Введение

О русском рукопашном бое написано достаточно статей и публикаций, которые в разной степени отвечают объективной действительности, поэтому хочется охватить некоторую территорию и временные отрезки, где было распространено русское боевое искусство или умение побеждать врага и отстаивать свои территориальные интересы.
Издревле многочисленные войны, которые велись на территории Руси, не могли не породить науку выживания и уничтожения врага.
Каждый народ на протяжении веков создавал боевую систему или набор способов выживания непосредственно для себя и в своем понимании, но, несмотря на это, законы природы остаются неизменными для любых народов, это и объединяет все боевые искусства народов, населяющих нашу планету. Боевое искусство нельзя рассматривать отдельно от территории и уклада жизни живущего на ней народа. А само боевое искусство - отдельно от танца, пляса, пения, народного костюма, народных промыслов. Те и другие проявляются в двигательных качествах, что определяется ритмом, скоростью – восприятием мира или темпераментностью отдельно взятого народа. Помимо того, любое движение имеет свою собственную символику, в которой есть особая смысловая основа (информационная).
Давайте проследим воинскую культуру по некоторым временным отрезкам и рассмотрим эволюцию развития навыков науки выживания и закалки духа русского воинства.
Изначально на Руси не было такого понятия, как «школа» на Востоке. Хотя и существовало монашеское направление (вспомним Пересвета и Ослябю), и скоморошеское. От них мола что осталось, хотя.… На Руси кулачные бои были частью народной жизни, как подготовка к защите родной земли, своего Отечества. Отсюда обрядовые, игровые бои на Масленицу, день Ивана Купала и другие праздники.

1. Игра – воспитание с детства.

Свернутый текст

С детства практиковались игры, направленные на развитие боевых навыков, мужества, соборности… Детей-мальчиков определяли в так называемые беседы, где они начинали постигать азы воинской культуры как мужской традиции. Таким образом, и шла передача традиционных знаний и навыков. Подготовка начиналась с двух лет. Детей приучали к игрушечному оружию, а в четыре года уже сажали на коня. В десять лет ребенок должен был владеть в совершенстве деревянным оружием,– знать основы фехтования. К двенадцати годам мальчик осваивал и владел приемами рукопашного боя без оружия – ударной бросковой техникой. С двенадцати лет обучение шло с настоящим оружием. По достижению совершеннолетия парни проходили жесткие испытания на посвящение в воины, обряд инициации. Помимо этого, они должны были обладать и рядом других навыков: выживать в экстремальных ситуациях, знать тактику и технику засад, хорошо бегать и плавать и т.п..

2. Состязательные кулачные бои.

Свернутый текст

В дохристианской Руси боевые единоборческие поединки вплетались в ритуально-магические действия, связанные с земледельческими культами календарного года, со свадьбами, похоронами и другими обрядами. Поединки борцов устраивались на весенних празднествах, символизирующих борьбу зимы и лета. Одним из древних видов ритуальных единоборческих игр является «тризна». Как боевые игры – ристания, боевые обряды, призванные отгонять смерть от оставшихся в живых после боя, демонстрирование их жизнеспособности.

3. Система физической подготовки и духовного воспитания.

