ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Асклепейон » Психологическое давление: кто виноват и что делать


Психологическое давление: кто виноват и что делать

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Автор: Габриеле Петерс-Кюлингер ( Gabriele Peters-Kuhlinger), член предпринимательского совета "Kuhlinger, John & Partners", специалист по подбору и подготовке руководящих кадров и менеджеров по персоналу. Материал публикуется в сокращенном переводе с немецкого.

Свернутый текст

«Давление» — этот термин нам знаком из физики и метеорологии. Однако здесь речь пойдет только о психологическом феномене. Тем не менее существует определенная аналогия между физическим и психологическим давлением. Прежде всего попытаемся представить себе, как физически происходит давление.

Давление возникает всегда в том случае, если некая сила оказывает давление на какой-то предмет, на который одновременно действует (по меньшей мере) другая (а может, и другие) противоположно ориентированная сила.

Если силы А и В с противоположных сторон одновременно действуют на какой-то предмет, то он оказывается под давлением.

Предмет деформируется в зависимости от того, насколько велики силы и как они воздействуют на предмет. Но этого не происходит, если имеется только одна сила (причем не важно, как она действует на предмет).

Например, если вы хотите поднять папку, то вы, вероятно, возьмете ее за противоположные стороны. Как только вы начнете давить на обе стороны, то сможете поднять ее. Но если вы будете воздействовать только на одну сторону папки, то, в конце концов, лишь сдвинете ее.

Как возникает психологическое давление

Если мы говорим об эмоциональном давлении, то имеем в виду ситуации, в которых, с одной стороны, имеется как минимум одна сила и с другой — еще, по крайней мере, одна сила, направленная в противоположную сторону. На основании этой аналогии при более тщательном рассмотрении можно найти различные силы, которые вызывают давление, — независимо от того, как вы его воспринимаете. Между обеими силами находится тот, на кого оказывается давление. Это можно увидеть на примере типичных ситуаций:

Я сам(а) себе создаю давление. (Я должен(а) был что-то сделать, но я предпочел отдыхать.)
Я попадаю под давление. (Я хотел(а) бы себя вести либо так, либо по-другому, но гораздо удобнее вообще поступить иначе.)
Я нахожусь под давлением. (Например, давление срока окончания: я должен(а) был(а) бы начать раньше, но теперь уже слишком поздно, и из-за этого срок окончания вызывает у меня напряжение.)
Я подавляю мою ярость. (Я сержусь, но не позволяю себе показать это, потому что я, например, не хочу оскорбить другого или не хочу нажить себе неприятностей.)
Я мучаюсь. (Например, из-за ответственности: я наверняка мог(ла) бы сейчас добиться успеха, но боюсь последствий. Или предстоит принять решение, но я не могу выбрать из имеющихся альтернатив.)
Я оказываю давление, так как без него ничего не выйдет.
Я нуждаюсь в давлении, чтобы добиться больших достижений.
Как показывают последние два высказывания, давление не может быть принципиально негативным, оно также может восприниматься и как полезное. Все зависит от ситуации и ее участников, а также и от того, какие существуют реальные возможности, чтобы избежать давления или использовать его в свою пользу.

Шесть типов давления

Мы уже установили, что почти все ситуации, которые были определены как давление, можно отнести к одному из шести феноменов. Давление возникает, если:

мотивы требуют своей реализации (мотивация);
имеющееся в распоряжении время ограничено (планирование);
одновременно и в одном и том же месте должны быть достигнуты противоположные желания, цели или потребности (конфликт);
теория и практика, а также желание и реальность совпадают (интеграция);
речь идет о превосходстве или слабости (борьба за власть);
речь идет об индивидуальной угрозе (страх).
Естественно, что эти аспекты пересекаются. Точно так же один аспект может являться следствием другого, например страх может выступать как следствие борьбы за власть или конфликта.

Если мы постараемся выяснить все то, что людей, с одной стороны, мотивирует, побуждает, стимулирует и движет, а с другой — препятствует, мешает, раздражает или отталкивает, то быстро станет ясным, что психологическое давление часто возникает в том случае, если различные чувства борются друг с другом. Формулировка «Я хотел(а) бы / я должен(а) был бы... но...» делает вышеприведенные примеры более ясными.

Конечно, имеется также объективное давление (давление действия), которое возникает, например, из-за больной загруженности на работе, неожиданных изменений, непредвиденных событий, кризисных ситуаций или даже катастроф. Нельзя исключать и такое внешнее давление. Однако в большинстве случаев собственно событиями выступают не сами события, в результате которых мы оказываемся под давлением, а наши чувства, которые с ними связаны.

Итак, мы все по-разному ведем себя в различных ситуациях, которые обременяют и угнетают нас. Дело в том, что и «давление» оценивается по-разному. То, что для одного является «обременительным», для другого не воспринимается иначе. Итак, в отличие от физического психологическое давление не может быть объективно измерено. Каждый человек переживает давление по-своему. Субъективное восприятие давления в больше степени зависит от личности.

При такой разнице в восприятии давления не могут быть полезными и действенными общие рекомендации, поэтому, чтобы уметь правильно избежать давления, вы должны сначала точно проанализировать как свою ситуацию, так и ваше чувство, которое при этом возникает или уже существует. Все же об одном уже можно сказать с уверенностью: честно относитесь к самому себе, ведь чем лучше ваша самооценка или ваш самоанализ, тем скорее вы найдете выход из создавшейся ситуации.

Давление требует решений

Чтобы устранить давление, должно быть некое решение, которое редуцирует «силу» либо с одной, либо с другой стороны. На практике это означает следующее.

В случае если вы сами себе создали давление (давление действия): либо вы что-то делаете и уж затем занимаете позитивную позицию, либо вы признаете, что покой превыше всего, и ничего не делаете.
В случае если вы попали под давление: либо вы действуете по образцам и правилам (с соответствующей позитивной позицией), либо вы уступаете своей воле и отказываетесь действовать, отдавая себе отчет в последствиях вашего отказа. В качестве альтернативы вы ведете переговоры с тем, кто на вас оказывает давление, и ищете компромисс.
В случае если вы чаще страдаете от давления срока окончания: либо вы своевременно планируете и разумно распределяете время и содержание, либо вы воспринимаете давление как необходимое средство, усиливающее ваши внутренние движущие силы. вы также можете рассматривать давление как поддержку при выявлении самого существенного, так как в большинстве случаев это то, что и происходит на самом деле при давлении времени.
В случае если вы насильно подавили ваши чувства (гнев): либо вы начинаете по-другому относиться к гневу, т.е. перестаете волноваться из-за сложившейся ситуации, либо вы отказываетесь от той позиции, что вы должны подавлять свое проявление чувств. Гнев, в конце концов, может быть выражен таким образом, что он не будет обидным, особенно если его не накапливать слишком долго.
В случае если вы испытываете давление из-за ответственности или конфликтов: либо вы вникаете в стратегии конфликтов и стратегии реализации и соответственно тренируетесь, либо вы видите, что ваш замысел не настолько значителен, чтобы его можно было осуществить. Третий вариант: вы интенсивно преодолеваете последствия, так что вам не нужно бояться принять соответствующее решение.
В первую очередь важно выявить причины давления, которое вы ощущаете. То, что на одного оказывает давление (например, трудное задание), другим может восприниматься абсолютно спокойно (потому что для него это задание является легким). На первом плане всегда находится выяснение ситуации, при которой возникает давление, чтобы уже после этого иметь возможность выработать пути ее разрешения. Итак, важный признак вашей ситуации и вытекающее отсюда давление связаны с ключевым вопросом: из-за чего возникло давление, а также что (снова и снова) оказывает давление?

Если вы хотите успешно справляться с давлением, то вы должны рассматривать все факторы, которые действуют в определенной ситуации.

Каждый человек решает, как он использует свою наследственность и как реагирует на окружающий мир. Это «решение», однако, как правило, принимается неосознанно. Главное значение имеют опыт отдельного человека и его реакция на этот опыт. Если мы честны с собой, то должны признать, что самое сильное влияние мы оказываем на самих себя, ведь на окружающий мир мы можем влиять только очень ограниченно и на протяжении длительного времени. А нашу наследственность изменить не можем. Но мы можем оказать влияние на то, как мы распорядимся нашей наследственностью и как мы отреагируем на окружающий нас мир.

Наследственность, окружающая среда и социализация неразрывно связаны друг с другом.

