ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » Ёрои кумиути - борьба в доспехах


Ёрои кумиути - борьба в доспехах

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Важную роль в деле физической подготовки самураев играла борьба без оружия (дзю-дзюцу, или явара), которая получила особое развитие в эпоху господства военно-феодального сословия.

Хотя истинный самурай никогда не расставался с оружием и считал ниже своего достоинства сражаться голыми руками, если он только не принадлежал к славному клану борцов сумо, знание основных приёмов без оружия могло сослужить неоценимую службу на поле брани или в покоях дворца, куда входить с мечом было строжайше запрещено.

Уже в эпоху раннего средневековья произошло размежевание между спортивной борьбой и самурайским боевым единоборством, известным как «рукопашный бой в доспехах» — ёрои кумиути.

Эта специальная боевая система борьбы в доспехах (ёрои кумиути, кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми) начала складываться примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия самураев. Во многом она походила на сумо — те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. Тем не менее техника ёрои-кумиути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо — вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и способы — важен был лишь результат.

Изобретение ёрои кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро, аристократу эпохи Нара, но в действительности это искусство старо, как сама история войн. Канонизировано оно было впервые в XV в. Школой Цуцумиходзан-рю. Расцвет ёрои кумиути приходится на период, предшествовавший появлению дзю-дзюцу, то есть на XI — XV вв. Техника борьбы, рассчитанной на столкновение противников без оружия или с минимальным количеством подручного оружия, была довольно примитивна и включала небольшой комплекс захватов и бросков, позже перекочевавших в различные школы дзю-дзюцу. Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие — ронял его, ломал и т. п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно — его попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий меч-котати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.

Ключевым элементом в технике ёрои кумиути был подход с последующим захватом, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию (ёцу-гуми) — «четверное сцепление». В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия противника.

Важно было взяться за открытые места (руки, шею, суставы), где доспех смещением пластин не мог помешать проведению броска или залома конечности. Не возбранялось использование ударов кулаком или пинков, но о стальные доспехи, как правило, можно было скорее травмировать собственную руку или ногу, чем нанести ущерб противнику. Большим подспорьем в подобных столкновениях был простой обоюдоострый нож-кодзука, который обычно крепился к ножнам большого меча или к поясу или специальный кинжал для пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси, который оба бойца были готовы мгновенно обнажить в любой удобный момент. Ёрои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да еще под строго определенным углом.

Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы — захваты, броски, заломы, удушения — позволявшие эффективно вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником. Арсенал приёмов ёрои-кумиути объединял броски через спину, через грудь, через голову в падении, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы опрокинуть противника на землю, через бедро и через колено, переднюю и заднюю подножку. После броска он стремился навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала. Использовались также несколько видов подсечек, а так же около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приёмы освобождения от захватов были рассчитаны на борьбу против двух нападающих.

Изобретатели ёрои-кумиути эффективно использовали все особенности вооружения самурая. Так, например, при нападении сзади можно было, взявшись за козырёк шлема, ремешком задушить врага или затылочной частью того же шлема переломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для крепления колчана на задней стороне панциря можно было рассматривать как удобную «рукоятку» при бросках через бедро.

Как видно из описания техники ёрои-кумиути, этот вид борьбы был рассчитан в основном на столкновение один на один. В те времена, в X-XIII веках, сражения, как правило, превращались в колоссальные турниры с традиционными громогласными возглашениями родословных, с театральными вызовами на бой. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения, не желали унижаться до того, чтобы убивать врага скопом, когда невозможно определить, кто же проявил большую доблесть в сражении. Все это предопределило специфический характер ёрои-кумиути как искусства побеждать в рукопашном поединке в доспехах. Его последователи не задумывались о необходимости предохраняться от нападения сзади. Сцепляясь с противником, они уже не могли реагировать на действия других противников… И зачастую оказывались жертвами этих недосмотров.

На протяжении очень долгого времени — примерно с XI по XVI века — ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но канонизировано оно было довольно поздно — в XIV-XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу многих школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят две школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию основанная еще в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV века учеником полулегендарного основателя японских бу-дзюцу дзенского монаха Дзион Цуцуми — Ямасиро-но ками Ходзан.