Свернутый текст

Боевое искусство русского народа имеет обще-арийские корни и, формировалось под влиянием своих климатических, экономических и геополитических условий. Определяющим фактором является генотип нации. Тот народ, который забывает об этом, быстро сходит с исторической арены.
В каждой российской губернии существовала своя манера ведения боя, борьбы, были свои излюбленные приемы. Великолепной школой боевой подготовки ополченцев был русский кулачный бой. Кулачный бой был настолько популярен, что даже российские государи издавали указы, регламентирующие кулачные бои. Существовало несколько видов борьбы и кулачных боев:
а) «стенка на стенку»;
б) бой «один на один» («охотницкий» / «сам на сам»/);
в) «сцеплялка – свалка»;
г) «палочный бой»;
д) «на удар».
Бои проводились между деревнями, селами или улицами. В каждой противоборствующей стороне были свои организаторы, бойцы защиты и атаки, а также выбивающие особенно сильных бойцов и главарей противника. Очень много зависело от организатора, утамана «стенки». Ценилось его умение предвидеть бой, вселить бойцовский дух в сотоварищей, вовремя сконцентрировать силы в нужном месте и ввести их в дело в нужное время.
Подготовка к кулачным боям начиналась задолго до них. За неделю-две начиналось конкретное тактическое планирование боя. Одновременно шел процесс согласования правил, условий проведения боев с противоборствующей стороной. Поэтому желающих нарушить правила или уговор было немного. Нарушение считалось позором не только для самого нарушителя, но и для «стенки». За нарушение правил сурово наказывали или отдавали на суд разъяренных зрителей.
Так ковалась народная подготовка ополченцев для предстоящих сражений на поле брани с врагом. Кулачные бойцы смотрели на бои, как на свою почетную обязанность.
Кулачный бой, как элемент традиционной культуры, был составляющей следующих отношений:
- Человек и Небо: все праздники земледельческого (архаического) культа (бой символизировал мужское, оплодотворяющее начало);
- Человек и Земля: обрядовое кулачное разрешение территориальных споров;
- Человек и Человек: рождение и воспитание (игровое, сексуальное воспитание), сватовство и свадьба (яр), похороны (тризна).

4. Судебные поединки.

Свернутый текст

До 17 века в России проводились судебные поединки. В них проявилось слияние воедино боевых, нравственных традиций, моральных устоев. Оружие, место поединка определялось заранее, в случае, если один из противников не мог проводить поединок по уважительной причине, он имел право выставить за себя другого воина. Замена его в ходе боя не допускалась.

5. Берсерки – воины-одиночки.

Свернутый текст

«Берсерк» – воин-одиночка. Дословно «берсерк» обозначает «свободный секач засека», в Восточно-славянской традиции звучит «берсерки – вятичи». В сече дерутся насмерть. Здесь нельзя имитировать поражение, здесь следует убивать не только руками, но и чувствами, каждый животрепещущей клеткой своего организма. Берсерк – это механизм, взорванный свирепой страстью, идейной установкой, способом дыхания, звукоколебательными вибрациями, механической программой действия.
К берсерку имеет прямое отношение символ волка. Волк – воинский тотем практически у всех воинских кланов до христианской Европы. Волк – воплощение зооморфического колдовства. Способность перевоплощения необходима берсерку как чисто технический навык боя. По представлениям древних мистиков, телесные действия вторичны, дух предопределяет исход любой схватки. Поэтому дух берсерка незыблем, как гранитный монолит.
Особенности берсерков в том, что они «обоюдорукие», одинаково владеющие как правой, так и левой руками. Часто сражались с двумя клинками или секирами в руках.
Бичом всех берсерков было стрелковое оружие, а с появлением огнестрельного оружия берсерки утратили свое значение.

6. Архаически-мистическое течение.

Свернутый текст

Здесь имеются в виду скоморохи. После крещения Руси они изгонялись Церковью и превращались в разбойников. Скоморохи являлись наследниками волхвов, ведунов, знахарей и подобных людей, отвечающих за связь с силами природы. Нельзя в полной мере отнести это к боевому искусству, но, тем не менее, это его часть. Это – знание заклинательной символики, телесных движений, имеющих силу в пространстве, и умение взаимодействовать с окружающей средой человека.

7. Княжеские дружины.

Свернутый текст

Это каста воинов-профессионалов. Князь, имеющий на службе хорошо подготовленных воинов, сам зачастую был грамотным и ловким воином.
В профессионально-воинсокй среде, в княжеской дружине – обучение, конечно, было более изощренным и основательным, чем у простых крестьян. По причине того, что князь должен быть жизнеспособным и уметь выживать в экстремальных ситуациях, дабы продлевать и поддерживать свой княжеский род, от которого зависела в итоге защита Отечества.

8. Монахи Русской Православной Церкви.

