Британская исследовательница Черри Гилкрайст на основании исторических свидетельств и наблюдений за женщинами создала уникальный портрет нашей современницы. Помимо описаний аспектов женской психики автор дает практические советы, которые могут быть полезны в повседневной жизни.
Черри Гилкрайст всерьез изучала алхимические труды, опусы по астрологии и истории культуры. Ею основана женская организация, которая занимается развитием древних традиций мудрости в контексте современной жизни. Девять женских психологических моделей, названных ею «Круг девяти», берут начало в глубокой старине и, постоянно трансформируясь, дожили до наших дней.
Черри подробно разрабатывает портрет каждого из девяти архетипов женской психики. Сначала описываются «лики»: как выглядит богиня на улице, на какой символике и каких культурных ассоциациях основан ее тип, и как данный архетип действует в нашей жизни. Затем описана «эволюция» архетипа от юности до старости. Заканчивается каждое изложение примерами из реальной жизни.
1. Королева Красоты. У нее множество лиц. Красота не есть нечто застывшее. Есть бесчисленное множество видов женской красоты. Вспомните, как менялся идеал красоты в веках. Даже в минувшем веке он менялся неоднократно: тут нашлось место и пышнотелой Мэрилин Монро и «тростиночке» Твигги. Красоту может пробудить любовь, уход за младенцем и даже слезы утраты.
В рассказе Януша Вишневского «Любовница» описывается как в героиню, рыдавшую в крематории над чужим ребенком, влюбляется мужчина. Мигель Серрано в «Змее рая» идет еще дальше, когда описывает красоту индийской женщины, у которой «проказа съела грудь и часть лица», но «глаза были умиротворенными», а «улыбка женственной». У этого типа есть дурная сторона, проявляющаяся в демонстрации искусственной и неубедительной красоты красоток с подиума и глянцевых журналов. «Тогда возникает впечатление, будто ее лицо можно счистить, словно картофельную кожуру».
2. Мать-Ткачиха. Олицетворяет организующее начало в женщине. Она соединяет нити любви, ткет узор повседневной жизни и тонко чувствует момент, когда нужно оборвать последнюю нить. В своей автобиографии «Танец на свету» актриса Ширли Мак-Лейн упоминает одного мастера дзэн-буддизма, писавшего, «если бы не пуповина, соединяющая нас с женским началом, то жизни вообще не было бы».
Женщина может отреагировать на зов «маленького мальчика» в мужчине, плененная тем, что он в ней нуждается. Мужчина может проявить интерес к женщине из простого любопытства, а потом вдруг осознает, что попал в сети внимания и восхищения, которыми она его окружила. Опыт дает ей уверенность в себе. В старости она будет напоминать мисс Марпл из рассказов Агаты Кристи.
3. Госпожа Света. Наиболее известный пример милосердия – Мать Тереза. Такие женщины надолго остаются в памяти, после того, как их личностные черты забываются. В христианстве есть культ Девы Марии, а мистики говорили о «глубокой ослепительной тьме», куда им приходится входить для познания Бога.
Мимо этой женщины легко пройти, не заметив ее. В ней ничего примечательного. Узнать ее можно по доброму и открытому лицу. За работой от нее исходит незримое сияние, настолько она увлечена своим делом. Она становится на службу любой надличностной цели: искусство, социальная работа, религия. Слава ее не интересует, но нередко к ней приходит. В старости она редко остается одна. Люди любят ее навещать.
4. Королева Ночи. Наиболее могущественная из всех женских архетипов. Олицетворяет энергию, неограниченную никакими правилами, и знает о силах, действующих в отсутствие ясного рационального дневного света. Способна использовать ночные потоки пробуждения, шарма и любви. Она питается первобытными потоками энергии и использует их для реализации инстинктивных порывов, очень далеких от понятий чести, справедливости, сострадания и других ценностей.
В опере Моцарта «Волшебная флейта» - она зловещая и величественная правительница. Любит шокировать, одеваясь по моде рокеров или панков. В юности прирожденная бунтарка, к старости она превращается в эксцентричную старушку, чей дом полон кошек.
5. Великая Мать. Этот термин ассоциируется с первобытными статуэтками, изображающими бесформенных женщин. Они претендуют не на красоту в нашем понимании, а призваны возвеличить плодовитость и способность увеличиваться, чтобы вместить в себя новую жизнь.
Она символизирует путь, которым приходит в мир все живое. На улице ее сопровождает пара детишек, а третий – в животе. Она выглядит усталой, но полностью контролирует ситуацию. У нее много обличий, и все дети называют ее разными именами.
6. Госпожа Очага. Хранительница домашнего огня и уюта. С удовольствием ходит по магазинам. Это вовсе не то, что называют «шоппингом». Она не только с удовольствием привечает гостей, которых хочет вкусно накормить, но и заходит в хозяйственный магазин, чтобы присмотреть, допустим, новые обои. Любит сменить обстановку в доме.
7. Королева Земли. Ее цикл связан с сексуальностью, которая разделяется на три фазы: невинная, пробужденная и индивидуализированная. Воцарение Королевы начинается, когда она пробуждается для осознания своих сил и начинает их использовать. Кажется, что одежда этой женщины слишком тесна; но это не совсем так: скорее, очень уж выразительны все ее округлости. Независимо от моды она предпочитает длинные платья с глубоким вырезом. Она выгляди по-летнему независимо от времени года.
8. Справедливая Мать. Богиня Фемида. Это сегодня ее принято изображать с повязкой на глазах, что символизирует непредвзятость. Но до 16 века она изображалась с широко открытыми глазами – дальновидность и проницательность. В толпе она выделяется высоким ростом и пристальным взглядом. В руках опрятный портфельчик или дипломат. Она прекрасно знает свои права, и ее не проведешь.
9. Госпожа Танца. Это дух пляски. Она соблазнительна, грациозна, жизнерадостна и свободна. Саломея, добившаяся отрубленной головы Иоанна Крестителя, Айседора Дункан и Мата Хари. Если ноги просятся в пляс, значит, нужно дать им волю.
Она идет на дискотеку, одетая во все блестящее, короткое и обтягивающее. Прическа и макияж выглядят вызывающе, но на танцплощадке все будет естественно. Возможно, она познакомится там с парнями, но на деле ею движет желание погрузиться в ритм танца, а не завязывать отношения.
Александр Зотов