Ссылка

0

2

ЁРОИ КУМИУТИ - схватка в доспехах

Вид будзюцу, искусство ведения боя в доспехах без оружия или с использованием малых видов оружия (ножа, короткого меча).

Зародилось ЁРОИ КУМИУТИ, по-видимому, в период становления самурайского сословия, а наивысшего расцвета достигло в конце XII - XIII вв. На его технический арсенал оказали влияние конструктивные особенности доспехов и своеобразный дуэльный кодекс, которому следовали самураи в этот период. Этот кодекс предписывал воину на поле боя сражаться с достойным противником по определенным правилам, один на один, на глазах у бойцов обеих армий. Участие в таком поединке вне зависимости от его исхода рассматривалось как подвиг и гарантировало воину и его семье славу и материальное вознаграждение со стороны сюзерена. По этой причине битвы между двумя армиями самураев нередко превращались в грандиозные турниры, распадавшиеся на сотни дуэлей между конными высокоранговыми буси, которые представляли собой либо перестрелки из луков с коня на скаку, либо схватки в стиле ЁРОИ КУМИУТИ.

Часто схватка в стиле ЁРОИ КУМИУТИ следовала за поединком с использованием луков, если последний не выявлял победителя. Стиль ЁРОИ КУМИУТИ XII-XIII в. характеризовался тем, что бойцы начинали поединок, сидя в седле. Сблизив коней, они схватывались друг с другом, стараясь прижать голову противника к луке своего седла и отрезать ее ножом. Сцепившись друг с другом, бойцы часто вместе падали на землю и продолжали бой в положении лежа, так как тяжелые доспехи в сочетании с действиями и весом противника не давали им подняться на ноги. Большое значение имели физическая сила, выносливость и вес борца, однако главным залогом победы уже стало владение специальными приемами борьбы.

С приходом в XIV в. на смену <турнирам> правильного боя относительно организованных подразделений, снижением роли кавалерии и возрастанием значения пехоты, с распространение более легких и удобных типов доспехов в ЁРОИ КУМИУТИ начала развиваться техника борьбы стоя. Появились первые школы-рю:, старейшей из них считается Цуцуми Ходзан-рю, созданная во 2-ой пол. XIV в. мастером Цуцуми Ямасиро-но ками Ходзан.

Технически ЁРОИ КУМИУТИ этого периода напоминало сумо:, хотя все приемы были рассчитаны на применение против противника, облаченного в доспехи. Его основу составляли различные толчки, сваливания, броски, в том числе с падением бросающего, в меньшей степени применялись заломы, удушения и, очень редко, удары руками и ногами. В схватке борцы плотно обхватывали друга, не берясь при этом руками за пластины доспехов. Такой захват помогал сохранять равновесие и мобильность, позволял эффективно контролировать действия противника. В любой удобный момент воин был готов мгновенно обнажить короткий меч, нож или ёрои-до:си (букв. <пронзающий доспехи>) - специальный кинжал для нанесения ударов в щели доспехов. Свалив противника, он стремился навалиться на него всей массой сверху, использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом короткого меча или ножа.

Приемы ЁРОИ КУМИУТИ самураи использовали во всех случаях, когда воин терял оружие - ронял его, ломал и т.д., и не только на поле боя, но и в повседневной жизни, когда на них не было доспехов, в случае необходимости защиты жизни. Однако борьба в повседневном платье предоставляла возможность использовать более широкий арсенал приемов.

Поэтому после окончания войн в начале XVII в. ЁРОИ КУМИУТИ было почти полностью вытеснено искусством борьбы без доспехов в повседневной одежде дзюдзюцу, в котором техника ЁРОИ КУМИУТИ была дополнена приемами из китайских боевых искусств и позднейшими разработками японских мастеров.

Лит.:

Маруяма Сандзо:. Сэкай дзюдо: си [Всемирная история дзюдо]. Токио, 1967;

Draeger D.F. Classical Bujutsu. Tokyo, 1977.

Ссылка

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » Ёрои кумиути - борьба в доспехах