Наследственность — это все, что человек несет с собой в мир: унаследованные черты, гены и физическая предрасположенность. Сюда входят также и физические ограничения, и ограничения по здоровью.
К окружающему миру относятся все влияния, которые действуют на личность извне. Это факторы, которые касаются жизненного окружения, например: сельская или городская жизнь, жизнь в качестве единственного ребенка или жизнь в большой семье, обеспеченность или недостаток средств к существованию, значение богатства в социальном окружении.
Социализация — это то, что человек, в конце концов, делает из своей наследственности и окружающего мира. Как реагирует человек с рождения на свои физические, духовные и умственные способности, но также и на их ограничения? Как человек учится использовать свои умственные способности, и в защиту чего он выступает?
Выясните, насколько велико ваше собственное участие в ситуации давления. Решающее значение при этом имеют ваша личность и то, как вы реагируете на характер других людей. Это станет вашим первым шагом с познанию того, почему некоторые ситуации оказывают на вас большее давление, чем на других людей.

0

2

Законы психологической защищенности
 
   

Автор: Сергей Юрьевич Ключников, практический психолог, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), член Союза писателей России и Российского союза журналистов.

Свернутый текст

Потратив на изучение этой темы много лет, проконсультировав множество людей, я, как мне кажется, постепенно увидел основные психологические законы, регулирующие процесс отражения ударов. Мне кажется, что эти законы объективны и существуют вне зависимости от сознания человека, однако работать они начинают все-таки в зависимости от уровня его сознания. Это не какой-то интеллектуальный парадокс, но факт, с которым мне приходилось встречаться сотни, если не тысячи раз. Рассмотрим данные законы.

Закон первый: Для наилучшего отражения ударов защищенность должна быть избыточной, а защита адекватной

Для того чтобы жить без невыносимых проблем и упруго парировать угрозы на улице, хамство на работе и насмешки дома, требуется и защищенность и защита. Если в психологическом арсенале человека есть множество изощренных психотехник, но его общая защищенность, то есть запас жизненной силы, находится на нуле, то перед нами тип информированного слабака. Если же человек силен и уверен в себе, но при этом не знает ни одной техники и на все удары реагирует только одним способом: не замечает их, то перед нами тип грубого силача, своего рода психологического носорога. И то и другое не есть хорошо. Поэтому нужен здоровый баланс между силой и умением.

Почему же сила защищенности должна быть избыточна? Потому что в этом случае она играет не только отражающую, но и профилактическую роль. Если человек брызжет силою и уверенностью в себе, то кто захочет на него нападать? Победа наполовину одержана еще до сражения, что на Востоке считается высшим пилотажем искусства битвы. И даже когда нападение произошло, и удар пришелся по избыточно мощной ауре, то столкновение быстро прекращается. Правда, моська, скорее всего, продолжит свой лай, но слон, мирно щиплющий травку, может позволить себе просто ее не замечать. Избыточная защищенность дает возможность человеку тратить на отражение ударов минимум напряжения и энергии — ведь даже по законам физики рост мощности уменьшает силу напряжения.

Почему же защита должна быть адекватной удару или нападению? Во-первых, потому, что обычно удар или нападение носит разовый быстро проходящий характер, и не стоит в ответ напрягаться так, как если бы вы имели дело с постоянными военными действиями. Во-вторых, не стоит стрелять из пушек по воробьям. Зачем специально напрягать себя сверх меры, когда у вас еще в запасе бронежилет общей защищенности?

Закон второй: Сильный в драку не пойдет, его драка обойдет

Профилактика нападения — это все-таки искусство более высокого порядка, нежели умение грамотно вести психологическую войну. Конечно, всегда важна цена, которую мы платим за мир. Если мы, чтобы избежать неприятного для себя ощущения борьбы, то и дело заключаем с каждым хамом и манипулятором невыгодный для себя «Брестский мир», то это не решает проблему. Агрессора невозможно умиротворить по определению, да и себе мы наносим подобными излишними компромиссами ненужные травмы. Потому мирная стратегия поведения должна иметь подтекст силы. Мы должны научиться так общаться с людьми, чтобы они чувствовали нашу силу и понимали, что имеют дело не с беззубыми пацифистами, а с сильными и уверенными людьми, способными за себя постоять.

Что представляет собой подобная защищенная сила, отводящая конфликты? Она является сплавом мудрости, предвидящей возможность нападения и заранее принимающей меры, обаяния, которое создает вокруг человека такую атмосферу, что на него не хочется нападать, и уверенной мощи, включающей в себя волю, парирующую атаки, достаточно высокую самооценку, не поддающуюся прямому влиянию, умение не лезть за словом в карман, хорошее чувство юмора как в отношении других людей, так и в отношении себя. Человек, излучающий такую силу, очень далеко отводит от себя многие виды конфликтов и нападений. Драка как разновидность грубой агрессивной энергии обходит его даже на тонком уровне.

Закон третий: В конфликтах страшны не столько прямые удары, сколько их хронические последствия

Жесткий психологический удар, даже если он сильный и неожиданный, может серьезно повредить нашу личность и ухудшить состояние, но он редко за один раз ломает внутренний стержень человека. Если он — явление одноразовое, то следы, оставленные им, постепенно затягиваются. Но если вы получили несколько сильных ударов подряд или же вы в течение длительного времени подвергались мелким, но настойчивым издевательствам, провокациям, манипуляциям, тогда полученная душевная рана начинает кровоточить постоянно. Возникает психологическая травма, что угадывается другими людьми и периодически провоцирует их на агрессию, насмешку, грубость, щелчки именно по этому слабому месту. Рана не заживает, с одной стороны, из-за этих внешних воздействий, а с другой — из-за депрессивных переживаний человека, изнутри разъедающих его душевную ткань и усиливающих травму. Многие психологические проблемы, переживаемые человеком — это своего рода удары, растянутые во времени, или, говоря медицинским языком, хроника, которая лечится труднее, нежели острые заболевания. Потому без серьезной работы по избавлению от душевных травм вы никогда не сможете обрести истинную защищенность.

Закон четвертый: Человека можно психологически «пробить», но невозможно сломать до конца без его согласия

Каждый из нас может получить неожиданный удар или просто встретить агрессивного и одновременно более сильного человека, нежели мы. Возможно, что испытания, выпадающие на нашу долю, окажутся более тяжелыми, нежели мы сможем вынести. Они пробивают нашу личность и ауру. Однако стержень человека невозможно сломать внезапно и за один раз — он находится слишком глубоко. Чтобы сломать человеческую личность, требуется согласие человека, хотя бы даже бессознательное. Если вы будете отстаивать себя и свое достоинство, до конца сломать вас невозможно. Как хорошо сказал на эту тему Хемингуэй: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Потому если хотите сохранить целостность своей личности в критических и экстремальных ситуациях, учитесь стоять до конца и не соглашаться на поражение и уступку даже на бессознательном уровне.

Закон пятый: Внутренняя психологическая опора всегда прочнее любых внешних опор

Когда на вас часто нападают и вам начинает не хватать сил, вы обычно теряете равновесие и пытаетесь искать поддержку и опору вовне. На какое-то время вам это удается, но затем по тем или иным причинам внешняя поддержка прекращается, и человек теряет равновесие вновь. Наилучшим вариантом опоры и защиты будет внутренняя опора человека, которая предполагает обращение в трудный момент к серьезным психологическим и духовным целям и ценностям. Внешняя поддержка человека, подвергающегося ударам и нападениям, может быть очень эффектной и впечатляющей, но она непрочна, а внутренняя опора при всей внешней хрупкости и непрезентабельности, оказывается очень реальной и прочной.

Закон шестой: Страшна не слабость и незащищенность, а нежелание ее побеждать

Вы можете быть очень слабым человеком и обладать хрупкой болезненной психикой, но если вы будете сознательно работать над собой, это будет для вас менее опасно, нежели если вы будете сильным и уверенным существом, прекратившим работу над собой. Прикладывая старание, энергию и волю, можно из слабости выковать силу, но если не прикладывать никакой силы, то можно растерять природные данные.

Закон седьмой: В процессе реальной жизни неполная открытость не дает человеку истинную защищенность

Если вы превратили свою жизнь в сплошную защиту, ничего хорошего в этом нет — вы прекращаете здоровый обмен энергией и информацией, превращаетесь в вечно отстающего ретрограда, обкрадывающего себя, и лишенного живого опыта. Если вы приняли модную среди псевдоэзотериков и биоэнергетиков идею, что при чистом сердце защищаться вообще не нужно, то вы стали открытой площадкой для всех ветров и влияний жизни. Вы действительно уверены, что ваше сердце является настолько чистым, а сознание таким мудрым, что добровольно отменили в своем организме всякий иммунитет? Тогда ваши действия напоминают поведение некоего фантастического государства, распустившего свои пограничные войска, ликвидировавшего границы и таможню. Как вы думаете, в этом случае через границу хлынут прежде всего хорошие люди? Нет, миф о том, что защищаться вредно, сам очень вреден.

