Не прошло и суток с тех пор, как стало известно о смерти шведского режиссера Ингмара Бергмана, как киноискусство постигла еще одна невосполнимая утрата: в своем собственном доме в Италии накануне вечером, около 20:00, скончался знаменитый Микеланджело Антониони, которому 29 сентября должно было исполниться 95 лет. Местная пресса сообщает, что великий режиссер умер спокойно, сидя в своем кресле. Рядом все время была его супруга. Антониони родился в 1912 г. в городке Феррара на северо-востоке Италии, и там же будет похоронен 2 августа.
Творческий путь Антониони полон свершений и побед. Он получил целый ряд призов международных кинофестивалей: приз FIPRESCI в Берлине в 1961 г., Золотого льва в Венеции в 1983 г., приз Франсуа Трюффо в Гиффони в 1991 г. и там же - Золотого грифона в 1995 г., в 1993 г. Европейская киноакадемия наградила его призом за творчество в целом, а двумя годами позже Антониони стал почетным лауреатом Американской киноакадемии. В 1996 г. его творческие достижения были по достоинству оценены призом Стамбульского кинофестиваля, в 1998 г. он получил приз Пьетро Бьянки от Итальянского национального синдиката киножурналистов и, наконец, в 2001 г. - через сорок лет после первого награждения - Национальное общество кинокритиков США удостоило его специального упоминания. Одной из самых главных наград в режиссерской карьере Микеланджело Антониони стал "Оскар", врученный ему в 1994 г. за вклад в мировую культуру.
Свой путь в кинематограф великий итальянец начинал с Болонского университета, в котором сначала изучал филологию, а потом получил специальность экономиста. Во время учебы начал писать в местной газете рецензии на кинофильмы, немилосердно подвергая критике современные итальянские комедии. Тогда же впервые попробовал себя в роли постановщика картины, попытавшись снять фильм в психиатрической клинике. Но пациенты пугались осветительных приборов, так что съемки закончились ничем. Как раз накануне Второй мировой войны Антониони окончательно определился с выбором своей профессиональной стези. Он побывал на фронте, так что по-настоящему занялся кино только в 1943 году.
Первый фильм Микеланджело Антониони - документальная короткометражка Gente del Po о жизни североитальянских рыбаков. Спустя пять лет, в 1948 г., он все еще работал в том же жанре, и не без успеха. Его фильмы Nettezza urbana и L'amorosa menzogna получили призы "Серебряная лента за лучший документальный фильм" от Итальянского национального синдиката киножурналистов в 1948 и 1950 годах. Первая полнометражная картина Антониони вышла на экраны в 1950 г., это была "Хроника одной любви". Режиссер сам активно руководил съемочным процессом, так что фактически операторская работа во многом - его достижение. Ряд эпизодов был отснят в родном городе итальянца, и он не раз впоследствии возвращался на свою малую родину в поисках "декораций".
В 1957 г. Антониони познакомился с актрисой Моникой Витти, с которой его на последующие десять лет связали близкие отношения. Она снялась в главных ролях в картинах, весьма неоднозначно встреченных публикой, - "Приключение" (1960), освистанное зрителями Каннского фестиваля и получившее тем не менее его Гран-при, "Ночь" (1961), " Затмение" (1962) и "Красная пустыня" (1964). В последующие годы режиссер много снимал за пределами Италии, отказавшись сначала от участия Моники Витти в своих картинах, а потом разорвав и отношения с ней.
В 1970 г. Антониони настиг крупный коммерческий провал - фильм Zabriskie Point, снятый в США. Работа режиссера не понравилась властям страны и зрителям в прокате. Двумя годами позже аналогично отреагировали на его документальный фильм "Китай" власти КНР, и тогда кинематографиста настиг инсульт, но вскоре он вернулся к работе. В 1975 г. Антониони снял фильм "Профессия - репортер" с Джеком Николсоном в главной роли. Итальянец побывал даже в СССР, где планировал создать один из своих шедевров, но не стал реализовывать этот проект.
В творчестве Антониони было немало экспериментов, в частности, в области видеорекламы и музыкальных клипов. В 1985 г. с режиссером, находившимся уже в весьма преклонном возрасте, случился новый инсульт, который привел к параличу правой половины тела и необратимой потере речи, но это не помешало Антониони в следующем году жениться на Энрике Фико, сыгравшей роль второго плана в его фильме "Идентификация женщины".