Когда появились той - терьеры в России, точно сказать трудно. Еще до революции в состоятельных домах можно было встретить эту оригинальную собачку. Видимо, они попадали к нам из Англии и Германии.
Русские той - терьеры меньше ростом и легче по весу английских. Есть отличия в конституции, окрасе.
Кстати, и у нас эта порода после войны почти исчезла; и лишь в 1947 году на выставке в Ленинграде был показан один тойчик. В пятидесятых годах энтузиасты собрали разрозненные экземпляры (чаще - без родословных), и на второй Всесоюзной выставке было показано уже более ста той - терьеров.
Стандарт породы был окончательно утвержден Министерством сельского хозяйства 17 декабря 1985 года. Новый стандарт принят недавно.
Диковинный зверь, не правда ли?
Но еще более удивительно то, что сегодня эта сказка ожила и предстала перед нами в виде крошечной, совершенно необычного вида той терьер, оставившей в волшебной сказке лишь два неуместных наяву верблюжьих горба, зато украсившей свои аршинные уши чудесной, струящейся на ветру, густой и длинной шерстью, благодаря чему ее облик обрел подобие цветущей орхидеи. Это московский той терьер.
История этой удивительной породы, а точнее, ее гладкошерстного собрата, послужившего впоследствии базой для ее создания, на российской земле начиналась как раз в те времена, когда Ершов писал свою сказку. Однако заморская предыстория еще более древняя.
В период средневековья на территории Англии сформировалась особая группа некрупных охотничьих собак, получивших название терьеры. Использовались они преимущественно для охоты в норах на барсуков и лисиц, а также для истребления крыс. Последние не только с завидной регулярностью портили продуктовые и семенные запасы, но и были разносчиками смертельных болезней. Поэтому неудивительно, что ловкие собаки-крысоловы пользовались у жителей большим уважением. Лучшим истребителем крыс считался черно-подпалый терьер из Манчестера, всем своим обликом и характером подходящий для этого дела: некрупный, подвижный и подтянутый, на высоких, но крепких конечностях, с небольшой удлиненной головой на гибкой шее, большими подвижными ушами, позволявшими безошибочно и быстро определить источник малейшего шороха. В XVII веке в Англии были очень популярны состязания по истреблению крыс, которые проводили на специально для этого построенных аренах. Впоследствии, когда крысиные забавы были запрещены, манчестерский терьер по росту разделился на две разновидности. Более мелкую назвали малым манчестерским терьером, рассматривая его не как самостоятельную породу, а как карликовую разновидность манчестерского терьера (такое положение дел в некоторых странах сохранилось и поныне), а позднее его стали называть английским той терьером (от английского (toy - игрушка) и считать самостоятельной породой (хотя официально эта порода была признана лишь в 1962 году). Благодаря своей изысканной благородной внешности, компактности, веселому нраву и простоте содержания той терьеры быстро завоевали популярность в качестве комнатной собаки. В начале XIX века в этом качестве они быстро расселились по всей Европе, включая Россию, а также попали за океан.
В России той терьер стал одной из самых многочисленных пород комнатных собак. На выставках и начале нашего века они составляли треть всего поголовья экспонируемых комнатных собачек. Однако Октябрьская революция нанесла породе в нашей стране непоправимый урон. Большинство владельцев были представители интеллигенции, и именно этот класс более всех пострадали в те смутные времена. Кроме того, в течение всего сталинского периода приветствовалось разведение пород, представляющих интерес для Советской Армии и народного хозяйства. Владельцев же декоративных собак объявляли выжившими из ума мещанами. И все же, несмотря ни на что, благодаря уникальной преданности и любви владельцев к своим питомцам, некоторое количество той терьеров, порой очень неплохих (например собака, представленная на фотографии в книге А.Мазовера "Племенное дело в служебном собаководстве"), но чаще нечистопородных, сохранилось. В середине пятидесятых годов группой кинологов была предпринята попытка воссоздания породы той терьер. Собирать приходилось буквально по крупицам и большинство первоначально используемых собак не имело родословных. Поголовье стало быстро расти и завоевывать популярность. Однако это был период сурового "железного занавеса", исключающего какие-либо контакты с европейскими кинологами. Нам идти по пути, проторенному буржуями, представлялось никак невозможным, у нас во всем должен быть свой путь, социалистический. В результате в начале шестидесятых годов в нашей стране был разработан стандарт, весьма отличный от истинного стандарта английского той терьера, и эта порода у нас пошла своим путем. Советский стандарт отличался прежде всего описанием строения головы: требовался высокий выпуклый лоб, резкий переход ото лба к морде и коротенькая остренькая мордочка, в то время как у настоящего английского тоя, напротив, плоский лоб, невыраженный переход и длинная морда. Длительная селекция в изолированных условиях в специфическом направлении привела впоследствии к возникновению новой породы - русский той терьер.