Можно отчасти согласиться с теми людьми, которые утверждают, что не нужна постоянная защита, если понимать под ней специальный прием, возводящий постоянный щит вокруг личности, закрывающий доступ нежелательной информации. Однако щит постоянной защищенности как естественного психологического иммунитета от агрессии и зла очень необходим. А специальные приемы полезны только в конкретных ситуациях.

Итак, постоянная защищенность нужна всегда. Это означает, что личность человека должна быть целостной, аура плотной и прочной, завершающаяся заградительной сетью, крепко охраняющей человека от ударов и нападений, подобно государственной границе. Но приемы защиты могут и должны периодически меняться и чередоваться в зависимости от того, с кем человек имеет дело. С близкими друзьями достаточно просто быть сильным, защищенным, но открытым человеком, не пользующимся никакими специальными методами защиты. При общении с врагами нужна и защищенность и защита, основанная на чередовании разных приемов, то есть на принципе полной закрытости. В целом в жизни нужен разумный баланс между закрытостью и открытостью.

Черты и качества защищенной личности

По-настоящему защищенный человек не может быть зацикленным на себе эгоцентриком, махровым эгоистом, замкнутым интровертом. Он обладает здоровой открытостью миру и способен легко устанавливать отношения с внешним миром, с людьми и со своим ближайшим окружением. Контактность, открытость, доброжелательность в общении помогают ему свободно притягивать к себе все новых друзей, которые защищают его в трудную минуту.

Защищенный человек сумел обуздать в себе глубинную агрессивность, и потому в отношениях с людьми он не склонен делать резкие движения и наносить необдуманные удары, неизбежно вызывающие ответные действия. Он преобразил свою врожденную агрессивность в твердость и волю к достижениям. Он добродушен и снисходителен, но за этими свойствами у него где-то в глубине скрыт мощный стержень, внутренняя сила, которая выходит на поверхность только в случае, если возникает реальная опасность.

Защищенный человек опирается не столько на отношение других людей к самому себе, сколько на то, как он сам относится к собственной личности и поведению. Он самодостаточен или стремится быть таковым, и в ходе общения умеет опираться на самого себя, не ища постоянной поддержки извне. Он не боится высказывать свою точку зрения, даже если она расходится с мнением большинства. Он умеет отстаивать собственные интересы, опираясь на кодекс чести. Он способен принимать решения и нести за них разумную ответственность.

По-настоящему защищенный человек не склонен к болезненному самокопанию и мысленному анализу чужих мнений по поводу собственной персоны. Он является целостным человеком, для которого мысль и действие неразрывны между собой. Он может какое-то время серьезно размышлять, стоит ли ему совершать то или иное действие или нет, но если решение принято, он уже не будет колебаться и сможет отбросить все сомнения. В большинстве ситуаций для него дело важнее нюансов отношений, хотя он умеет настоять на своей точке зрения и собственном решении, не обижая других людей и правильно объясняя им мотивы сделанного им личного выбора. Если он от природы слишком чувствителен и тонкокож, он постепенно формирует в себе некий корсет защищенности, смягчающий удары.

Защищенный человек — это целеустремленная личность. В любой ситуации он хорошо знает и помнит, чего он в конечном счете хочет. Он не блуждает по извилистым тропинкам жизни, а старается выбрать дорогу, наиболее кратким путем приводящую его к цели.

Защищенный человек — это личность с правильным отношением к времени. Он всегда успевает вовремя делать магистральные вещи своей жизни и уже одним этим защищает себя от возможных упреков, недовольств и завышенных ожиданий. Он живет полноценной жизнью в настоящем и в то же время всегда нацелен в будущее. Он сумел извлечь уроки из прошлого, взяв на вооружение все полезное, с чем он встречался в жизни, и в то же время справился с большинством психологических травм. Встречаясь с ситуациями, похожими на прежние, наносившие травмы, он не сжимается, точно кролик, застывающий в немом ужасе перед удавом, он остается спокойным и уверенным в том, что и эту ситуацию он сумеет пройти достойно. Он помнит, что в конце концов, как говорил Соломон: «И это пройдет!».

Защищенный человек в своей жизни придерживается определенного порядка, четкости и системы. В его повседневном существовании нет места хаосу и сумбуру, мешающему успешному достижению целей. В результате его действия приобретают такой удачный ритм, который несет в себе охранительную силу и амортизирует многие удары. Люди ощущают этот ритм, невольно проникаются его силой и начинают подстраиваться под него, и у них не возникает импульса к агрессии.

Защищенный человек обладает качеством здоровой уверенности в себе и самоуважением, которые излучает его аура и создает вокруг него особую атмосферу, которую не хочется нарушать диссонансными действиями. Люди автоматически проникаются этой атмосферой самоуважения, которую несет в себе этот человек, и потом уже не могут перестроить себя на иную волну. Энергетика самоуважения заразительна в хорошем смысле этого слова.

Защищенный человек правильно реагирует на препятствия. Препятствия не только не подавляют его, но, напротив, вдохновляют его на новые усилия и свершения. Такой человек только раззадоривается при виде новых преград и всегда настроен на их одоление. Он защищен от депрессии и сомнений, даже если на его пути возникло такое значительное препятствие, которое принято называть неодолимым. Но и в этом случае он найдет выход: либо отступит, накопит сил и нанесет по препятствию прямой сокрушительный удар, сломав его защиту, либо найдет обходные пути, либо переждет, когда препятствие естественным образом ослабеет и освободит ему дорогу. Даже если препятствие, с внешней точки зрения, неодолимо в принципе, он все равно будет его штурмовать хотя бы для того, чтобы закалиться внутренне и потренироваться на его преодолении. Только таким образом можно развить свою силу и терпение.

В случае неудач, трудноразрешимых проблем или совершенных ошибок защищенный человек умеет пользоваться прекрасным методом защиты, который мгновенно обесценивает угрозу, уменьшая ее силу, — юмором. Он применяет это лекарство не только по отношению к прямому противнику или другим людям, участвующим в конфликте, но и ко всей ситуации, умея посмотреть на нее как бы со стороны и посмеяться над ней. Он в высшей степени способен смеяться и над самим собой, как наедине, так и в присутствии других людей, что очень хорошо обезоруживает нападающих людей, которые рассчитывают, что он будет страдать синдромом жертвы, всегда реагирующей на угрозу с избыточной серьезностью и внутренними зажимами. Юмор защищенного человека с одной стороны можно рассматривать как проявление его избыточной жизненной силы и изобретательности, способность всегда найти неожиданный выход из тупика или предложить на него взгляд с необычной точки зрения и рассмеяться над мнимым тупиком, а с другой стороны — он есть проявление глубинной мудрости человека, хорошо понимающего, что ничто не вечно под луной, а потому не стоит столь серьезно и близко к сердцу принимать многие проблемы, угрозы и психологические удары. Такой юмор предполагает умение человека мгновенно найти слова и находчиво ответить на любой удар или выпад против него.

Защищенный человек — это уравновешенный человек, умеющий спокойно воспринимать злобные выпады, вспышки раздражения и угрозы. Он пребывает в согласии с самим собой, умеет принимать себя таким, каков он, как исходную точку для дальнейшего улучшения и совершенствования, и имеет тесную связь с центром самого себя, с собственной душой и духом. Он ценит свое состояние эмоционального равновесия больше, чем выгоду или желание насолить другому человеку и потому не соглашается легко и бездумно разменять его на сомнительное удовольствие от гнева или раздражения, уступка которому все равно не принесет желаемого результата. Он сознательно поддерживает внутри себя устойчивость и спокойствие и старается внести эти качества в свое поведение, что расценивается другими людьми как сдержанность и воспитанность.

Защищенный человек должен обладать немалым запасом жизненной силы и здоровья, чтобы энергично отражать любые удары нападения. Это относится и к случаям пассивного отражения, когда человек молча и хладнокровно выслушивает угрозы, нападки или истерики, но внутренне не ломается и сохраняет устойчивое самоощущение, и к случаям активного отражения агрессии, когда приходится вести жесткий диалог, выдает хлесткие ответы, парирует обвинения контробвинениями или иронией.

