ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Архив » Герба на них нет


Герба на них нет

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Столичные депутаты готовы поддержать инициативу Госдумы об аккредитации религиозных учебных заведений. При этом в московском парламенте опасаются, что выдаваемые выпускникам духовных школ дипломы государственного образца могут оказаться недействительными. По мнению некоторых экспертов, для того чтобы такие документы попали в правовое поле, потребуется менять законодательство, отделяющее государство от церкви.
В Мосгордуму поступил на отзыв федеральный законопроект об изменениях в законы «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях». В четверг его обсудили на заседании думской комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям.

Суть документа сводится к государственной аккредитации духовных высших учебных заведений и возможности выдавать выпускникам дипломов государственного образца.
При этом в дипломах не будет изображения герба РФ – государственный статус духовных образовательных учреждений при аккредитации устанавливаться не будет (сейчас учреждения профессионального религиозного образования регистрируются в качестве религиозных организаций).

По мнению авторов законопроекта, он «расширит правовые возможности для интеграции учреждений профессионального религиозного образования в систему образования страны» и покончит с еще одним формальным проявлением дискриминации верующих. Кроме того, законопроект направлен на преодоление разрыва между программами светских и религиозных учебных заведений, и духовные школы должны быть готовы к тому, чтобы привести свои программы в соответствие с госстандартом. Так, духовные вузы должны будут следовать государственному образовательному стандарту по принятому Министерством образования и науки РФ направлению «теология».

Сами духовные школы эти требования не пугают.

По словам помощника ректора по общим вопросам Московской духовной академии иеромонаха Мелетия, духовные учебные заведения Русской православной церкви готовы перейти к обучению по государственному стандарту «теология», для этого им «надо будет ввести всего один предмет – физкультуру».

Как считает отец Мелетий, госаккредитация дает определенные преимущества, начиная от диплома государственного образца и кончая привилегиями, предоставляемыми государственным вузам (например, отсрочка от армии). Однако, по его мнению, аккредитация в большей степени нужна государству, чем самим духовным школам. «При современной общественно-политической ситуации государству важно знать, чему учат в духовных учебных заведениях, в частности в мусульманских, да и в православных тоже», – заявил он «Газете.Ru».

Желания «держать руку на пульсе» не скрывают и сами светские власти.
Как заявлял ранее ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Андрей Себенцов, интерес государства заключается в том, чтобы с верующими работали квалифицированные специалисты. Вместе с тем, по его словам, в российских исламских вузах зачастую преподают выходцы из арабских стран, не понимающие общественных реалий нашей страны.

По мнению председателя профильной комиссии Мосгордумы Игоря Елеференко, сегодня нельзя застраховаться от того, что в стенах негосударственных учреждений начнут проповедовать какие угодно идеи, и госаккредитация духовных школ должна снять этот вопрос. «Если у нас появятся свои кадры – не будет заезжих ваххабитов, – заявил он «Газете.Ru». – Хорошо еще, что за годы советской власти сохранились православные духовные школы, иначе сейчас к нам хлынули бы проповедники разных мастей, что, собственно, и наблюдалось в начале 90-х». Заодно, как считают в Мосгордуме, госаккредитация поможет бороться и с разного толка шарлатанами.

Впрочем, вопрос о прогрессивности самой идеи законопроекта уже не стоит, о его поддержке заявили и представители всех основных религиозных конфессий. Проблема в реализации этой идеи.
Как заявила на заседании комиссии Мосгордумы депутат Татьяна Потяева, при выдаче дипломов государственного образца закон «Об образовании» однозначно требует соблюдения всех атрибутов государственного образования, в частности изображения герба. По ее словам, аккредитациям – это всего лишь некое признание стандартов. «Аккредитацию имеют детские сады, некоторые научные организации, но они не выдают документы гоударственного образца, – заявила госпожа Потяева. – Аттестат или диплом должен быть заверен гербовой печатью, иначе этот документ недействителен».

Остается неясной и судьба самого стандарта «теология». По словам зампреда комитета по связям с религиозными организациями Москвы Константина Блаженова, Министерство юстиции вернуло без рассмотрения проект введения принятого Министерством образования и науки стандарта «теология». «Законопроект базируется на этом стандарте, а его нет, – заявил господин Баженов. – В итоге выданные дипломы могут оказаться недействительными».

