30.11.2007

Все вагоны столичного метро будут оборудованы камерами видеонаблюдения. В настоящий момент на всех поездах Кольцевой линии в вагонах установлены системы видеонаблюдения, идет активное оснащение видеокамерами поездов, обслуживающих Сокольническую линию, оставшиеся линии метро будут оборудованы в течение двух лет. Эксперты убеждены, что полностью обезопасить московскую подземку эти камеры не смогут, однако избавят от мелких хулиганов и предупредят возможные ЧП.

Свернутый текст

Московское метро считается объектом повышенной опасности. За последние 10 лет столичная подземка пережила 2 теракта. 6 февраля 2004 года прогремел взрыв в поезде между станциями метро "Автозаводская" и "Павелецкая". Масса взорванного заряда взрывчатого вещества составляла от 2,9 до 6,6 кг. В конструкцию взрывного устройства входили готовые поражающие элементы -- крепежные изделия (болты, шурупы). В результате взрыва, совершенного террористом-смертником, погибли 42 человека, пострадали около 250. 31 августа 2004 года у метро "Рижская" террористка-смертница взорвала "пояс шахида", в результате взрыва погибли 10 человек, еще 50 получили ранения.

Кроме того, нередкими в метро стали и убийства. Как правило, зачинщиками являются скинхеды и футбольные фанаты. В 2005 году на радиальной станции "Белорусская" произошла массовая драка с применением холодного оружия. Шестеро молодых людей напали на двух выходцев с Кавказа. В результате столкновения четверо человек госпитализированы с ножевыми ранениями в НИИ скорой помощи имени Склифосовского. А в 2006 году на станции "Пушкинская" был убит студент Московского университета управления 17-летний Ваган Абрамянц. На него и его друзей напали семеро молодых людей. Убийцей оказался московский школьник.

В 2004 году разразился большой скандал с сотрудниками правоохранительных органов столичного метрополитена, которые под видом проверки документов заманивали молодых девушек и, угрожая расправой, насиловали их. Московский студент Герман собрал информацию о десятках подобных случаев в московском метро и передал ее в Управление собственной безопасности милиции (УСБ), за что в последствии был серьезно ранен неустановленными преступниками. Преступники в основном отделались строгими выговорами.

Московский метрополитен перевозит около 9 млн пассажиров, а в горячие дни -- до 10 млн москвичей и гостей столицы. В условиях замкнутого пространства, когда быстрая эвакуация пассажиров фактически невозможна, любые, даже самые незначительные инциденты в метро, могут привести к большому числу жертв. Кроме того, все эти факторы способствуют развитию паники у пассажиров даже в ситуации, когда поезд останавливается в тоннеле на несколько минут. Страшно представить, к каким последствиям может привести паника, если ЧП произойдет в час-пик, отмечают эксперты.

Специалисты считают, что сегодня правоохранительные органы не могут полностью обезопасить пассажиров. "Московское метро -- самое уязвимое метро среди соизмеримых по количеству пассажиров. У нас катастрофически не хватает сотрудников милиции, которые не хотят служить в столь тяжелых условиях за мизерные деньги. Кроме того, у нас есть открытые участки линий, через которые в метро может проникнуть любой человек. Проверять тоннели у нас некому, а в них можно спрятать все, что угодно. Проблем очень много", -- сказал РБК daily заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин. По его словам, в связи с этим любые меры по предупреждению возможных экстренных ситуаций должны проводиться на высшем уровне.

Сегодня столичную подземку охраняет 3 полка милиции, что в 2 раза больше, чем два года назад. На каждой станции установлены колонны с тревожными кнопками и камеры видеонаблюдения. В ближайших планах -- установка металлоискателей на входах.

Эксперты отмечают, что системы видеонаблюдения в вагонах метро, безусловно, не спасут от терактов, однако значительно осложнят подготовку к преступлению. Кроме того, это эффективная мера по борьбе с хулиганами. Видеозаписи также могут использоваться как доказательство вины преступников на разбирательствах в судах. "Любые меры по усилению контроля над метро надо оценивать положительно. Однако необходимо понимать, что пока это действительно очень опасный объект. Большая удача, что ЧП в метро происходят не очень часто", -- резюмировал эксперт.