Защитная сила имиджа

Защищенный человек не может не думать о том впечатлении, которое он производит на окружающий мир, состоящий не только из друзей и нейтрально настроенных людей, но и из недоброжелателей, и даже врагов. Речь идет не только о довольно редкой породе последовательных личных пожизненных врагов, но и о куда более часто встречающихся ситуативных врагах или, точнее, противниках, возникающих тогда, когда наши интересы внезапно и довольно серьезно пересекаются с интересами других людей. Тогда эти люди вмиг становятся нашими врагами. Чтобы таких противников было меньше, нужно заботиться о нашем образе, создаваемом во внешнем мире, или, как сейчас говорят, об имидже. Защищенный человек в зависимости от особенностей своего характера может выбрать несколько типов имиджа, играющих роль защиты:

скромный человек, держащийся в тени, и вместе с тем сильный, уверенный в себе профессионал, занятый своим делом (на таких нападают крайне редко);
мощный бронированный танк, человек со слоновьей психологической кожей, который настолько уверен в себе и спокоен, что его невозможно задеть;
обаятельный и доброжелательный человек, который настолько приятен в личном общении и способен излучать тепло, что его как-то не хочется задевать и атаковать;
острослов-насмешник, который не лезет за словом в карман и которому ничего не стоит, выражаясь языком шукшинского героя, «срезать» любого, кто дерзнет его задеть;
непредсказуемый человек, которого лучше не трогать, ибо он в ответ может вытворить что угодно;
человек с большими связями, за которым стоят серьезные силы и потому лучше с ним не связываться.
Имидж, даже в одном из перечисленных вариантов, — это не одно изолированное свойство человека, а сплав многих свойств, проявляющихся в виде ролевого поведения человека и образа самого себя, о котором он должен помнить и который должен постоянно проявлять.

Воспитание нужных качеств

Эти и многие другие свойства составляют основу личности и поведения защищенного человека. Встает вопрос, а как он должен их приобрести, если он ими не обладает вовсе или обладает, но в зачаточной степени?

Приобретение свойств, защищающих человека, не может происходить мгновенно по его капризному желанию. Одним из прекраснейших инструкторов такого воспитания является интересная, трудная, насыщенная разнообразными испытаниями, жизнь. Она закаляет человека, формируя из желеобразного аморфного материала психики мощную броню характера и духа. Однако искусство прожить такую жизнь могло бы воспитать из нас человека, способного постоять за себя, а значит и за других, более слабых. И такое искусство не дается в руки ленивому или бездушному человеку. Если начать учить человека плаванию методом выбрасывания его из лодки в глубоководье, он может и утонуть. Сколько людей, брошенных в житейское море, без предварительной подготовки, присмотра и поддержки, утонуло или надломилось — слишком сильно было давление. Потому жизненные испытания, неизбежные на пути любого целеустремленного человека, тем более старающегося воспитать из себя более совершенное существо, должны быть дополнены системой самовоспитания и сознательными усилиями по приобретению этих качеств.

0

3

Держи удар

методы психологической защиты
     

Автор: Антонина Глущак, пресс-секретарь и ведущий специалист Академии иррациональной психологии.

Свернутый текст

Если вас укусит одна или даже несколько пчел, это может быть полезным для вашего здоровья. Но если на вас нападет рой ос или вы окажетесь жертвой укуса ядовитой змеи, тут уж вам несдобровать. Ваши конкуренты, недоброжелатели или враги способны нанести вам не меньший вред, всего лишь использовав в качестве психологического оружия ранящие вашу душу слова. И чем дольше вы будете переживать по этому поводу, тем больше шансов у вас оказаться в стане проигравших.

«Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми», — уверенно заявлял француз Мишель Фадуль, добившийся блистательных успехов в бизнесе на мировом уровне.

Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности. Она состоит из целого комплекса таких характеристик, как уровень интеллекта, мировоззренческие установки, внимательность, склонность к анализу и рефлексии, критичность мышления, эмоциональная устойчивость.

Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации.

Предлагаем вам несколько разработанных нами и апробированных на наших тренингах приемов психологической защиты.

Прием «Вентилятор». Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков.

Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.

А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?

Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.

И еще. Сделайте правой рукой фигу и накройте его ладонью левой руки. Мысленно направьте его на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. Вспомните, как такая же фига помогала вам еще в детстве «отомстить» обидчику.

Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.

Прием «Аквариум». Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.

Прием «Диснейленд». Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?

Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся. Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку...

Прием «Лиса и виноград». Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.

Прием «Океан спокойствия». Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».

Прием «Театр абсурда». Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.

Прием «Театр кукол». Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Мол, этот умник корчит из себя супермена, а другой разыгрывает из себя сильную личность, профессионала, а сам слабак, просто блефует. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.

0

4

Ирония как защитный механизм
     

Автор: Эдуард Иванович Киршбаум, профессор Дальневосточного государственного университета.

Греческое Eiro означает "говорю", "говорить". Из него следует латинское verbum, немецкое Wort, английское Word. Все они сейчас обозначают "слово". В древние времена "говорить", "пользоваться словом" имело значение и "заговаривать", "пользоваться заговором" (в том числе, в смысле "лечить").

Свернутый текст

В конечном счете в древнегреческом "иронизировать" стало означать "говорить ложь", "насмехаться", "притворяться", а "ироник" — это человек, "обманывающий с помощью слов". Всегда возникал вопрос, на что направлены ирония, обман. У Платона "ирония — это не просто обман и пустословие, это то, что выражает обман только с внешней стороны, и то, что по существу выражает полную противоположность тому, что не выражается. Это — какая-то насмешка или издевательство, содержащее в себе весьма ясную печать, направленную на то, чтобы под видом самоунижения добиваться высшей справедливой цели". Самым ярким носителем такой иронии является Сократ. С ее помощью Сократ строил свое бесконечное вопрошание к своему собеседнику, в результате чего тому открывалась истина. Сократовская ирония — на службе истине.

В "Никомаховой этике" Аристотель располагает в следующем ряду понятия "хвастовство — истина — ирония". Притворство в сторону преувеличения есть хвастовство, и носитель его есть хвастун. Притворство в сторону преуменьшения есть ирония, и носитель ее — ироник". "Тех, кто говорит неправду о себе, в невыгодном для него свете, но не без знания (об этом), тот ироник; если он приукрашивает, он хвастун". "Тот же, кто придерживается середины, являясь самим собой как человек истины и в жизни, и в славе, признает в отношении себя только то, что ему свойственно, не преувеличивает этого и не приуменьшает".

После Платона и Аристотеля появляется второй, скорее отрицательный, оттенок в понимании иронии. Это второе понимание не было чуждо и Аристотелю, который усматривал в иронии некоторое пренебрежительное отношение к людям. Но в целом Аристотель ставил иронию очень высоко и считал, что обладание ею есть свойство величия души.

Наиболее полно отрицательные аспекты иронии выразил Теофраст в своих "Характерах": ирония — это "сокрытие собственной враждебности, игнорирование враждебных намерений противника, успокаивающее воздействие на обиженного, отстранение назойливости (или доведение до его сознания собственной назойливости), утаивание собственных поступков". Под таким описанием функции иронии мог бы подписаться и Фрейд.

Аристон Кеосский (III в. до н.э.) считал, что склонность к иронии — это признак скрываемого высокомерия. Аристон причислял к "высокомерным" философам и Сократа. В своих диалогах Сократ как будто бы возвеличивает своих собеседников, называет их "добрыми", "сладкими", "благородными", "мужественными" и унижает себя. Такая тактика ведения разговора приводит к обратному: Сократ, возвеличивая других и унижая себя на словах, в реальности возвеличивает себя. Конечно же, тут есть отличие от других: другие возвеличивают себя, принижая и унижая прочих.

Но что нам анализ античной иронии, проведенный А.Ф.Лосевым? А то, что содержание иронии, техники ее выражения и функции в целом и в главном совпадают с современным пониманием двойственного характера иронии:

1. Ирония — выразительный прием, противоположный выражаемой идее. Говорю противоположное тому, что подразумеваю. По форме хвалю, по сути порицаю. И наоборот: по форме уничижаю, по сути возвеличиваю, хвалю, "поглаживаю". В иронии мое "да" всегда означает "нет", а за выражением "нет" маячит "да".

2. Какой бы ни была благородной цель у иронии, например, породить высокую идею, открыть глаза на что-то, в том числе на себя, все же эта идея в иронии утверждается отрицательными средствами.

3. Несмотря на великодушие замыслов иронии, или даже несмотря на ее бескорыстие, ирония дает самоудовлетворение. И право же, это не только эстетическое самоудовлетворение.

4. Человеку, пользующемуся иронией, приписывают черты тонкого ума, наблюдательность, "медлительность", "бездеятельность мудреца" (не моментальная реактивность). Аристотель даже указывал на "величие души" ироника.

Лингвистические и культурологические изыскания А.Ф. Лосева окончательно убедили нас в том, что ирония хотя и умный (как признак "тонкого ума"), благородный (как признак "величия души"), изящный (как доставляющий эстетическое удовольствие своей изысканностью) механизм, но, несмотря на то, что это самый умный, самый благородный, самый изящный, — все же это защитный механизм. Мы попытаемся показать, в чем психозащитность этого механизма и выяснить, что же в иронии нужно сокрыть, заговорить, зачем нужно сокрыть смысл под оболочкой отрицательного выражения этого смысла.