В 1957 году от двух гладкошерстных собак, одна из которых имела слегка удлиненную шерсть и не имела родословной, родился кобель с эффектными очесами на ушах и конечностях. Его назвали Чикки. С него все и началось. Его очаровательная внешность - великолепные пушистые уши, элегантная манишка, ярко-красные подпалы на черном фоне - неизменно привлекали внимание как обычных людей, так и специалистов. Группа московских кинологов, возглавляемая Е.Жаровой, решила предпринять попытку закрепить столь оригинальную внешность в потомстве. Поэтому Чикки повязали с черно-подпалой сукой, также имеющей чуть удлиненную шерсть, в результате чего были получены три длинношерстных щенка. Центром создания и разведения породы стал МГОДС - Московское городское общество декоративного собаководства, переросшее впоследствии в МГОЛС. В соответствии с местом рождения новую породу окрестили московским той терьером, Здесь, в московским клубе, порода быстро росла и расцветала, завоевывая все новых и новых почитателей, да это и понятно. Ведь большинство москвичей 60-70-х годов жило в коммуналках либо в не слишком просторных "хрущевках". В таких далеких от комфортности условиях, движимые лишь энтузиазмом и неиссякаемой любовью к создаваемой породе (щенки стоили до смешного дешево), московским кинологам удалось создать самобытную, словно из доброй русской сказки, породу.
Поголовье московских той терьеров постепенно увеличивалось.
В 1964 году они были впервые представлены на выставке - их здесь было 24. В 1966 году был принят первый стандарт, сохранившийся до наших дней лишь с небольшими изменениями. К концу 60-х годов на учете числилось уже более трехсот собак. Возникли центры разведения в ряде российских городов. Однако в 80-х годах ситуация с породой той терьер резко осложнилась: активизировался завоз из-за рубежа декоративных собак различных европейских пород, которые благодаря массированной рекламе и извечной тяги россиян ко всему заграничному начали быстро вытеснять наших крошек. Более того, московские той терьеры часто служили своеобразной валютой в расчетах. Благодаря этому в ряде европейских стран появилось свое поголовье породы той терьер и начато разведение. Но на родине поголовье московских тоев при этом сократилось до критического уровня и к началу 90-х годов порода оказалась на грани вымирания. В большинстве российских городов той терьеры пропали вовсе. В нескольких городах еще разводили гладкошерстных тоев. Московские же тои сохранились лишь в Москве да и то в очень небольшом количестве. Порода оказалась под угрозой вымирания, но, к счастью, именно с этого момента популярность породы начинает расти. Увеличилось число грамотных заводчиков, и крошечные тои появились на больших выставках, неизменно возбуждая всеобщий интерес и расширяя ряды почитателей.
Порода той терьер вышла на новый виток развития. Количество собак породы той терьер стало постепенно расти. Быстрое восстановление их численности невозможно прежде всего по причине их малоплодности; в пометах рождается один-два, изредка три щенка. Три-четыре щенка в помете большая редкость. Поэтому еще и сейчас московские тои даже в Москве остаются одной из редких пород и немногие российские города могут похвастаться их наличием и не все даже крупные выставки оказываются удостоенными чести их участия, той терьер куда более редок, чем многие традиционно редкие породы: мастифы, шар-пеи, мастино, йоркширы и дp.