Свернутый текст

Православие всегда являлось духовным стержнем воинов. Существовал обряд освещения знамен, благословение на битву и т.д. Служились молебны во славу русского воинства и для поминовения павших в бою. Нельзя говорить о русских монастырях, как о центрах подготовки профессиональных воинов, потому что это противоречит постулатам православного христианства, но все-таки хорошие бойцы среди монахов были.
Профессиональные воины и воинское искусство попадали в монастырь извне из мира. Была на Руси традиция, когда старые воины постригались в монахи. Уже подготовленные воины получали в монастырях духовную основу жизни.
В начале 17 века иноки с оружием в руках встали на стены Троицы Сергиева монастыря для защиты его Литовско-польских войск, «сбивая шестоперами литовских удальцов».
Русское монашество не раз демонстрировало не только смирение и верное служение Богу, но и ратную доблесть во имя защиты Отечества и веры.

9. Казачество.

Свернутый текст

Казачество – удивительная и глубокая воинская традиция. Секрет успехов казаков в боях – в высоком воинском духе, железной дисциплине, проникшей в плоть и кровь, принципа взаимовыручки и, конечно же, физической подготовке и в мастерском владении оружием в рукопашной схватке. С оружием казак не расставался никогда, он одинаково хорошо пользовался всеми видами холодного и огнестрельного оружия. Оружие казака – это сабля, ятаган, кинжал, боевой нож, копье, мушкет и пистолет.

10. Новая история создания самозащиты в России.

Свернутый текст

Отступая назад, хочется вспомнить о том, как к бою относились наши предки. Рукопашный бой (кулачный бой) имел два значения:
1. Обрядовый (игровой) бой, – дозволенный этикой (удары и защиты от них).
2. Боевое искусство в целом – боевая, увечная техника. Работа оружием и подручными предметами.
Рукопашный бой – это часть традиционной культуры и быта народа.
Отметим некоторые факты и людей, которые внесли вклад в развитие самозащиты и спортивной борьбы, создали Русскую школу рукопашного боя.

10.1. Н.Н. Ознобишин

Свернутый текст

Это, пожалуй, наиболее известный человек из основателей новой школы самозащиты на основе джиу-джицу.
Система Н.Н. Ознобишина опиралась не только на джиу-джицу, но и на английский и французский бокс, приемы фехтования шпиком и пикой. Система строилась по принципу самообороны. Школа также содержала ударную технику, основанную на равноправном действии обоих рук. Ознобишинские приемы были направлены на задержание противника, а не на нанесение ему телесных повреждений.
В истории он останется как пропагандист и теоретик комплексного рукопашного боя.

10.2. В.С. Ощепков

Свернутый текст

В.С. Ощепков родился в 1892 году на Сахалине. Затем долгое время жил в Японии, где основательно познакомился с японским дзю-до, получил профессию переводчика. В 20-е годы (до 1929 года) Ощепков служил в Сибирском военном округе, отсюда по службе был переведен в Москву. Там он стал ведущим специалистом в области рукопашного боя и спортивной прикладной борьбы в одежде (видимо, в повседневной или в форменной).
Ощепков отлично знал дзю-до и понимал все его несомненные достоинства, но столь же отчетливо видел серьезные недочеты. Он всеми силами старался создать отечественную систему прикладной борьбы самозащиты, которая должна была превосходить японскую. Кроме японских приемов он внес в свою систему приемы финско-французской и вольно-американской борьбы в партере, а в стойке – броски из швейцарской и кавказской борьбы. Из русской, грузинской, азербайджанской борьбы особым внимание удостоилась борьба на поясах, т.к. здесь было более богатое разнообразие применяемых подножек, более проработанных, чем в дзю-до.
По существу, это уже был новый самостоятельный вид борьбы, который развивался по своим законам. Борьбу назвали самбо.