Первоначально отметим отличие иронии от рационализации: ирония — это уже способность к рефлексии, к выходу из полной поглощенности ситуацией. Это уже стояние если не над ситуацией, то уже рядом с ней, около нее, а не в ней. А стояние рядом уже дает силу человеку, уже дает ему преимущество. У него есть возможность отстранения, отчуждения, способность сделать ее не совсем своей, чужой, странной, это уже способность нового видения ситуации.

Как психическое состояние ирония — это измененный знак моего переживания ситуации, с минуса на плюс. Тревога сменилась уверенностью, враждебность — снисходительностью... Это — один параметр изменения состояния. Другой — означает, что человек находится в состояниях, которые автономны относительно ситуации, другого человека, предмета. Я уже скорее субъект, чем объект этих ситуаций, и потому у меня уже есть возможность управления этими состояниями.

Ирония как психический процесс превращает то, что для меня ужасно, страшно, непереносимо, враждебно, тревожно, в противоположное. Посредством иронии я выхожу из этой цепкой, липкой схваченности ситуацией. Эту спасительную и освобождающую функцию иронии очень точно выразил Вольтер: "Что сделалось смешным, не может быть опасным".

Если человек позволяет себе проявление агрессии в открытой форме через поведение или слова (ругань, диффамацию), то велика вероятность получить в ответ или то же самое, или даже больше; или же со стороны общества, а также строгого Сверх-Я могут последовать санкции (чувство вины, угрызения совести). В этом случае "умное" Я дает возможность отреагировать агрессию в социально приемлемой форме.

Человек с жесткими, авторитарными установками может позволить себе проиронизировать над чем-то или над кем-то. Но как правило, это злые шутки, унижающие достоинство другого человека (вспомним "юмор" Сталина). Понятно, что в свой собственный адрес всякая ирония наказуема. Она не прощается как смертельная обида, и наказание за иронию может быть более жестоким, чем за прямую агрессию. Такое же отношение к иронии со стороны тоталитарных режимов. Неироничны, смертельно серьезны режимы Гитлера и Сталина. Но это отнюдь не означает, что в авторитарных режимах ирония не распространена. Как раз наоборот, в иронизировании принимает участие все население. Объектом иронии может быть все, кроме меня одного. Иронизируют даже в виде анекдотов над святая святых, над идеологией, над кумирами режимов. Анекдоты про Ленина, Сталина, Василия Ивановича и т.д. как раз и вырабатывают определенный иммунитет против идеологического террора. Но иронические игры иногда могут заводить достаточно далеко. Ирония может заглушать голос совести. В данном случае интеллект направляет острие иронии на выключение Сверх-Я.

Труднее анализировать случай самоиронии, т.е. когда субъект и объект иронии в одном лице. Первая и главная функция — это редуцировать ту информацию относительно самого себя, которая нелицеприятна, причиняет мне боль, и единственная возможность снять дискомфорт — это поиронизировать по поводу какого-то недостатка, промаха. Мы написали недостаток, промах, и ведь сразу указали на существо самоиронии: Я переживает, осознает этот недостаток, он не вытеснен. Он высвечивается в иронии как лучом прожектора. К тому же самоирония предполагает присутствие другого, как мнимого, воображаемого, так и реального. И тут самоирония кроме всего прочего выполняет следующие функции:

1. Иронизируя над собой в присутствии другого, я как бы жду от него опровержения, комплимента, поглаживания ("это не совсем так", "ты недооцениваешь себя", "я воспринимаю тебя иначе", "наоборот").

2. Самоирония может быть предваряющей критикой. Критикуя, иронизируя над самим собой, я отнимаю хлеб у другого. Я удерживаю ситуацию в своих руках. Самокритика всегда менее болезненна, чем критика. Увы, часто люди это недооценивают. Для зрелой личности это знание более открыто. Болезненное самолюбие — это причина и следствие отсутствия самоиронии.

Психоаналитически самоирония инициируется инстанцией Сверх-Я, при использовании энергии деструктивного танатоса. Но опять же агрессия Сверх-Я преломляется через призму контролирующего ситуацию Я.

Самоирония чаще принимает вид уничижительной характеристики: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!" — это Александр Сергеевич о себе.

Ирония может выражаться не в противоположности, она как бы обходит прямое выражение, прямое ругательство. Томас Манн говорил о "лукавой непрямоте иронии". Фрейд это показал в английском анекдоте. В вопросе "А где же Спаситель?" нет прямого выпада против тщеславных дельцов.

Позднеримский философ Климент Александрийский указывает на то, что целью иронии является "возбудить удивление, довести слушателя до раскрытия рта и онемения"... Истина через нее никогда не преподается. Это "раскрытие рта" вызывается неожиданностью соединения несоединимого, игрой слов.

Вторая часть высказывания Климента удивительно перекликается с афоризмом едва ли не самого глубокого классика этой темы Кьеркегора: "ирония как отрицательность есть не истина, а путь". Для психолога такое определение иронии указывает на то, что главная функция иронии не содержание, а оценка содержания. При этом оценка уничтожающая, принижающая содержание, относительно которого происходит ирония. Можно сослаться на Томаса Манна, что "ирония — главный фермент переваривания действительности". Было бы что переваривать. Ирония не создает истину, истина всегда позитивное знание; знание, которое должно задержаться, знание, на котором нужно остановиться. Ирония — это всегда отрицание, неукорененность ни в одной позиции.

Ирония — это всегда отрицание остановки, это неукорененность ни в одной позиции. Иронизируя над одним предметом, который нас задел, "достал", мы рикошетом задеваем его противоположность. У Р. Музиля: "Ироническое отношение к действительности означает, что в изображении клерикала задетым чувствует себя и большевик".

Иронизирующий — всегда философствующий. "Философия есть истинная родина иронии". Ирония привносит в рациональное, в жестко логическое схватывание жизни момент игры, момент несерьезного отношения к тому, что слишком серьезно задевает человека. Ирония — это "прекрасное в сфере логического". Там, где я могу охватить действительность систематически, как железную логику, расписав, где причины, а где следствия, и там, где я погружен в действительность, не выделен из нее, там ирония не нужна. Иронический саботаж не нужен чистой рациональности и наивному поведению. Можно продолжить метафорическую интерпретацию иронии как пути: путь — это дорога, которая где-то начинается и где-то должна закончиться. Ирония — это, конечно же, выход, исход из начала, уже осуществленное начало. Ирония к предмету (началу, пункту А) есть свидетельство преодолеваемой зависимости от этого предмета. Предмет находился и еще находится в поле моего жизненного пространства, при этом он достаточно сильно структурирует это пространство. И в иронии я начинаю преодолевать эту зависимость от предмета. Ирония — это уже уход от зависимости, это уже некая ступень, некая степень свободы. Один берег покинут — это уже более спокойное, контролируемое отношение к тому, что я покидаю. Это уже не ругань, не аффективная привязанность к предмету, человеку, но это все-таки еще непреодоленная связь, субъект иронии еще не самодостаточен, не автономен.

Т. Манн пишет, что ирония — это пафос середины. Она и модель, и "этика". На наш взгляд, в иронии путь начат, но середина еще не достигнута, вторая половина пути — это мысли о предстоящем, о другом береге. Ирония — это еще неоторванность от детства. Это уже не детство, но и не зрелость взрослого.

Работа с иронией

Главное здесь — это вопрошание. Вопрошание себя, а не других. Поначалу вопросы для тех, в адрес которых иронизируют. Как бы вам ни показалась обидной шутка в ваш адрес, и именно потому, что она показалась вам обидной, не спешите тут же, так же зло, как вам кажется, ответить.

Вопрос "Почему он (она, они) так зло надо мной посмеялись?", нужно превратить в вопрос "Почему я так сильно обиделся?", "Что во мне так сильно обиделось, что во мне задето?", "Именно над этим ли, что меня обидело, иронизировали мои обидчики?". Ставя так вопросы, на спешите ни них быстро отвечать. Поставьте последний вопрос как риторический к самому себе: "А чего я, собственно, обиделся?". Повторяем, вопрос этот риторический, без ответа, без поиска почему, какая причина.

Теперь варианты вопросов для тех, которые иронизируют над другими.

Первый вопрос к себе: "Насколько убийственна моя ирония?". Иногда на этот вопрос, исходя из анализа своих ощущений, трудно ответить объективно. Для этого вам нужно внимательно присмотреться к реакциям других на вашу иронию. Конечно же, если ваш собеседник не засмеялся от вашей шутки, это не обязательно означает, что он обиделся; вполне возможно, что он не понял ее. И дело может быть не столько в нем, сколько в шутке. Но, если шутка обидела, то нужно помнить, что у обиды различные проявления: ваш собеседник замолчал, неловко замолчали все, лицо собеседника "окаменело", улыбка превратилась в гримасу, один побледнел, другой вспыхнул. Из неочевидных вербальных ответов: слова невпопад, длинные паузы и т.д. Впрочем иронизирующий может столкнуться с тем, что он и не прочтет обиду. Люди, умеющие держать себя в руках, в состоянии ее не показывать. Это может вернуться потом, через какое-то время в виде нарушенных отношений (самый простой вариант — вас стали избегать).

