Игбо Эхугбо: Мгба Умунваньи
Традиционная женская борьба

http://www.fscclub.com/vidy/images/igbo.jpg

Игбо (или ибо, «лесные жители») — группа народностей в юго-восточной Нигерии, самая крупная и влиятельная этническая группа в Нигерии, насчитывающая около 30 миллионов человек. Эхугбо (общепринятый англизированный вариант - «Акипфо») – город в штате Эбоньи, жители которого исторически представляли собой особую этническую группу, говорящую на своем языке эхугбо, отличающимся от других языков игбо. Население района Эхугбо около 150 тысяч человек. Эхугбо – центр древней культуры игбо. Археологические исследования подтверждают, что культура Эхугбо существовала еще в период неолита. Еще в недавние времена Эхугбо представлял собой сельский конгломерат, состоящий из двадцати семи деревень, жители которых занимались сельским хозяйством и выращивали бабат и кукурузу. По традиции, жители Эхугбо проводили ежегодные фестивали, посвященные сбору урожая и другим важным событиям.

Igbo wrestling Национальная борьба - традиционное развлечение юношей и мужчин Западной Африки, в том числе Игболенда, земли Игбо. Многие там считают борьбу чисто мужским видом спорта, плохо зная свою историю. Надо сказать, что Игболенд – уникальное место с точки зрения женского спорта. Традиции борьбы глубоко укоренились в культуре игбо - занимались ею представители обоих полов, ведь женская борьба – не чужда традиционной культуре игбо. У этого народа существовало целых четыре вида женских состязаний по борьбе. С усилением влияния европейской культуры интерес женщин к занятиям этим древним спортом угасает, особенно это проявилось после жестокой гражданской войны в Нигерии.

К сожалению, гражданская война 1967-1970 г.г. существенно разрушила юго-восточные провинции Нигерии, которые провозгласили Республику Биафра. Война унесла многие жизни игбо и значительно разрушила инфраструктуру и уничтожила материальные ценности. По оценке, около трех миллионов человек погибло во время этого регионального конфликта, особенно пострадали женщины. Война также разрушила традиционные устои жизни игбо, в частности, традиции женского спорта.

Перед гражданской войной в Нигерии девушки и женщины Эхугбо состязались в борьбе на четырех ежегодных мероприятиях: “Мгба Акпуква”, “Мгба Узо Иви”, “Игба Суба” и “Очо”. Эта традиция называлась Мгба Умунваньи (женская борьба).

“Мгба Акпуква”. Акпуква (Икпапка, или Ока) означает кукурузу. Состязания в этом вид борьбы происходят в июле и в начале августа, когда поспевает кукуруза. Состязания по Мгба Акпуква проводились каждый второй год, после окончания соревнований среди мужчин, которые проходили в мае и июне. Девушек сопровождали самые сильные юноши (уму окоро) и недавно вышедшие замуж женщины (уму нчеква), которые состявляли судебную коллегию. Это было состязание, в котором каждая участница жаждала победить. Если борцовская схватка переходила в драку (что случалось нередко), юноши, выступавшие как охранники, разнимали драчуний. Состязания начинались с поединков юных девочек примерно семи лет, а заканчивались схватками молодых женщин, собиравшихся выйти замуж до конца текущего года. Жители двадцати семи деревень округа Эхугбо собирались в своих селениях на состязания. Мужчины боролись на главной деревенской площади «ого», а женщины – на специальной площадке неподалеку. Помолвленные девушки должны были бороться в селениях своих женихов. Во время состязаний между деревнями, девушка, которая считала себя обиженной другой девушкой, вызывала ту на поединок. В отличие от мужских состязаний, женские схватки не сопровождались барабанным боем, однако участницы исполняли специальные песни до и после поединков. Если юноша или молодоженка из судейской коллегии проявляли необъективность, из могли тоже вызвать на поединок. Поэтому слабаков среди судей не могло быть, а плохое судейство было редкостью. Борчихи опоясывали бедра специальным куском ткани, который завязывался на пояса. Остальные части тела были открыты.

