Скончался французский мим Марсель Марсо
Сегодня, 23 сентября, в Париже в возрасте 84-х лет умер знаменитый французский актер-мим Марсель Марсо, которого называли "Чарли Чаплином от пантомимы".
Любимый французами мим умер в окружении семьи и будет похоронен на парижском кладбище Пер-ла-Шез.
Марсель Марсо прославился на весь мир, благодаря своему персонажу по прозвищу Бип, который заставлял смеяться над злободневными проблемами современной жизни. С 1969 по 1971 годы Марсель Марсо руководил Международной школой мимов, а в 1978 году он создал Парижскую международную школу пантомимы.
из ранее опубликованного
Марсель Марсо стал послом доброй воли второй
Всемирной ассамблеи Организации Объединенных
Наций по проблемам старения 2002 года
Марсель Марсо, который по всеобщему признанию является самым великим мимом в мире, родился в Страсбурге, Франция. Интерес к искусству пантомимы Марсо начал проявлять с детства, будучи вдохновленным такими актерами немого кино, как Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарри Лэнгдон, Гарольд Ллойд и Лорел и Харди.
В 1944 году он поступил в школу драматического искусства Шарля Дюллена при театре Сары Бернар в Париже, где занимался у своего учителя пантомимы Этьена Декру, который также обучал этому искусству Жан-Луи Барро. После освобождения Парижа он вступил в Первую французскую армию и участвовал в германской кампании, сражаясь бок о бок с американскими солдатами. Демобилизовавшись в мае 1946 года, он стал членом труппы Барро и сыграл Арлекино в пантомиме «Баптист», на основе которой сам Барро создал всемирно известный фильм «Дети райка». Он продолжал работать с Декру до 1948 года.
В 1947 году Марсель Марсо создал свой персонаж по имени Бип, который стал его вторым «я», подобно тому, как главный герой фильма «Маленький бродяга» стал вторым «я» Чаплина. Приключения Бипа были сродни сражениям Дон Кихота с ветряными мельницами жизни.
Характерные для стиля Марсо постановки включают такие классические работы, как «Клетка», «В мастерской масок», «В городском саду» и его знаменитая постановка «Юность, зрелость, старость, смерть», о которой один из критиков сказал: «За пять минут он добивается того, чего большинство романистов не могут добиться, написав многочисленные тома».
В 1948 году он был удостоен престижной премии Дебюро (учрежденной в честь великого мастера XIX века, блистательно игравшего роль Пьеро). Марсель Марсо создал свою труппу — Содружество мимов Марселя Марсо — единственный в то время театр пантомимы в мире. Труппа выступала в ведущих театрах Парижа, а также на других сценических площадках в Европе, Канаде и Южной Америке. В качестве продюсера, режиссера и актера он вместе со своей труппой создал 26 драматических пантомим, включая «Пьеро с Монмартра», «Три парика», «Ломбард», «14 июля», «Волк Цу-Ку-Ми», «Париж плачет, Париж смеется» и «Дон Жуан» (по мотивам пьесы Тирсо де Молины).
Марсель Марсо впервые совершил гастрольное турне по Соединенным Штатам Америки в 1955-1956 годах вскоре после своего дебюта в Северной Америке на Стратфордском фестивале (провинция Онтарио). Это первое турне по США завершилось весной 1956 года триумфальным возвращением Марсо со своими постановками в нью-йоркский «Сити сентер» после представлений в переполненных залах Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтона, Филадельфии, Лос-Анджелеса и других крупных городов и университетов. За прошедшее с тех пор время он на протяжении более четырех десятилетий регулярно совершал турне по Соединенным Штатам, а его трансконтинентальные гастрольные поездки охватывают Южную Америку, Южную и Северную Африку, Израиль, Австралию и Новую Зеландию, Японию, Индию, Китай, Юго-Восточную Азию, Россию и всю Европу. Почти все эти четыре десятилетия творческая деятельность Марсо в Северной Америке протекало в сотрудничестве с г-ном Рональдом Уилфордом, профессиональное партнерство с которым считается одним из наиболее успешных и длительных в мире шоу-бизнеса.