Следующее вопрошание: "Отчего, почему я так зло иронизирую?". И не ищите причины в других, в системе воспитания, навязанных образцах для подражания. Лучший способ застрять в злом иронизировании, в недоброжелательстве, а затем быстро перейти к прямой агрессии — это искать виновников вашего несчастья не в себе, а среди других.

Очень легко спрятаться за объяснениями подобного рода: что-де холерики изначально более злы в иронизировании, чем флегматики, для которых-де характерен мягкий юмор. Удобна и успокаивает такая рационализация: ирония, сарказм — это признак большого, критического ума.

Вернитесь к истокам вашей ироничности. Чаще всего она взращивалась и получала подкрепление, когда ее одобряли, когда вы оказывались в центре внимания. Особо благодатен для культивирования злой и беспощадной иронии подростковый период. Это период определенной "бездомности", неукорененности, это переходный период, это переход от детства к взрослости. Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Этот полувыход из детства стимулирует ироническое отношение к детскости. Это отношение к одной стороне. К другой стороне — ко взрослым — подросток проявляет то, что мы бы назвали, вслед за Т.Манном, ироническим саботажем. Т.е. в мир взрослых хочется, хочется встать на один уровень с ними, а они продолжают мое детство, позицию неравенства. Империализм взрослых подросток пытается преодолеть презрительным иронизированем по поводу тех ролей, которые ему навязывают взрослые, и к самим взрослым с их старомодными представлениями о жизни.

Такая подвешенность, неукорененность подросткового периода оправдывает ироническую позицию, иронический постав; с его высоты подростку легче переживать многомерность, противоречивость, многоуровневость бытия. И тут можно задать себе вопрос: "А зачем мне нужно находиться в этой подростковой позиции? Какие выгоды мне приносит иронический постав? Что скрепляет в моем внешнем и внутреннем мире такая злая ирония? Что у меня за внутренний мир, для сохранения которого требуется такая злая ирония?".

0

5

Защитные механизмы психики
   

Автор: эксперт Вадим Игоревич Короткий, психолог-консультант, разработчик авторских методик преподавания психологии.

Если представить личность в виде ядра, окруженного несколькими слоями аксессуаров (привычки, роли, мысли и т. п.), то самым наружным и самым главным слоем, сдерживающим напор агрессивного мира, позволяющим нам сохранять свои привычки и мысли, являются наши вещи.

Свернутый текст

Вещи и деньги, на которые приобретаются вещи, представляют собой нечто вроде крепости, внутри которой находимся мы. Пока сохраняется возможность приобретать вещи, мы чувствуем себя хозяином жизни, спокойно разъезжающим на коне. В такие моменты мы транслируем личность во вне и особо не печалимся по поводу внешнего вида.

Крепость, состоящая только из денег или только из вещей общего потребления — это не крепость, а песочный замок. И этот песочный замок норовит обрушиться при первом же появлении неприятеля — человека с более «крутыми» вещами. Стремление обскакать другого в материальном плане — это фиктивная цель. Всегда найдется новый другой, который нарушит тебе весь психологический баланс и все психологическое равновесие.

В начале 50-х гг. XX века Франкл записал, что самую большую осмысленность жизни придает нахождение цели, достижение которой способствует развитию неповторимости, непохожести, уникальности ее носителя. Еще за полвека до Франкла, т. е. около ста лет тому назад, Джеймс утверждал, что внешний вещественный охранный слой, в первую очередь, должен состоять из «произведений наших рук и мозга», а не просто «больших денег», полученных на постылой работе, так как наиболее тесно связаны с нашей личностью именно произведения нашего кровного труда, будь-то коллекция насекомых или созданный нами бизнес. Если же человек не проявил настойчивости и смелости, чтобы научиться зарабатывать деньги своим любимым делом (читайте «неповторимым делом», т. к. никто не сможет состязаться с нами в том, что мы действительно любим), то удел такого человека — защитные механизмы психики, ибо из вещей общего потребления — телевизоров, холодильников и прочего — крепости не построишь.

Смещение, или замещение

Подвергшись негативным воздействиям извне или опасаясь их — это может быть угроза безопасности, переживание унижения, а также внешний или внутренний, «вбитый себе в голову», запрет на осуществление желания — человек нередко прибегает к странным реакциям, которые нейтрализуют внутренний конфликт, причем протекают они на бессознательном уровне. Эти реакции выдаются непроизвольно и называются защитными механизмами психики. Первенство выделения защитных механизмов психики принадлежит Зигмунду Фрейду.

На сегодняшний день науке известно около 30 психологических защит. Мы ограничимся «формулой Миллера», т. е. числом «семь плюс-минус два». Этого будет достаточно, чтобы в целом получить представление о проблеме. Итак, защитные механизмы психики — это психологические стратегии, с помощью которых люди снижают интенсивность таких негативных состояний, как внутренний конфликт и фрустрация. Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее вследствие столкновения с реальным или воображаемым препятствием на пути достижения цели. В дословном переводе «фрустрация» означает «обман» или «тщетное ожидание».

Смещение — один из самых известных и хорошо описанных защитных механизмов. К примеру, молодые люди, а порой и не очень молодые люди, но тоже с неустроенной личной жизнью, любят посещать дискотеки и рестораны, где можно расслабиться и потанцевать. Танец — это такой вид замещающей деятельности, где нереализованная сексуальная энергия находит себе выход в ритмичных телодвижениях и игровых касаниях с партнером. Вы, наверно, уже обратили внимание, что женатых мужчин не очень-то волнуют танцы.

Выделяют два типа смещения. Первый называется «смещение объекта». Это когда человек проявляет к одному лицу или объекту чувство, которое в действительности испытывает к другому лицу или объекту. Например, человек, разозлившись на своего начальника, может прийти домой и вести себя агрессивно по отношению к детям или жене. Обычно смещение объекта происходит при невозможности выразить чувство в адрес первичной фигуры. Исследовательские данные свидетельствуют, что из большинства чувств, присущих человеку, чаще других смещается именно агрессия.

При втором типе смещения объект не меняется (мишень не меняется), но энергия, связанная с одним чувством, переходит в другое чувство, отличное от первоначального. Наиболее характерным случаем смещения по второму типу в практике психоанализа является смещение сексуального и агрессивного драйва. Это означает, что энергия, связанная с сексуальным возбуждением, может выразиться в качестве агрессии, или, наоборот, агрессивная энергия по отношению к конкретному лицу начинает проявляться в сексуальной активности.

Следующий защитный механизм — регрессия. Здесь индивид, измученный своим опытом, как бы возвращается на более раннюю стадию развития. Частным проявлением регрессии являются ситуации, когда взрослый человек устраивает истерики, портит вещи (ранний детский возраст, от года до трех), бессмысленно глядя в телевизор, грызет ногти (младенческий возраст) и т. д. и т. п.

Понятие регрессии предполагает, что при столкновении с препятствием или испытывая напряжение человек возвращается на ту стадию жизни, в которой он чувствовал себя в безопасности, в которой ему было хорошо и безоблачно. Основное напряжение у людей 40-летнего возраста вызывает утрата иллюзий. «Сколько можно мечтать, товарищ, давай освобождай дорогу другому», — это нас задвигает на обочину жизни следующее поколение.

Подавление и вытеснение

Подавление и вытеснение — вот самые «простые, прямые и бесхитростные» защитные механизмы из всех, какие только можно себе представить! Подавление — это реакция устранения из сознания, глушения, отвержения неприятной информации или опыта. При подавлении человек откровенно отказывает себе в том, что с ним «это было», т. е. информация еще не ушла в бессознательное, а болтается где-то в предсознании: между сознанием и бессознательным — посередине. Вытеснение — есть уже собственно избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. Материал уже ушел в бессознательное, и человек перестает о нем знать что-либо.

Пьянство — это очень ловкий способ ухода от действительности. Чернышевский был чертовски прав, описывая подвиги студента Лопухова и сообщая приватно, что пить, дорогие товарищи, иногда бывает значительно выгоднее, чем не пить! Во-первых, если до начала беспробудного пьянства ты отличался хоть каким-нибудь талантом, то этот талант теперь необязательно реализовывать.

Способный человек, имеющий определенные достижения в прошлом, периодически уходит в запои, так как отказывается признавать, что ему не догнать и не обскакать иных своих знакомых, с которыми он инкогнито (опять же отказывая в этом публично) себя сравнивает. Во-вторых, значительно проще не содержать своих близких, а взять и запить.