“Мгба Узо Иви”. «Мгба Узо Иви» буквально означает «борьба на пути к воде». В этом состязании участвовали недавно вышедшие замуж женщины. Соревнования проводились в каждой деревне или деревенском квартале в первый день фестиваля сухого сезона («ико окочи»). Это был день, когда все недавно вышедшие замуж женщины должны были очистить путь к воде от сорняков и мусора. Эта работа заканчивалась тем, что участвовавшие в ней женщины боролись между собой (кроме беременных и больных), чтобы продемонстрировать силу, показать себя и «заткнуть рты» всем деревенским мегерам и сплетницам. Борцовские пары образовывались в соответстыии с комплекцией – навскидку, но и персональные вызовы на поединок также не были редкостью. Если борцовский поединок перерастал в драку, обеих участниц штрафовали. Во время этих состязаний судьей назначался один человек, который одевался в маскарадный костюм (окпаа) Он прекращал слишком затянувшиеся схватки легким постегиванием борчих кнутом. Если этого не происходило, побеждала та, которая бросила свою соперницу на землю.

“Игба Суба”. Еще одни необычные женские борцовские состязания происходили в Эхугбо во время так называемых ежегодных «полночных игр» («эгву онва») в марте-апреле (это время называли периодам собирания запасов - «окву»). Эти состязания, буквально означавшие «борись и вставай» были уникальны тем, что их целью было наказание за прегрешения, такие как отказ от участие в полночных играх, плохое или неподобающее честной девушке поведение, неуважение к родителям и старшим. Борцовские схватки происходили между часом и двумя часами ночи, и на них присутствовали только девушки и юноши для их охраны. Эти состязания проводились при абсолютной тишине, что бы они не выглядели как развлечение. Провинившаяся девушка становилась посередине круга и должна была бороться с каждой присутствующей девушкой ее возраста. Общее количество соперниц, желающих с ней бороться, не должно было превышать десяти. Первой выходила самая сильная, чтобы максимально ослабить провинившуюся. Другие дувушки и юноши плотно становились вокруг живой стеной, чтобы никто не смог убежать. Накузуемая девушка обязана была бороться со всеми, даже если ее быстро бросали на землю – преднамеренное падение не защитывалось, в этом случае схватка повторялась. По законам племени провинившимся девушкам запрещалось рассказывать об этом наказании родителям или мужу. Если оказывалось, что она им сказала, то нарушительнице предстояло пройти то же испытание, только против более старших и сильных женщин. Если же родные девушки все-таки узнавали о наказании из третих уст, они обычно не поднимали шума, чтобы эта девушка не подверглась повторному наказанию. Все понимали, что традиция игба-суба важга как воспитательная мера.

“Очо”. Эти девичьи борцовские соревнования проводились ежегодно в Эхугбо, хотя некоторые деревни в них не участвовали. Эти состязания проходили в сухой сезон, в середине ноября, и связаны были с инициацией юношей. После этого наступали трехмесячный период «ограничения женских игр» («ого»). В течение четырех дней, девушки-подростки из различных деревень встречались и устраивали борцовские состязания, длившиеся час. Юноши выступали в роди судей. Эти поединки всегда происходили с задором и пылом.

По мнению активиста женского спорта в Ингболенде, Габриэля Аниго Агво, «женские борцовские традиции не просто должны быть восстановлены в Афикпо-Эхугбо, где они были так популярны, но должны быть внедрены в других регионах, в деревнях, городах и школах. Традиции “Мгба Акпуква”, “Мгба Узо Иви”, “Игба Суба” важны не только как физическая тренировка, но и как воспитеательная мера. Ссоры между девушками и женщинами легко разрешались на борцовской арене. Нельзя позволить полностью умереть этому здоровому культурному наследию предков».

Ссылка