Между тем, по мнению члена экспертного совета Мосгордумы, замдиректора Института востоковедения РАН Владимира Алпатова, проблема лежит гораздо глубже – в никем не отмененном законе 1918 года об отделении церкви от государства. И выдача государственных дипломов выпускникам духовных вузов невозможна в принципе.
«Если исходить из того, что церковь отделена от государства, религиозное и светское образование не должны смешиваться, – заявил господин Алпатов. – Церковь имеет полное право готовить кадры для собственных нужд, и государство может идти ей навстречу, например в вопросе отсрочки от армии. Но использование дипломов духовных школ за рамками церкви признано быть не может. И ссылки на зарубежный опыт, где действует совершенно иное законодательство, здесь не уместны».

Действительно, на принцип разделения государства и церкви постоянно наталкиваются и многие инициативы самой церкви. Например, как рассказали «Газете.Ru» в Патриархии, в приютах при монастырях не разрешается содержать детей-сирот. Передать ребенка в такой приют может только родитель или официальный представитель – опекун. И никакая аккредитация здесь не поможет.

Так что пока законопроект можно рассматривать, скорее, как «протокол о намерениях». И для того, чтобы он стал реально работающим законом, просто проголосовать за него будет недостаточно.

0

2

ЭМБЛЕМЫ АПОСТОЛОВ  — знаки, аллегорически указывающие на 12 апостолов либо на одного из них.

Свернутый текст

В раннехристианском символизме апостолов изображали в виде 12 овец, стоящих вокруг агнца Божьего или пастуха, его подразумевающего. Другим вариантом апостольской символики являлись 12 рыб или 12 листьев. Тринадцать куполов Киевского Софийского собора также символизировали Христа и апостолов. Мифологическая школа связывала символизм апостолов с 12 месяцами и 12 знаками Зодиака. Кроме общей апостольской эмблематики, существовала и персональная для каждого из учеников Христа.

Петр. Особо чтим в католицизме, как первый папа римский. Католики почитали в качестве его символа перевернутый крест, поскольку, дабы не уподоблять его Христу, апостол был распят вниз головой. Православные считали такую форму креста еретической, ибо перевернутое распятие указывало на его антихристианскую сущность. Другой эмблемой Петра являлись два скрещенных креста, поскольку Христос вручил ему ключи от Царствия Небесного. Камень использовался в качестве его обозначения, исходя из этимологии имени святого. Символика камня также указывала на твердость апостола в вере. Знак рыбы подразумевал профессию Петра, бывшего рыбаком до обращения в христианство. Аллегорией этого явилась метафора о Петре как "ловце человеческих душ". Присутствие петуха — знак отречения апостола. "Не пропоет и петух сегодня, — предсказывал Христос на Тайной вечере, — как ты трижды отречешься от Меня". Петух был также символом искупления Петром его отступничества, службы на посту первого папы римского. Сабля в руках Петра подразумевала сюжет отсечения апостолом уха раба первосвященника в Гефсиманском саду.

Андрей. Считался святым покровителем Шотландии. Андрей был также первокрестителем Руси. Андреевский косой крест был символом военно-морского флота императорской России. Связь с морем обусловливалась рыбацкой профессией апостола. По этой же причине атрибутом Андрея, как и Петра, стало изображение рыбы. Наряду с российским вариантом синего Андреевского креста на белом фоне широкое распространение имел серебряныи или золотой крест, помещенный на синей поверхности.

Евангелисты. В христианском искусстве изображались в виде четырех аллегорических персонажей — крылатого человека, крылатого льва, крылатого быка и орла. Их символика восходила к апокалиптическому видению Иоанна: "И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, четвертое животное подобно орлу летящему". Человек, как царь земного мира, соответствовал человеколюбию Христа и подразумевал Матфея. Король домашних животных бык символизировал силу и жертву, соответствуя страданиям Христа на кресте, и подразумевал Луку. Царь зверей лев символизировал гордость и королевское достоинство, соответствуя Воскресению Христа, и подразумевал Марка. Царственный орел символизировал достоинство, милосердие, божественность, соответствуя Вознесению, и подразумевал Иоанна. Данные апокалиптические символы помещались зачастую рядом с фигурами евангелистов. Указывая на написание благой вести, они изображались с перьями, чернилами, свитками или книгами. Луку часто рисовали с портретом Богородицы, поскольку ему приписывалось написание ее прижизненного портрета, каковым на Руси почиталась икона Владимирской Божией Матери.

Матфей. Являлся сборщиком налогов для римлян. Изображался несущим мешочек с деньгами. Считается покровителем банкиров и бухгалтеров. Иногда его рисовали с атрибутами плотницкого ремесла — квадратом и линейкой. В других случаях — с предметами его мученичества: пикой, топором палача, алебардой. Комбинацией их служил символ топора, положенного на пику.