Миллионы американцев познакомились с искусством г-на Марсо благодаря его многочисленным выступлениям по телевидению. Дважды ему была вручена премия «Эмми» за его телевизионные шоу («Шоу Мориса Шевалье» и «Посмеемся вместе»). В 1973 году на Би-би-си он сыграл 17 различных ролей в «Рождественской сказке», а кроме этого сыграл в созданных под эгидой «Британской энциклопедии » 13 фильмах, включая «Бип» и его классические пантомимы. Он был гостем телевизионных программ Джонни Карсона, Мерва Гриффина, Майка Дугласа и Дайны Шор и совместно с Рэдом Скелтоном участвовал в трех спектаклях пантомимы.
Демонстрируя свою разносторонность, Марсель Марсо снялся в таких художественных фильмах, как «Барбарелла» режиссера Роже Вадима (вместе с Джейн Фондой); «Шанкс» режиссера Билла Касла, в котором он продемонстрировал свой талант как мима, сыграв глухонемого кукольника, так и актера, выступив в роли обладающего даром речи безумного ученого. В фильме режиссера Мэла Брука «Немое кино» он произнес лишь одно слово («нет»).
Дети с удовольствием читают его книги «Азбука» и «Арифметика Марселя Марсо». В число других публикаций Марсо входят книги его рисунков, поэзии и иллюстраций, включая «Балладу о Париже и мире», «Фантазии Бипа», «Историю Бипа» (издательство «Харперс энд Роу»), «Пимпорелло» (издательство «Бельфон Пари») и «Третий глаз» (издательство «Пари литопринт»).
Правительство Франции удостоило г-на Марсо самых высоких званий: кавалера ордена Почетного легиона; кавалера ордена «За заслуги в искусстве и литературе» первой степени и кавалера национального ордена «За заслуги» второй степени. Он является избранным членом Берлинской академии изящных искусств и Мюнхенской академии изящных искусств, а также членом престижного Института Франции. Его Парижская международная школа пантомимы, чья учебная программа рассчитана на два года, с 1978 года субсидируется парижским муниципалитетом.
Г-ну Марсо присвоена степень почетного доктора наук Принстонского университета, Университета штата Огайо, Колледжа Линфилда и Мичиганского университета в Анн-Арбор; таким образом Америка отметила заслуги Марселя Марсо в создании новой формы искусства, основанной на традиции прошлого.
В 1997-1998 годах отмечался пятидесятилетний юбилей созданного Марселем Марсо известного персонажа Бипа. В том сезоне он вместе со своей труппой создал новую драматическую пантомиму «Котелок», которая в течение двух месяцев с огромным успехом демонстрировалась в парижском Центре Пьера Кардена, а затем была показана в Лондоне, Токио, Тайпее, Каракасе, Санто-Доминго, Валенсии (Венесуэла), Мюнхене и Нью-Йорке, а впоследствии и в различных городах Франции. С 1999 года, когда Марсо после 15-летнего отсутствия вернулся со своим классическим сольным представлением в Нью-Йорк и Сан-Франциско, где оно вызвало восторженные отзывы критиков и проходило при аншлагах, его карьера в Америке переживает замечательное возрождение, причем его творчество весьма импонирует уже третьему поколению зрителей. С тех пор он подолгу выступал в таких легендарных американских театрах, как Театр Форда в Вашингтоне (округ Колумбия) и Американский театр в Кембридже, штат Миннесота, причем ему оказывается восторженный прием, что свидетельствует о непреходящей ценности творчества и мастерства этого уникального художника. Творческая работа Марсо имеет важное значение для профессиональной подготовки не только мимов, но и танцоров и актеров. Его нынешнее турне включает две двухнедельные гастрольные поездки в Колумбус, штат Огайо, и Анн-Арбор, штат Мичиган, где он будет активно вести преподавательскую работу и выступать. В Анн-Арборе он прочитает престижную лекцию им. Валленберга, в которой расскажет о годах своей юности в оккупированной нацистами Франции; там же ему будет вручена весьма престижная Премия Форда Мичиганского университета, а также будет предложено провести его первый специальный семинар для танцоров. Марсо работает над новой книгой для детей, которая выйдет в свет осенью, когда он вновь будет находиться в Америке с гастрольной поездкой.