Но все же Московская популяция уже вполне достаточна, чтобы не опасаться за будущее породы. Ведется разведение и в некоторых других городах С.-Петербурге, Новосибирске, Минске, Красноярске и дp.
Но московских той терьеров разводят не только в России. Породу эту, несмотря на то, что ее стандарт пока в FCI не утвержден (в организациях под эгидой FCI порода не признана, в нашей стране представители породы демонстрируются в так называемой XI группе - без права участия в "Best-in-Show" - Прим.ред.), давно можно считать иитернациональной. Как уже говорилось, немало тоев в период 80-х годов было вывезено в Европу. Вывозились они и до того, и после того. Поэтому неудивительно, что уже не первый год их разведением занимаются в целом ряде стран: Финляндии, Польше, Чехии, Германии, Венгрии, США. Кстати, в США также есть свой миниатюрный терьер.
В июне 1996 года в Москве был организован Национальный клуб русских той терьеров. Это, несомненно, важный момент в развитии породы, так как позволяет консолидировать усилия отдельных клубов и заводчиков, корректировать и контролировать состояние и развитие всей породы. На первую Всероссийскую выставку той терьеров, состоявшуюся в Москве в мае этого года, было записано 93 той терьера, из них 36 длинношерстных.
В прошлом году породе московский той терьер исполнилось 40 лет. Какой же он - современный московский той терьер?
Это совсем крошечная, игрушечного вида той терьер с огромными стоячими ушами, украшенными густой бахромой из длинной шелковистой шерсти, мягко ниспадающей по бокам маленькой точеной головки. Внимательный взгляд больших темных, как черника, глаз, ровная спинка, высокие тоненькие ножки с пушистыми очесами, мягкие тапочки из шерсти на крошечных лапках, задорно торчащий купированный хвостик. Добавьте к этому задорный терьерий характер, сочетающий в себе энергичность, жизнерадостность и готовность атаковать любого, пусть даже превосходящего по силе противника, бескрайняя преданность только одному хозяину и огромная-преогромная любовь к нему, и перед вами настоящий московский той. Количества любви, сконцентрированного в этом крошечном тельце, с лихвой хватило бы на пять больших псов. По размеру московский той терьер столь мал, что многие из них могли бы состязаться с чихуахуа за звание самой маленькой собачки. В простоте содержания они вообще вне конкуренции: места в квартире не занимают вовсе, количество пищи - дветри столовых ложки в день, ни тримминга, ни стрижек. При этом они не боятся холода - их можно спокойно выгуливать при несильном морозе. Вне конкуренции они и по сторожевым качествам: конечно, той не разорвет злоумышленника на куски, но громогласный собачий лай, способный конкурировать по громкости с милицейской сиреной, всегда отпугнет иепрошенного гостя. А ведь от его огромных подвижных ушей не ускользает ни один подозрительный шорох. Той не создает никаких проблем ни в общественном транспорте, ни в автомобиле, ни на даче, ни при посещении выставок. И кроме того, где бы вы не оказались с московским той терьером в руках в нашей стране или тем более за рубежом, вы всегда будете в центре внимания: уж очень сказочна и необычна внешность этой крохи.
К середине 90-х годов в породе наметился, заметный качественный прогресс, но возникла потребность в доработке стандарта. Новый предстояло разработать национальному клубу совместно с РКФ. Стандарт породы той терьер готовился долго и вот, в начале этого года, он был утвержден.
В новой редакции московский длинношерстный той терьер и его гладкошерстный собрат объединены под одним названием - русский той терьер, как две шерстные разновидности одной породы.
Стандарт достаточно полно и лаконично описывает элегантную собачку во всех подробностях и дает четкое представление об облике данной породы. Нельзя не признать, что в целом стандарт удачен.