Иоанн Богослов. Изображался с чашей, из которой выскальзывает змея, что напоминало о легенде, будто апостолу был подан отравленный напиток, но тот не причинил ему вреда, поскольку Иоанн осенил чашу крестным знамением.

Варфоломей. Символом Варфоломея являлось орудие его мученической смерти — нож мясника. Таким ножом с апостола срезали кожу. По той же причине он изображался с кусками кожи на руке. Историческим символом религиозного кровопролития считалась Варфоломеевская ночь.

Иаков Старший. Первый казненный апостол. Символом его являлась сабля, которой он был обезглавлен. Иаков Старший считался покровителем пилигримов, и прежде всего тех из них, кто отправлялся в Святую землю. Поэтому его атрибутами являлись посох, дорожная бутыль и створчатая раковина. Помещаемые в шляпы пилигримов раковины символизировали удачу в пути. Их практическое назначение заключалось в исполнении функции ложек. Иоаков Старший покровительствовал христианской Испании.

Иаков Младший. По апокрифическим преданиям, считался братом Христа. Символом Иакова Младшего являлась палка, которой он был убит Симеоном. Согласно некоторым еретическим версиям Евангелия, был распят на кресте вместо Иисуса.

Павел. Не входил в начальную группу 12 апостолов, но зачастую заменял в ней Симона. Символизировал распространение христианства за рамки еврейской диаспоры. Другим мотивом его семиотики являлась метаморфоза гонителя христианства в его адепта, Савла в Павла. Иконографически был представлен в образе невысокого человека с лысоватой головой и длинной бородой. Книга в его руках подразумевала вклад в пропаганду учения Христа. Символом мученической смерти апостола являлась сабля, которой он был обезглавлен. Павел призывал христиан вооружиться саблей духа. Павел выступал покровителем всех проповедников. Зачастую противопоставлялся Петру. Был более популярен в Православной церкви, в отличие от католической, тяготевшей к культу Петра.

Филипп. Символом его служила корзина с хлебом, в память о том, что апостол чудесным образом накормил пять тысяч человек. Мученическую смерть Филиппа символизировал Т-образный крест, указывающий на то, что апостол был повешен на высоком столбе.

Симон. На профессиональные занятия апостола указывала изображаемая в его руках рыба. Пила являлась знаком мученической смерти Симона в Персии.

Фома. Считался покровителем каменщиков и архитекторов. На его ремесленную специализацию указывал плотницкий квадрат. Нарицательным стал образ "Фомы неверующего". Фоме приписывалось первое крещение Америки. Апостол не смог прибыть на похороны Богородицы в Иерусалим, так как в это время находился весьма далеко — на Американском континенте. Мученическую смерть апостола символизировало копье, которым он был пронзен.

Иуда. Посох или плотницкий квадрат в его руках указывали на род профессиональных занятий. Весло, лодочный крюк, корабль символизировали миссионерские путешествия Иуды. Булава обозначала его мученическую смерть в Персии.

Иуда Искариот. Символизировал предательство. Его нумерологический знак — инфернальное число 13. На астрологическом уровне Иуде Искариоту соответствовало созвездие Льва. Символом Иудиного предательства и корыстолюбия являлись 30 сребреников. Возмездие за измену символизировала "иудина удавка". Борода Иуды в живописи окрашивалась в желтый цвет, что подразумевало трусость и предательство. В первые годы советской власти был возведен памятник Иуде, разрывающему удавку, как символ восстания против религиозной тирании.

Матфий. Не был в числе первых апостолов. Он занял место, освободившееся после предательства Иуды Искариота. Его символ — открытая книга. Предмет мученичества Матфия — боевой топор.

Каждому из апостолов соответствовал один из 12 перечисленных в Апокалипсисе драгоценных камней. Петру — яспис, Андрею — сапфир, Иакову Старшему — халцедон, Иоанну — изумруд, Филиппу — сардоникс, Варфоломею — сердолик, Матфею — хризолит, Фоме — берилл, Иоакову Младшему — топаз, Фаддею — хризопраз, Матфию — аметист. Изображение апостолов и апостольских знаков на часах породило представление о том, что каждый из 12 учеников Христа покровительствует тому или иному отрезку циферблата.

Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Ковалев С. И. Основные вопросы, происхождения христианства. М.; Л., 1964; Ранович А. Б. О раннем христианстве. М., 1959.

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Архив » Герба на них нет