И еще
ВЕЛИКИЙ МАРСЕЛЬ МАРСО
Его дар уникален. Его искусство — старинное и вечное. Грустное и веселое. Это пантомима, которая, так же как и драма, «родилась на площади». Он — мим. Его имя знает и почитает весь цивилизованный мир.
Что знали о нем мы прежде? Известно было, что родом Марсель Марсо из Франции, принадлежит ей по духу, унаследовал культуру, в том числе и театральную, этой великой страны. Знали мы также, что, появившись на сцене вскоре после окончания Второй мировой войны, он был учеником выдающегося актера Жана-Луи Барро. Именно Барро в получившем мировую известность фильме Марселя Карне «Дети райка» сыграл великого мима Франции XIX века — Дебюро. Вот такая протянулась цепочка преемственности...
На сценах Советского Союза Марсель Марсо появился как гастролирующий артист впервые в 1957 году. В Ленинграде он выступал на просторной сцене Дворца культуры имени Ленсовета... Хрупкий изящный человек, с лицом — выбеленной маской балаганного Пьеро, с приподнятыми, словно в немом вопросе, дугами бровей и красным скорбным ртом, с необычайно трепетными большими руками — он завораживал зал. Свои миниатюры — нехитрые истории «Человеческой комедии» — он преподносил и раскрывал пластически. Его жест как будто пел. Послушное воле артиста тело отзывалось каждой клеточкой. Выразительными были не только руки, но и спина, плечи, шея, каждый поворот корпуса... Подобной виртуозности еще никто не видел!
Его герой Бип был создан Марселем Марсо под воздействием восхищения Чарли Чаплином. Бип — по сути, такой же маленький человек в различных, чаще всего неблагоприятных обстоятельствах. Но Бип также и alter ego артиста, его второе «я». Миниатюры с участием Бипа наполнены сочувствием к бедняге, которому не слишком везет на пиру жизни. Вот, например, сценка «Бип на светском рауте»: герой, попав в обстановку роскоши, слегка «поднабрался», надо полагать, голова его слегка закружилась, и он облокотился, словно о буфетную стойку, о... краешек воздуха. Технически осуществлялся грандиозный трюк, ибо сцена была пуста. Дабы создать видимость того, что он прислонился к чему-то, артист принял такую позу, так «завис» на вытянутом носке и полуопрокинутой спине, что было абсолютно непонятно, где центр его тяжести, где опора... Ощущение головокружения он передавал взглядом, недоуменно растерянно обводящим все вокруг. Казалось, все вокруг него покачивается.
А в другой сценке Бип должен был, сидя за столом, выслушивать собеседников справа и слева. Собеседник слева рассказывал что-то очень печальное, собеседник справа — очень веселое. Учтивый Бип должен был внимать каждому с соответствующим выражением лица. Налево — печалиться. Направо — смеяться. Темп все учащался, лицо Бипа-Марселя с закрепленными для каждого случая масками мелькало стремительно: налево, направо, «быстро, быстрее, быстро, как только можно», пока не доходило до абсурда...
А вот этюд «Против ветра». Через всю сцену от кулисы к кулисе медленно — шаг вперед, два шага назад, — преодолевая сумасшедшую силу ветра, движется человек. Преодоление пути дается ему неслыханным перенапряжением. И когда он завершает свой путь, то вызывает восхищение мужеством и человеческой волей...
А его знаменитые миниатюры «В городском саду», «Создатель масок» и уникальные «Юность, Зрелость, Старость и Смерть». Последняя, конечно, аллегория. Он начинал с позы, какая известна по учебникам анатомии о положении эмбриона — жизнь только зародилась! Но вот она дана человеку, и он выпрямляется. Вот первые шаги. Вот уже и стремительная поступь юности! Вот шаг чуть замедлен... Годы берут свое. Чуть сгорбились плечи... Опущена голова... Вновь тело принимает скрюченную позу, как бы уменьшаясь, сворачиваясь до того же положения эмбриона. О, нет! Это не иллюстрация. Это трагическое воплощение скоротечности бытия. Меньше чем за пять минут Марсель Марсо показывал эпопею человеческой жизни, для которой романисту понадобились бы тома...
