 млн тибетских буддистов проживают в Индии, Бутане, Непале, Монголии, России и на Западе.

«Если тибетский народ, большинство тибетского народа и заинтересованных лиц сочтут, что это нормально, то институт Далай-лам будет упразднен», – сказал он. Если большинство проголосует за продолжение традиции, то, как говорит Далай-лама, он выберет один из нескольких вариантов преемственности, чтобы попытаться защитить линию своих перерождений от вмешательства китайского руководства.

Первый вариант – лично выбрать преемника за пределами Тибета; возможно, это будет взрослый человек, более компетентный для того, чтобы представлять Тибет на международном уровне, чем мог бы это делать маленький мальчик. Второй – провести выборы силами группы авторитетных лам наподобие «коллегии кардиналов», которая выбирает Папу Римского. Третий – передать полномочия следующему по рангу ламе в иерархии тибетского буддизма за пределами Тибета – Сакья-ламе, живущему в Индии. И четвертый вариант – последовать традиционному методу.

«Если моя смерть наступит, когда мы все еще будем беженцами, тогда, по логике вещей, моя реинкарнация произойдет за пределами Тибета, – сказал он. – Но китайское правительство может назначить другого Далай-ламу. Так что, как и в случае с нынешним Панчен-ламой... по сути, это лишь сильнее запутает ситуацию».

Что сказал Далай-лама

О своих планах, касающихся преемственности

«Еще в 1969 году я четко заявил: пусть тибетский народ решает, будет ли институт Далай-лам как таковой существовать дальше. Итак, если большинство тибетского народа решит, что многовековой институт Далай-лам больше не имеет особого значения, то существование института Далай-лам автоматически прекратится.

Тогда вопрос о преемнике нынешнего Далай-ламы отпадет. С другой стороны, если тибетский народ, а также некоторые заинтересованные лица – например, сотни и тысячи человек в Гималаях, традиционно разделяющие те же самые верования тибетского буддизма /.../ – захотят сохранить этот институт, то встанет другой вопрос: если вы хотите сохранить этот институт, то возможны различные формы преемственности. Например, нечто вроде избрания Папы Римского из числа старейших, самых опытных и уважаемых высших иерархов.

Возможен и другой вариант, связанный с высотой ранга. Есть еще одна возможность – прежний, традиционный способ: после смерти человека ищут его реинкарнацию. Я не знаю, тот ли самый это человек, то же самое существо или нет. Это не очень важно – главное, некоторые кармические и определенные духовные факторы. Это тот, кто может продолжить труд предыдущей жизни.

Есть еще один вариант: в Тибете в прошлом и даже на памяти моего поколения есть случаи, когда человек до своей смерти уже выбирал свою собственную реинкарнацию...

Весь смысл реинкарнации в том, чтобы продолжить дело, которые вы начали выполнять в предыдущей жизни и не довели до конца. Если моя смерть наступит, когда мы все еще будем беженцами, тогда, по логике вещей, моя реинкарнация произойдет за пределами Тибета, это будет человек, который в итоге сможет продолжить дело, которое я начал.

Но тем временем китайское правительство может назначить другого Далай-ламу. Произойдет нечто, подобное случаю с нынешним Панчен-ламой. Один Панчен-лама – тот, кому отданы сердца тибетцев, а другой официально возведен на свой «трон». По сути, это лишь сильнее запутывает ситуацию. Значит, произойдет похожий случай...».

О сроках передачи власти

«Судя по результатам моих регулярных медицинских обследований, это произойдет, наверно, еще через несколько десятилетий, так что спешить некуда.

Правда, духовные лидеры тибетцев иногда встречаются, в очень неформальной обстановке, чтобы поговорить об этом, но серьезное подробное обсуждение пока не начиналось».

О референдуме

«Если тибетский народ, большинство тибетского народа и заинтересованных лиц сочтут, что это нормально, то институт Далай-лам будет упразднен.

Если многовековой институт Далай-лам прекратит свое существование, что ж... 14-й Далай-лама не был самым лучшим из всех, но определенно не самым плохим – он довольно популярный Далай-лама. Поэтому если многовековой институт прекратит свое существование на столь популярном Далай-ламе, то, по-моему, это будет очень хорошо.

В последние несколько веков Далай-лама стал играть важную роль, но это не значит, что тибетский буддизм и тибетский народ в целом держатся на институте Далай-ламы – это не так. Если я умру сегодня, это несколько осложнит борьбу тибетского народа, но по большому счету борьба за национальное самоопределение древнего народа с богатым культурным наследием – то есть дух тибетцев – с моей смертью не прекратится, не исчезнет».

Реинкарнация для начинающих

- Согласно буддистскому учению, душа рождается вновь в теле другого существа – в том числе животного – в соответствии со своей кармой (совокупностью дел, совершенных при жизни).

- В тибетском буддизме существует необычное верование, что авторитетный лама может переродиться в качестве младенца.

- Как считается, ламы – реинкарнации тех, кто достиг нирваны, но предпочел вернуться в мир смертных, чтобы проповедовать учение другим людям.

- Далай-лама считается реинкарнацией Ченрези (Авалокитешвары. – Прим. ред.) – бодхисаттвы Сострадания – и может сам выбирать, перерождаться ли ему в дальнейшем.

- Когда очередной Далай-лама умирает, авторитетные монахи обращают внимание на знаки, указывающие на его новую реинкарнацию. Эти знаки могут быть даны им в их сновидениях. Рассматривают также его мертвое тело, а при его кремации наблюдают за дымом – все это истолковывается.

- Монахи также отправляются к священным озерам, чтобы из видений или по другим знакам узнать, где искать нового Далай-ламу.

Источник: "InoPressa"/"The Times", Великобритания