Вообще, по поводу пьянства у Эрика Берна есть более крутая теория, когда он рассматривает данное явление в виде такой сюжетно-ролевой игры, где кайф получает не только сам алкоголик, но и все другие действующие лица.

Проекция, или перенос

Проекция — это приписывание своих мотивов или личностных характеристик другим людям, когда человек не только вытесняет знание о собственных желаниях, но и перемешает их за пределы своей личности.

Когда очередной кандидат в Государственную Думу, взъерошенный и красный, кричит мне с экрана, буквально вываливаясь из телевизора, о том, что действующие политики все распродали, растащили и разворовали, у меня, как у человека думающего, возникает встречный вопрос: «А ты не успел? Чего так разволновался?» Если вы плюете в сторону каждого проезжающего мимо джипа, значит, джип является вашей сокровенной мечтой в которой вы сами себе отказываете, хотите вы этого или нет. Защитный механизм потому и называется защитным, что он, во-первых, снимает отрицательные эмоциональные состояния; во-вторых, искажает реальность и, в-третьих, протекает на бессознательном уровне, так что люди обычно не осознают своих защитных механизмов.

Тема защитных механизмов психики здорово пересекается с представлениями Карла Густава Юнга о структуре человеческой личности. Юнг был любимым учеником Фрейда, и именно Юнга Фрейд проклял перед смертью за принципиальное искажение психоаналитической теории в сторону социальных моментов. Ученик, впрочем, считал, что создал собственную теорию, назвав ее аналитической. Юнг выделяет 3 структурных компонента личности. Первый структурный компонент личности — Персона, или Маска. Персона — это общественный фасад личности, весьма удобоваримый, конкретный и одномерный. Персона — это «коллективно-пригодная» или «социально-пригодная» (чтобы не прогнали) искусственная личность. Это действительно такая маска, которая помогает индивидууму «добывать себе имя, титулы и звания». Это удобная форма существования, рассчитанная на то, чтобы производить на других нужное впечатление. Некоторые люди чрезмерно злоупотребляют своей персоной, не хотят с ней расставаться ни днем, ни ночью, тыкают нам в нос своей правильностью, своей фригидностью, чистотой и непорочностью, этакие ангелочки (с маленькими рожками).

Однако Персона — еще не есть вся личность. Персона — это всего лишь отштукатуренная стенка личности. Второй структурный компонент личности по Юнгу называется Тенью. Тень — это все асоциальные, вредоносные импульсы, это властные мощные инстинкты, это животная природа человека. «Горе тому, — предупреждал Юнг, — кто слишком увлекся своей Персоной и совершенно забыл о существовании Тени. «Тот, кто выстраивает себе слишком хорошую Персону, расплачивается за это возбужденностью чувств». «В какой степени человек признал в себе реальность Тени, в такой степени он сможет освободиться от ее влияния». «Бабушкам» и «дедушкам», наставляющим других, приходится очень туго, когда их Тень вырывается наружу.

Реактивное образование

Третий структурный компонент личности, по Юнгу, — Анима, или Анимус. Анима, Анимус — это женская сторона личности у мужчины и мужская сторона личности у женщины. Анима и Анимус не только заставляют каждый пол обнаруживать в своем поведении некоторые черты противоположного пола, но также побуждают с сочувствием и пониманием относиться к представителям другого пола.

Вам, наверное, встречался мужчина, который напрочь вытеснил из себя всю женоподобную слабость, демонстрирующий на людях свою твердолобость и маскулистость: такой рычащий самурай. Это явление очень распространено у хозяйственников высокого ранга — тех, кто не слезает с экранов телевизоров — и у мужчин, испытывающих проблемы со смыслом жизни. Анализируя ситуацию, Юнг обнаружил, что мужчины, отказавшиеся от своей Анимы, очень боятся, что они «внутри себя становятся бабой».

Включение в чрезмерную борьбу с вытесненным стремлением называется реактивным образованием. Реактивное образование предполагает, что человек может пытаться усилить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным содержанию вытесненного материала образом.

Прочитав в армии весь «джентльменский набор» русской классической литературы из полковой библиотеки, я могу вам порекомендовать по этому поводу «Отца Сергия» Льва Николаевича Толстого. Вот доведенный до абсурда пример реактивного образования со всеми вытекающими отсюда последствиями: полжизни соблюдать «обет безбрачия» (издеваться над собой), чтобы под старость лет так сорваться и опозорить свои седины. После таких рассказов становится понятно, за что Льва Николаевича отлучили от церкви.

Отождествление, или идентификация

Не правда ли денег хочется много и сразу? Вот это и называется инфантилизмом! Настала пора вернуться к разговору о вещах (и не только о вещах), который был затеян в начале.

Используя защитную идентификацию, человек принимает личностные черты, особенности поведения, заимствует элементы логики и мышления, а также некоторые аксессуары того лица, которому, как кажется со стороны, везет в удовлетворении своих потребностей. «Алло, Мусий Карпович, это Гриша! Ах, вы на совещании у генерального. Бога ради извините! Я вам потом перезвоню». В связи с отсутствием реальной деятельности индивидуум, неудовлетворенный своим реальным положением, довольствуется срисовыванием внешних характеристик.

Я давно пропагандирую среди своих знакомых (моих бывших учеников) мысль, что если сразу «не повезло с должностью» — это удача повернулась к тебе лицом! Должность отвлекает нас от реальной деятельности. После того как человек занимает должность, на него обрушивается столько сиюминутных, почему-то очень обязательных (а попросту говоря, совершенно бессмысленных и маразматических) административных проблем, что для решения творческих задач времени просто не остается. Вспомните, как Франкл отпихивался от денег — не то что от должности! Пока ты сидишь в кресле начальника и тебя распирает от ложной гордости (в силу того что включился известный защитный механизм), другие продолжают делать или, по крайней мере, искать свое дело. Пока ты крутишься, командуешь, рисуешься, звонишь «Мусию Карповичу, который у генерального», люди ставят самые что ни на есть смысложизненные цели и достигают их.

Власть и престиж укрепляют шаткое представление индивидуума о собственной значительности. При этом решение вопроса о собственном предназначении временно откладывается. Вместо того чтобы залить фундамент для нового здания, человек с должностью подпирает ветхое строение своей самооценки досочками и сам не понимает, насколько жестоко он обманывается. С какими целями вы идете в должность? Подумайте хорошенько, все ли вы уже сделали из того, что хотели сделать? Наличие должности снимает негативное побудительное состояние, которое толкает человека вперед к его Эвересту. Руководить другими индивид имеет моральное право лишь в том случае, когда он уже решил свои психологические проблемы, когда он уже состоялся как профессионал: когда ему, что с должностью, что без должности, одинаково комфортно, и когда его личные карьерные планы гораздо шире служебной субординации.

Тот, кто захочет прожить эту жизнь максимально продуктивно, рано или поздно начнет смещать акцент с ценностей материальных и ценностей статусных в сторону ценностей творчества, так как именно творчество продуцирует самые долгоиграющие смысложизненные задачи. Что же касается счастья, то счастье — это вообще категория прошлого. И как доказал в свое время Уотсон, только два обстоятельства определяет нашу удовлетворенность прошлым (нашу «счастливость») — это сложившаяся личная жизнь и завершенность трудового процесса.

Рационализация

Рационализация — это оправдание своего поведения, причина которого маскируется как для других, так и для себя. Помимо рационализации, есть еще интеллектуализация — тоже защитный механизм. Интеллектуализацией называется тщательное анализирование, которое приводит к росту чувства субъективного контроля над ситуацией. Скажем, юноша поступает в престижное учебное заведение и проваливается на экзамене. Согласитесь, достаточно сильный удар по самооценке, поэтому на помощь такому юноше обязательно придет рационализация или интеллектуализация. «А не больно-то и хотелось» — это рационализация. «Нет худа без добра, лучше сначала сходить в армию, потому что после института все равно заберут, и тогда будет тяжелее» — это интеллектуализация. Вам какой вариант больше нравится?

Защитные механизмы — это когда человек смотрит на звездную карьеру и бубнит себе под нос: «Ну, правильно, у него же родители». Когда же молодой человек отказывается от банальной карьеры банковского клерка, уезжает за тысячу километров и начинает «гнуть свою линию» — это называется жизненная позиция. (Однако же пора и остановиться. На протестной психологии далеко не уедешь.) Мы рассмотрели далеко не все известные защитные механизмы, но рассмотрели их достаточно лично. Знание о самом себе — неприятная вещь, но эта неприятная вещь создает основу для нового качества жизни. «Высшая цель развития интеллекта, — писал Новалис, — дать человеку идеальное знание своего «Я» и власть над ним». Мужайтесь. Удача тянется к сильным!