Он оказал огромное влияние на актерский мир. У нас стали появляться свои мимы и лицедеи. Когда в БДТ имени Горького Г.Товстоногов ставил «Божественную комедию» И.Штока, совсем молодой Сергей Юрский пластически воплотил своего Адама в стиле Марселя Марсо. Прошло много лет, но на сцену выходит прежний Марсель Марсо. Изменений в лице увидеть невозможно из-за набеленной знакомой маски. Изменений физических, телесных нет вовсе! Он прежний во всей амплитуде своего артистического дара. И играет прежние, доведенные до совершенства миниатюры. Его Искусство принадлежит не Прошлому — оно живое, не Настоящему — оно преходяще, а Вечному, ибо герой его — горюющий, забавный, нелепый, наивный, несчастливый — прекрасен, прежде всего, человечностью! И сам Марсель Марсо обращен то к смеющейся, то к страдающей жизни... А эти чувства не могут быть старомодными... Менять можно лишь маски! Как и делает один из его персонажей — Создатель масок. Он примеряет одну за другой маски, обозначающие определенное настроение. Но чаще всего примеряет маску смеха... И вдруг оказывается — она приросла! Эту маску он снять не может. Мускульная гримаса остается навеки. Наказание? Возможно. Постоянное притворство не проходит даром...
В сущности, искусство Марселя Марсо глубоко гуманистично и сострадательно. Он подмечает, подтрунивает и заставляет взглянуть на обстоятельства и людей с высоты Надвременного... Сколько лет изображает артист сценку «В городском саду»? В этом саду все так же прогуливается одинокий щеголь, сидит на скамье, вяжет и болтает со скоростью мелькания спиц старая сплетница, замирает в трепещущих и никнущих объятьях все та же влюбленная парочка...
Сколько лет? А разве в мире что-либо существенно изменилось? Разве из него ушли одиночество, любовь, злые языки? Судя по всему, на уровне существования архетипов жизнь остается неизменной. Меняются лишь поколения. Иллюзорный мир, создаваемый великим мимом на пустой сцене без декораций и бутафории, на самом деле имеет почвенную природу. Он реален.
...В 1948 году Марсель Иосилевич — молодой выпускник школы драматического искусства при театре Сары Бернар в Париже, ученик Эжена Декруа и Жана-Луи Барро — был удостоен премии Дебюро, установленной в честь великого Пьеро XIX века. К этому времени он уже успел принять участие в военных действиях 1-й французской армии, демобилизоваться и создать тот самый персонаж по имени Бип, что принес ему мировую известность. Также он обрел и собственное сценическое имя — Марсель Марсо, выбрав для псевдонима фамилию одного из наполеоновских генералов. Правда, последующие географические завоевания Марселя Марсо имели совсем противоположное значение. Они были гуманистичны. Ему рукоплескал весь мир в противоположность забытому воителю. Увы, к этому времени он уже потерял трагически погибшего в Аушвице отца — одного из бесчисленных евреев, замученных нацистами...
На представлениях Марселя Марсо каждый раз за несколько мгновений до окончания, еще до того, как зажигался свет, публика ряд за рядом поднималась и стоя приветствовала увенчанного всеми возможными лаврами артиста, отдавая дань его всемирно признанному таланту, ведь каждый эпизод, сыгранный Марселем Марсо, становился зрительским переживанием... Неизменно успеху программ помогали и заставки к каждой миниатюре, возникающие как оживающие старинные книжные иллюстрации. В прежние годы эти заставки, вызывающие особое поэтическое настроение, воплощал один артист. А ныне двое: Гуонги Биро — выпускница школы Марселя Марсо и Торстерн Хейнц Рейнгольд — актер, хореограф и мим.
Да, искусство Марселя Марсо отшлифовано годами неустанного труда, но самое главное — оно продолжает излучать свет и тепло, проникающие в самое сердце, осторожно и бережно его отогревая.