Обманул туроператор? Защити себя сам!
Наталья Гриднева
В разгар сезона отпусков российское правительство утвердило новые правила оказания туристических услуг. Наши власти озаботились тем, чтобы путешественники вовремя получали свои документы, а также могли заняться творчеством, оставляя путевые заметки в книгах жалоб и предложений турагентств. Но, как выяснили "Известия", у туристов есть более эффективные способы самозащиты.
В новых правилах не так много нового, но есть как минимум один важный пункт. Сейчас большинство российских туристов получают пакет документов - паспорт с визой, ваучер и медстраховку - прямо в аэропорту, за 2 часа до вылета. Согласно новому документу, туроператор должен предоставить этот пакет за сутки до начала путешествия. Так нам, конечно, будет спокойнее.
Но представители отрасли недовольны. "В сезон отпусков многие консульства загружены до такой степени, что выдают туроператорам паспорта с визами буквально в последний день, - рассказал "Известиям" президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. - Да и туристам, которые, скажем, живут в Новосибирске и едут на отдых за рубеж через Москву, неудобно лететь в столицу заранее, чтобы получить документы за сутки до начала путешествия". Хотя на этот случай вы можете "разрешить" турагентству подвезти документы прямо в аэропорт, это нарушением не считается.
Еще одно нововведение касается наличия у турагентства или туроператора в офисе книги жалоб и предложений. Видимо, туда уже отдохнувшие туристы должны записывать свои путевые заметки и замечания по работе фирмы. Но эффективность этой меры будет крайне низкой. Не секрет, что жалобные книги продавцов ни к чему не обязывают.
В общем, новые правила мало что изменят в жизни туристов. Интереснее другое — ведь 1 июня вступил в силу обновленный закон "Об основах туристической деятельности". По нему за любое нарушение своих прав туристы могут получить компенсацию.
Туроператоры платят за это миллионы рублей, которые уже сказались на цене путевок. Что это нам дало? Ничего.
По словам Сергея Шпилько, на сегодняшний день ни одно дело о возмещении ущерба российским туристам не было рассмотрено в суде. "Известны единичные случаи обращения наших граждан в разные инстанции по поводу испорченного по вине туроператора отдыха, — рассказала "Известиям" руководитель пресс-службы Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. — Но дальше жалоб и перечислений претензий дело не пошло". Получается, что пока закон не работает и ни один турист не получил компенсацию за неудачный отдых.
Во многом это связано с недостаточной информированностью туристов о своих правах. Чтобы уменьшить риск, мы советуем вам подстраховаться. Прежде чем выкупить путевку у туроператора, поинтересуйтесь, включен ли он в единый реестр Ростуризма (полный список туроператоров опубликован на сайте wwwrussiatourism.ru). Если вы обратились в турагентство, уточните, с каким туроператором оно имеет дело. Если и здесь все в порядке, уточните, какой банк или какая страховая компания выдали туроператору фингарантии. Созвонитесь с ними. Если результаты звонков вас удовлетворили, смело выкупайте тур.
Если туроператор нарушил договор и поселил вас не в тот отель или в номер с видом на помойку, а не на море, как обещал, сначала соберите доказательства этих нарушений. Возьмите на ресепшн справку, что вы проживаете в этом отеле, и попросите указать, в каком именно номере. Если вам откажут, воспользуйтесь мини-баром в своем номере или сделайте короткий звонок из номера на родину. При выписке из отеля вам обязательно предъявят чек, в котором помимо небольшой суммы за выпитую баночку прохладительного напитка или телефонные переговоры будут указаны отель, номер вашей комнаты и ваша фамилия. Если вас не устраивает обслуживание — фиксируйте грубость персонала на видео. В суде это станет вещдоком. Кроме того, вы можете написать все свои претензии и собрать подписи еще двух свидетелей. В этом случае суд примет к рассмотрению ваше заявление.
По приезде сразу же бегите к туроператору. Если его удовлетворят собранные вами вещдоки, он в досудебном порядке возместит вам ущерб, нанесенный испорченным отдыхом. Если же нет — пишите заявление в суд.