10.3. Харлампиевы

Свернутый текст

Харлампиев - дед в прошлом веке был известным кулачником в г. Смоленске. Его сын Аркадий, будучи нищим студентом Парижской академии художеств (1910год) пошел на профессиональный ринг для заработка на учебу и сделал блестящую карьеру во французском боксе. По возвращению в СССР, в 1922 году, он – один из основателей школы бокса и первый абсолютный чемпион в СССР. В 30-е годы бокс был запрещен. Возможность возродить кулачный бой, хотя и в урезанном виде была замята режимом.
Харлампиев – внук (Анатолий 1906-1979г.г.) пошел в борьбу. С 1931 года учился в институте физической культуры у В.С. Ощепкова. В последствии после ареста Ощепкова, А. Харлампиеву удается спасти рукописи учителя.
После войны А. Харлампиев издает учебник по борьбе самбо. И по сей день, японцы учатся у самбистов, особенно – технике партнера.
В создании боевого раздела самбо Харлампиев пошел по следам отца. Использовались элементы русского боя, впрочем, так же, как французского и английского.

10.4. В.А. Спиридонов

Свернутый текст

Спиридонов разработал способы мгновенных переходов от неудавшегося приема к последующему приему. Спиридонов говорил, что «при защите нельзя придерживаться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных положений при жизненных столкновениях, а необходимо использовать все полезное из других систем, раз это ведет к победе».
Работа Спиридонова во многом напоминала айки-до, тот же основной принцип - не мешать противнику атаковать, а в определенный момент нейтрализовать, используя его же собственную силу. Главное в работе – это научится быть расслабленным. В результате многолетней работы появилась новая, отличная от джиу-джицу система «самозащита».

10.5. А.А. Кадочников

Свернутый текст

Стиль Кадочникова, ставший основой в Краснодарской Школе, ведет свою родословную от В.А. Спиридонова. Им получен патент на изобретение за номером 2159580 от 27 ноября 2000года – «Способ А.А. Кадочникова самозащиты от нападения».
Свои занятия по рукопашному бою Кадочников начинает с геометрических построений. Плечо, предплечье…катет, гипотенуза, веди и в спорте движения те же самые, такое же трехмерное пространство. Кстати, работа в трех плоскостях – одно из основных правил русского рукопашного боя. Освоив его, ты моментально получишь в поединке несомненное преимущество, поскольку постоянно выводишь противника из равновесия.
Сам Кадочников учился «русскому стилю» после войны в одном из специальных училищ (где готовили диверсантов), куда после революции и было запрятано боевое искусство русских воинов.
В понятии «оружие» в «русском стиле» вкладывается иной смысл. Кадочников любит повторять: «рукопашный бой является невидимым оружием, которое нельзя обнаружить, пока его не применили, и нельзя отобрать, пока человек жив». Иногда на своих занятиях Кадочников достает рисунки с различного вида мечами, алебардами, саблями, шпагами и начинает рассказывать откуда взялась такая форма. Все это знания необходимы по двум причинам, считает Кадочников. Во-первых, знание старого оружия поможет понять механику рукопашного боя, приспособить для самообороны любой предмет. Во-вторых, воин является носителем своей культуры, иначе боевое искусство теряет смысл.
Нельзя забывать, что рукопашный бой лишь одна составляющая част системы выживания человека в экстремальных условиях. И порой можно победить в единоборстве, лишь избежав физического конфликта.
Оценка ситуации, местности, времени суток, времени года необходимы в «русском стиле». В этом, наверное, и заключается основное отличие рукопашного боя от разных видов спорта, во многом потерявших связь с настоящим боевым искусством.
Все приемы стиля Кадочникова основаны, в первую очередь, на законах механики, знаниях системы рычагов, устойчивости стержней и тому подобных понятиях. Любимый афоризм его учеников: «против лома нет приема – против лома есть рычаг». В ходе тренировок ученики постигают, как с помощью легкого движения обратить себе на пользу усилие соперника.

Все вышеописанное касается подготовки к рукопашной схватке, а уж про подготовку к бою говорить нечего, становится ясно, что «русским стилем» нельзя заниматься на досуге – это образ жизни, образ мышления.

http://www.budo.org.ru/index.php?newsid=134