В реестр туроператоров войдет пять тысяч турфирм
Общее количество туристических компаний, включенных в федеральный реестр туроператоров, к настоящему времени превысило 3,5 тысячи, всего в реестр войдет пять тысяч турфирм, сообщила замглавы Ростуризма Надежда Назина в среду на пресс-конференции. «Я думаю, эта цифра будет примерно около пяти тысяч», - сказала она. По ее словам, ежедневно в агентство поступает 20-25 новых дел о включении в реестр. Она сообщила также, что Ростуризм отказал 306 компаниям-операторам во внесении в реестр из-за отсутствия у них должного финансового обеспечения. Без включения в реестр туроператоры не имеют права продавать свои услуги, и теперь, по словам Назиной, «органы МВД ведут работу по пресечению (их) незаконной предпринимательской деятельности». Специальный реестр создается в соответствии с вступившей в силу в июне 2007 года новой редакцией закона «О туристской деятельности», сообщает РИА «Новости».
Кого защищает новый закон о туризме?
Прошел ровно месяц с вступления в силу поправок в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», с помощью которых государство намерено контролировать туристический рынок страны. Закон вступил в силу с 1 июля, другим обязательным условием работы для фирмы стало также включение в Единый федеральный реестр туроператоров. Июль-август – самая горячая пора для турбизнеса, сезон отпусков. Как на практике показал себя новый закон и защитил ли он туристов от недобросовестных компаний?
«Вступление в силу поправок мера очень своевременная, - такое мнение высказал заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексей Лихачев. - Действующий до этого механизм регулирования в виде лицензирования не всегда мог гарантировать качество турпродукта, поэтому было введено страхование ответственности туроператора». Напомним, что одним из условий нововведений стала фингарантия. Размер финансовой гарантии составляет на сегодня 10 млн рублей для туроператоров, отправляющих россиян за рубеж, и 500 тыс. рублей для компаний, занимающихся внутренним туризмом.
Но как работает закон? По идее, турист, в случае недовольства оказанными услугами должен обратиться с просьбой возместить ему потраченную сумму полностью или частично. В каких случаях вернут деньги? Если нарушены условия договора, например, если вместо пятизвездочной гостиницы вам предоставили номер в отеле с тремя звездами. Но столь грубые нарушения встречаются редко и, как правило, туроператор в этом случае сам компенсирует издержки. Другое дело – ввести в заблуждение доверчивого туриста.
Вы едете отдыхать на море, но хотите взять недорогую путевку. Туроператор предлагает: пляж через дорогу от отеля, а на самом деле выясняется, что до этой самой дороги километр пути и столько же от нее. Кому предъявить претензии? Или такая услуга как трансфер – перевозка от отеля к аэропорту. В этом году накладка вышла у туристов отдыхавших в Греции, которых турфирма своевременно доставила в аэропорт, но, увы – улететь они не смогли, так как местные работники объявили забастовку. За свой счет людям пришлось «доживать» в отелях еще неопределенное время – кому неделю, а кому и больше. За эти накладки туроператор, опять же, ответственности не несет.
Кроме того, сегодня в самой России работают всего несколько крупных туроператоров. Часто покупая путевку в «магазине», вы всего лишь выбираете товар, за качество которого сам магазин ответственности не несет. А на месте вас «принимает» местная турфирма, которая и работает по местным законам.
«По большей части, новые гарантии относятся, несомненно, к так называемому VIP-туризму, - рассказала Newsinfo.ru Ирина Попова, руководитель отдела рекламы и PR крупной компании UTS Group. - На 1 июля в едином реестре уже около 3 тыс. российских компаний. Таким образом, теперь туроператор, предлагая на рынке свой продукт, не только предоставляет личные обязательства, но и финансовые - в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора». Но по ее словам, основные претензии тут могут возникнуть у богатых клиентов, которые заказывают частные дорогостоящие туры. «Тут могут выйти какие-то накладки, учитывая частный характер, тогда, понятно, фирма и будет выплачивать несогласования. В данном случае – это удобно и нам и клиенту", - считает эксперт.
«Обычных» туристов новый закон практически и не коснулся. Например, «страховка от невылета» - в страны с визовым режимом, где человеку могут просто отказать в посещении государства, оформляется за счет самого отдыхающего и стоит в среднем до 30 евро с человека. В этом случае вам вернут только деньги потраченные на путевку, исключая затраты на саму страховку.
Так что же изменилось для самих туристов? "Тенденции", – уверяет гендиректор компании UTS Алексей Крылов. По его мнению, российский рынок туристических услуг – на пороге передела, и причиной перетряски станет новый закон. А.Крылов не исключает, что в будущем внутренние правила для членов АТОР лягут в основу законодательных инициатив. А, учитывая близость ассоциации к власти, можно не сомневаться, что по этим правилам обяжут работать и весь турбизнес. «Деньги придут в турбизнес, и он станет надежным, чего и хотят сами отдыхающие», - подвел итог Алексей Крылов.
Другие эксперты не столь оптимистичны. «Сегодня некоторые регионы остались практически без туроператоров», – считает Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ. - Например, в Туве и Башкирии туроператоров сейчас нет вообще, в других регионах – их единицы». По ее словам, с введением фингарантий операторский рынок сократился в пять раз. И дефицит может сказаться на удорожании путевок, причем именно в регионах. «Москва все-таки в большей конкуренции, нежели региональные представительства», - считает эксперт.
Так или иначе, а месяц работы показал – в законе еще довольно много недоработок, которые надо будет исправлять. По всей видимости, и в работе с самими туроператорами, которые знают рынок лучше, чем депутаты.
Илья Гращенков
Правда.Ру