Возможно, самым знаменитым аферистом советских времен был говорливый, лукаво подмигивающий, с ловкими руками фокусника мастер двойной игры Остап Бендер. Правда, он персонаж выдуманный – это антигерой сатирического романа "12 стульев", повествующего о поисках пропавших драгоценностей, но небрежно-презрительное отношение Бендера к закону отражало скептицизм, широко распространенный в этой стране.
О плане выдать себя за другого человека, используя украденный документ, Бендер говорит, что этот проступок, хоть и подпадает под Уголовный кодекс, невинен, как детская забава.
Если бы Бендер проворачивал свои комбинации в наши дни, он, несомненно, сидел бы у компьютера и рассылал е-мейлы, в которых коварно выспрашивается информация о кредитных картах либо рекламируются товары, улучшающие сексуальную жизнь, и т.п. и т.д. Россия превратилась в главный источник бедствий, распространяющихся по Интернету: здесь обитают легионы хайтек-разбойников, действующих с видимой безнаказанностью. Свои преступления они осуществляют, сидя в непримечательных квартирках в Новосибирске или сомнительных интернет-кафе в Санкт-Петербурге.
Хакеры называют себя именами типа ZOMBiE или Hell Knights Crew. Сумрачный криминальный мир, в котором они обитают, столь мощен, что фирмы из Силиконовой долины и других подобных мест, специализирующиеся на обеспечении безопасности в интернете, были вынуждены специально собирать информацию о методах российских хакеров – жителей другого полушария. Эти фирмы не получили особой помощи со стороны российских властей, которые, по-видимому, мало заинтересованы в подавлении действий хакеров, так как руководство страны втайне слегка радуется, что соотечественники уели миллионы людей на Западе.
Собственно, весной этого года российские хакеры стали чем-то наподобие национальных героев, когда из России на вебсайты Эстонии, одной из бывших союзных республик, обрушилась волна хакерских атак. Эти инциденты начались после того, как эстонская сторона прогневала Кремль переносом памятника павшим воинам советских времен.
Однако в большинстве случаев мотивом противозаконной деятельности является жажда наживы. В 2005 году русские хакеры взломали сайт штата Род-Айленд и нагло заявили, что добыли информацию о кредитных картах по материалам 53 тыс. операций. Власти штата признали факт кражи данных, но заявили, что ее масштабы не столь велики.
Злоумышленники попадаются редко – если вообще попадаются, но что это за люди и какова их биография, вычислить несложно. В России издавна сильна система обучения математике и естественным наукам, а до сравнительно недавнего улучшения экономической ситуации мириады умников и умниц, заканчивавших местные учебные заведения, часто не имели перспектив для трудоустройства в приличное место.
Надо также учесть, что они начинали самостоятельную жизнь в обществе, где десятилетиями формировалось глубоко скептическое отношение к пользе игры по правилам. При коммунистическом режиме дебри структур, регулировавших почти все аспекты жизни, слыли столь нелепыми, что, по общему мнению, с ними считались лишь дураки.
"В советские времена функция права была иной, – говорит Георгий Сатаров, президент фонда "Индем" – московской независимой правозащитной организации. – Право не служило защите интересов граждан. Граждан защищает партия, и точка".
Одним из следствий этого был разгул коррупции в советские времена. Ныне коррупция как минимум сохранилась на том же уровне. В недавнем рейтинге стран и автономных территорий по коррумпированности государственных структур, составленном некоммерческой организацией Transparency International, Россия заняла 143-е место из 180, оказавшись на одной ступеньке с Гамбией, Того и Индонезией (чем больше порядковый номер, тем выше уровень коррумпированности).
Часто граждане занимают следующую этическую позицию: если губернаторы провинций, гаишники на дороге и все остальные греют руки, то почему я должен жить честно?
Этот подход вырвался и за пределы России. Главным очагом мошенничества, связанного с медицинскими услугами, в США является район Бруклина Брайтон-Бич – место обитания одной из наиболее многочисленных общин российских иммигрантов в стране. Иначе говоря, район, определенная доля жителей которого выросла в обществе, где все ловчили, чтобы свести концы с концами, и мало кто считал, что обманывать бессердечную власть зазорно.
"Это страна, где все имели обыкновение перебиваться левыми заработками, – поясняет Гэри Штейнгарт, американский писатель российского происхождения. – Это страна, где денег всегда не хватало, где деньги, которые платило тебе государство, были символическими деньгами, так что ты должен был зарабатывать всеми правдами и неправдами. В России всегда была сильна предпринимательская жилка, но она неуклонно использовалась в предприятиях разного рода – и на пользу, и во вред людям".
Конечно, Россия – не единственный генератор смуты в интернете. По сходным историческим и социальным причинам подобные проблемы возникли в разных уголках сферы советского влияния – от Чехии и Украины до Казахстана.
На взгляд специалистов по безопасности в сети, по хакерской активности с Россией соперничают лишь США и Китай. Но в России, по приблизительным оценкам, интернетом пользуются всего 28 млн человек, меж тем как в США – 210 млн, а в Китае – 150 млн. Это значит, что доля интернет-мошенников в России выше.
Компания VeriSign, оказывающая услуги в интернете, считает российских хакеров самыми опасными, в частности, потому, что они обычно связаны с преступными группировками, которые благодаря краденой информации о банковских счетах и кредитных картах похищают деньги.
Запад жалуется на российское законодательство и его применение в этой области, но некоторые представители российских властей возражают критикам. Депутат Госдумы Алексей Лихачев признал, что уголовных дел по таким преступлениям в России заведено меньше, чем где-либо. Однако, по словам Лихачева, власти еще учатся проводить подобные расследования. "Просто в России такая работа намного моложе – она куда менее развита", – сказал он.
Однако топ-менеджеры ИТ-компаний в России говорят, что при президенте Владимире Путине Кремль продемонстрировал: если он хочет что-то сделать, то этого добивается. "Проблема в том, что широкие массы населения высокообразованны, но законодатели глупы и совершенно невежественны", – отметил Антон Носик, занимающий высокий пост в руководстве московской компании, которая поддерживает Livejournal.ru – российскую версию "блого-дискуссионного" портала.
"У правоохранительных органов нет стимулов и мотивов для привлечения хакеров к ответственности, – продолжал Носик. – Они говорят "К нам не поступают жалобы", либо "Жалобы, которые к нам поступают, недостаточно четко оформлены". Они находят предлоги, чтобы увиливать от возбуждения уголовных дел". Блоги в российском секторе Livejournal регулярно захватываются злоумышленниками, обычно путем кражи паролей.
Тем не менее сохраняется точка зрения, что российские хакеры вредят Западу куда больше, чем России, а значит, на них нечего тратить время.
На одном из форумов российского сектора Livejournal на прошлой неделе New York Times задала вопрос, почему за россиянами закрепилась репутация интернет-преступников.
"Я не вижу в этом трагедии, – написал юзер под ником Lightwatch. – Западные державы сыграли не самую маленькую роль в распаде Советского Союза. Но у русских есть очень занятная черта: они способны подняться с колен в любых условиях, в любых обстоятельствах".
А что же Запад? "Вы получаете по заслугам".