0

6

Психокомплексы: тонкие струны души

Автор: Игорь Вагин, бизнес-консультант, психотерапевт, преподаватель Высшей международной школы бизнеса при Правительстве РФ.

Свернутый текст

Двадцать лет работы с политиками и учеными, предпринимателями и банкирами, военными и юристами, артистами и писателями выявили главное: человеческие отношения на любых уровнях строятся на умелом использовании партнерами психокомплексов друг друга.

Психокомплексы — эти тонкие струны человеческой души — послушно откликаются на все лады от умелого прикосновения мастера. Когда срабатывает психокомплекс, человек становится некритичным, начинает себя вести, как ребенок, послушный чужой воле. Потому воздействие на психокомплексы и является самым действенным средством манипулирования людьми. Не случайно же сказано было, что истина не в устах говорящего, а в ушах слышащего.

Психокомплексы — это своего рода мишени общения, поразить которые — ваша задача. Их не так много, но достаточно для того, чтобы управлять людьми и добиваться намеченных целей.

Один из наиболее сильных и действенных — страх. Десятки, сотни разновидностей страха способны заставить человека действовать исходя из желания ослабить путы страха или вовсе избавиться от него. Наверное, и вы замечали, как часто люди прибегают к запугиванию, чтобы добиться от вас желаемого. По меньшей мере, у нас в стране все родители до поры до времени успешно пользуются этим доступным средством. А потом и взрослый человек ловится на эту удочку. Страх смерти и страх неизлечимой болезни, страх разоблачения, боязнь потери престижа, страх за будущее — это все те наживки, на которые он и клюет, когда ему говорят: не сделаешь то-то и то-то, потеряешь то-то и то-то.

Любопытство. Популярная у нас пословица «Любопытной Варваре нос оторвали» как нельзя лучше показывает, что такая человеческая слабость как любопытство — одна из самых распространенных. А это значит, что ею пользуются все кому не лень.

Достаточно сказать, что вы располагаете некой конфиденциальной информацией о том или ином человеке, интересующем объекта, и он — ваш. Многих интересует и то, что говорят и думают о них другие люди, или то, что вы лично знаете о них.

Жадность. Купить что-нибудь ценное, но дешево, получить много денег, не приложив к этому особых усилий, сохранить деньги в кризисной ситуации — все эти человеческие желания естественны, как пар от земли после дождя. Мы можем как угодно относиться к жадности, но она свойственна многим людям. И это палка о двух концах — многие ловятся на собственной жадности. Достаточно предложить им сэкономить деньги тем или иным образом — и они готовы будут исполнить ваши желания.

Превосходство. Многие падки на лесть. Искусство делать прямые и скрытые комплименты в таких случаях — самое главное оружие. Можно сделать комплимент самому человеку — выразить восхищение его предприимчивостью, умом, внешностью. Можно словами в превосходной степени обозначить дело, которым он занимается, отметить его успехи на этом поприще. Можно лестно отозваться о его жене, детях, любовнице, собаке. Наконец, комплиментарно отозваться о его автомобиле или загородном доме.

Великодушие. Великодушие — черта нашего национального характера. Доброта, щедрость души — эти качества ценятся у нас на вес золота, только никого им не осыпают. И все потому, что эти прекрасные качества человеческой натуры люди чаще всего используют в самых неблаговидных целях. Предприимчивые вымогатели часто пользуются такими оборотами речи, как «не надо быть крохобором — судьба отблагодарит тебя сторицей», «надо быть добрее к людям и они будут так же относиться к тебе», «ты щедрый человек, я это знаю, и только ты можешь мне помочь сейчас», «ты способен простить то, что другие не могут» и так далее.

Жалость. Посмотрите, сколько людей с протянутой рукой теперь у нас на улицах, в транспорте, на паперти. Их кормит человеческая жалость — редкий прохожий не испытывает к ним жалости, не отзывается на их бедственное положение самым активным образом — подавая деньги. Чтобы вызвать у нас жалость, многие рядятся в немыслимые одежды, а голоса их и речи — сгусток страдания. Часто — это всего лишь игра на публику, и многие подающие милостыню это знают, и тем не менее все равно ловятся на жалость и сострадание. Да и как не помочь обездоленному старику или ребенку, или инвалиду? Не зря же у нас говорят: от тюрьмы и от сумы не зарекайся!

Вина. Реагируете вы на обвинения типа «ты подвел людей», «ты предал любовь», «ты плохой отец, сын, друг»? Виноваты вы на самом деле или нет и кто ваши судьи — вопрос другой. Главное, если вы не остаетесь равнодушными к таким заявлениям, значит кто-то умело воздействует на ваш психокомплекс вины, и возможно, небескорыстно.

Мужественность. На психокомплекс мужественности воздействуют просто, напористо говоря следующее: «Будь мужчиной! Посмотри — все понукают тобой. До каких пор об тебя будут вытирать ноги! Ты слабак, тряпка, а не мужик!»

Женственность. Женщине говорят обратное: «Ты настоящая женщина — умная, красивая, сексуальная, добрая…»

Справедливость. Желание, чтобы справедливость торжествовала, есть у каждого из нас, хоть жизнь и учит обратному. Но это желание столь неистребимо, что порой превращается в ловушку. И вы бросаетесь в бой, лишь заслышав призывные звуки, как вам кажется, фанфар справедливости. А на самом деле кто-то лишь говорит вам примерно следующее: «Чем ты хуже Иванова, Петрова, Сидорова? Но они тебя обходят, предают на каждом шагу. Они пользуются твоими связями, выдают твои идеи за свои. Это же несправедливо!»

Месть. Как только вы почувствовали жажду справедливости, знайте — вас тут же могут подвигнуть к мести. Подбросить пару поленьев в горящий костер — дело простое, а пожар потом погасить будет трудно. Будьте осторожны, когда вам говорят: «Тебя предали. Тебя в грош не ставят. И ты будешь это терпеть? Эти люди должны быть наказаны, должны понести кару! И карающий меч — в твоей руке!»

Зависть. Зависть сродни ржавчине — она медленно, но верно разъедает человеческие души. И если ее направить в нужное русло, то она способна съесть и человеческую жизнь. Заползает же она в наши умы простенькой мыслью, высказанной кем-то вслух: «Все мы одинаковые, но почему у него всего больше?»

Ревность. Бороться с ревностью трудно — она возникает стихийно и способна все смести со своего пути, как горящая лавина. А вызвать ее легко. Достаточно кому-то посеять в вас зерна сомнений, и они тут же прорастут чертополохом подозрений и обид. Люди способны ревновать жен и мужей, братьев, сестер, детей и даже домашних животных. Обычно бывает достаточно намека: «Я не сплетница, но ты моя близкая подруга, и потому не могу промолчать. Понаблюдай сама за своим мужем — и у тебя откроются глаза…»

Патриотизм. Тонкая игра на патриотических чувствах — это твой дом, твоя страна, твои братья-славяне и т.д. — неизменно вызывает отклик в человеческих душах. Чувство патриотизма можно распалить до такой степени, что человек, не задумываясь, отдаст и свою жизнь за идею.

Секс, эротика. Эротика, секс — это та самая медовая ловушка, на которую ловятся даже осторожные профессионалы. Мало кто из мужчин способен устоять перед подставкой в виде роскошной красотки. И вообще, когда общаются мужчина и женщина, каждый из них всегда воспринимает собеседника как сексуального партнера. Самая распространенная человеческая слабость чаще всего используется в таких сферах деятельности как разведка, бизнес: для получения секретной информации от интересующего объекта, или для сбора компромата, или с целью оказания давления на него.

«Слабо». Некоторым людям достаточно сказать магическое слово «слабо?» — и они готовы будут совершить самые безумные поступки. Подогревают их самолюбие обычно так: «Докажи, что ты можешь это сделать. Ты же сильный — не трус!»

Но бывает и так, что воздействие идет сразу на несколько психокомплексов одновременно. Например, американские бизнесмены со свойственной им прагматичностью заявляют: русские великодушны, жалостливы, с сильным комплексом вины, но одновременно у них очень развит комплекс великодержавного превосходства.

Мы можем закрыть глаза на многое, зная, что все равно достигнем результата, воздействуя на их слабинки. Как правило, они видят события фрагментарно, а мы уже представляем всю картину.

Чтобы надежно защититься от чужого влияния, необходимо, прежде всего, определить свои слабые стороны, то есть признать наличие у себя тех или иных психокомплексов. Сделать это будет совсем легко, если не объявлять о них во всеуслышание.

Проанализируйте события последних месяцев. Все ли вы делали по своей воле или исполняли чужую? Если кто-то манипулировал вами, постарайтесь определить — каким образом, то есть через какие ваши психокомплексы. Можете считать, что первый шаг к самозащите вами сделан.

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Асклепейон » Психологическое давление: кто виноват и что делать