Остается сказать только об одной, совсем неважно для облика породы моменте, однако представляющимся несправедливым - о названии.
Что касается гладкошерстных той терьеров, то название "русский" здесь подходит более всего. Что же касается длинношерстного тоя, то изменение названия - имени, данного при рождении породы создателями - представляется весьма несправедливым. Порода родилась именно в Москве и создавалась московскими кинологами, и в соответствии с этим вот уже более трети века с гордостью носит имя "московский", Именно под этим именем его знают во всех странах мира. Москве обязан длинношерстный той терьер и своим вторым рождением: когда в начале девяностых годов порода оказалась на грани исчезновения, то сохранить ее удалось только благодаря нескольким московским кинологам: Жаровой, Копыловой, Смайку, Карпышевой и др. Если бы не они, этой породы сейчас просто бы не было. Когда проходила всемирная выставка собак в Берне, то во время торжественного парада на поле с особым почетом, как главную святыню и символ Берна, вывели бернскую овчарку. Многие города: Брюссель, Бостон, Ротвайль, Бордо и другие могут гордиться породами, носящими их имя.
Изменение названия было аргументировано тем, что, якобы, если стандарт на длинношерстных и гладкошерстных тоев один, так и название непременно должно быть одно. Однако на деле это не совсем так, и при желании вполне можно было сохранить оба названия. Тому есть ряд примеров. Стандарт гриффонов объединяет сразу три разновидности, каждая из которых имеет свое название; бельгийский, брюссельский и брабантский. Стандарт папильона также объединяет две разновидности с разными названиями папильон и его вислоухая разновидность фален. Аналогично и у бельгийских овчарок - стандарт с этим названием объединяет четыре шерстные и цветовые разновидности, каждая из которых имеет свое название: тервюрен, грюнендаль, малинуа и лакенуа. По аналогии с этим вполне нормально было бы озаглавить стандарт "Российские той терьеры", или, учитывая необходимость перевода на иностранный язык "той терьеры России", а разновидности назвать "Русский гладкошерстный той теръер" и "Московский длинношерстный той терьер". Таким образом, возможность сохранить название, "московский" есть, и в этом отношении у руководства национального клуба хотелось бы видеть более конкретный и принципиальный подход. Тем более, что штаб-квартира национального клуба находится именно в Москве, и кто же, как не мы, москвичи, должны заботиться о том, что принадлежит нашему любимому городу по праву.
Вряд ли стоит сомневаться, что Российский национальный клуб той терьеров возглавляют грамотные и опытные кинологи, и у них есть совершенно конкретные аргументированные ответы на многие мои, возможно в чем-то наивные, вопросы и хочется верить, что в скором времени их ответы мы сможем прочесть в прессе. Но все же если какие-то из затронутых положений стандарта покажутся принятыми поспешно, то наверное следует задуматься о необходимости внесения небольших корректировок в стандарт.
Кому-то может показаться, что говорить обо всем этом поздно, ведь стандарт уже утвержден. Но ведь стандарт породы той терьер - не есть нечто застывшее, он живет и изменяется вместе со своей породой. Стандарт должен постоянно эволюционировать вместе с породой, причем всегда находясь впереди нее и предвосхищая ее развитие, Поэтому корректировки в стандартах не только возможны, но время от времени и необходимы. Тем более, что несмотря на все сказанное, рассмотренный нами стандарт в целом весьма удачен, требуется лишь несколько небольших корректировок. Хочется верить, что те, от кого это зависит, смогут осознать важность данного шага, забыть личностные интересы, амбиции и привести стандарт в полное соответствие с законами гармонии и истинными интересами породы. Мы - лишь временные опекуны породы, за нами придут другие, и только от нас зависит, помянут ли нас добрым словом либо будут проклинать. Мы - ступени, по которым движется порода, и хочется верить, что эти ступени поведут не в пропасть, а вверх. И тогда наградой нам будет настоящий московский той, маленькая диковинная зверушка из русской сказки - живая орхидея Москвы, достойный конкурент европейским породам, гордость российского собаководства.