Одна из лучших московских школ решила сама найти поставщика питания. Тогда чиновники нашли школе нового директора

http://www.novayagazeta.ru/ai/article.777047/pics.1.jpg

Ученики принесли заявления о недоверии новому директору

http://www.novayagazeta.ru/ai/article.777047/pics.2.jpg

Чиновник Алексей Попович: «Отравлений не было». Ученик Кирилл: «Было! Было!»

http://www.novayagazeta.ru/ai/article.777047/pics.3.jpg

Игорь Кучма: «Я — человек государственный»

В Люблинском районном суде рассматривается иск директора центра образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово» Людмилы Курбатовой об отмене приказов управления образования как не соответствующих Закону РФ «Об образовании» и другим нормативным актам. Школа пережила настоящий захват — исключительно в соответствии с этими приказами.

Перечислять все успехи и награды замечательной школы Людмилы Курбатовой смысла нет. Четыре раза школа побеждала в конкурсе «Школа года». Названа «Жемчужиной российского образования». На базе школы прошли сотни научных конференций (как российских, так и зарубежных). Когда-то Юго-Восточный округ гордился учительской династией Курбатовых. Эта династия ведет свое начало со времен Петра I. Крепостной Алексей Курбатов стал порученцем графа Шереметьева. Имел непосредственное отношение к знаменитой школе навигацких наук.

Курбатовым (отец, мать, сын, дочь и бабушка) вручали премии как представителям династии. Сегодня госпожа Л. Митрюк, начальник окружного управления образования, принародно рассказывает сказки о «клане» Курбатовых, захвативших школу. И не испытывает стыда, когда произносит это в присутствии старой учительницы, отдавшей жизнь свою школе. Пошло и глупо! Как, впрочем, вся операция со школой.

26 ноября 2009 года Людмила Курбатова издала приказ о назначении исполняющей обязанности директора Н.А. Волковой (замдиректора школы) на период своей болезни. 30 декабря 2009 г. начальник окружного управления Л. Митрюк отменила этот приказ и издала новый: и.о. директора назначается некий Игорь Кучма, к школе № 1804 не имеющий никакого отношения.

Далее — приезд господина Кучмы на иномарке без номеров, милиция для подкрепления. Вскрытие сейфа — его резали болгаркой на глазах детей. Взломали компьютер. Сменили замки. Запретили войти в школу реальному директору Людмиле Курбатовой. Обвинили в похищения печати. Наконец, провели обыск в квартире директора Курбатовой.

Господин Кучма, когда ему указали на стиль захвата, непригодный для образовательного учреждения, произнес:

— Я, к сожалению, государственный человек…

Учителя, ученики, родители — каждый принес и лично передал в руки директору заявление о недоверии ему.

Вся эта фантасмагория разворачивалась в канун официального объявления президентом Года учителя.

Вскоре новоиспеченный директор Кучма назначил своего главного бухгалтера. Это нам поможет понять истинную причину происшедшего.

Многие считают, что своими действиями директор Людмила Курбатова прервала некие коррупционные цепочки. Я не специалист по расследованию подобных дел. Но вот что известно всем. Центр образования «Кожухово», разработавший собственную парадигму образовательного процесса, привлекший к делу воспитания родительский коллектив, считал себя ответственным за все стороны жизни школы, и когда со счетов школы начали исчезать деньги, центр захотел узнать, по какому праву деньги исчезли и на что потрачены. Школу трясло от обедов с тухлым мясом и чаем такого качества, что никакое моющее средство не справлялось с пятнами от чая. Школа решила, что у нее есть законное право самой найти поставщика питания.

Такая же ситуация возникла с охраной школы и ограждением школьного участка. Школа проявляла решительную самостоятельность в тех сферах, которые определены ей Конституцией страны, Законом РФ «Об образовании» и другими нормативными документами.

Неоднократно школьное руководство обращалось в прокуратуру с заявлениями о незаконных действиях Юго-Восточного управления образования. Прокуроры вносили представления о нарушении закона и представителям управления образования ЮВАО, и в Департамент образования Москвы, и даже заместителю мэра Швецовой. Вот лишь некоторые прокурорские заключения:

«Выявлены нарушения со стороны Юго-Восточного окружного управления образования при организации проведения в 2008 году конкурсов по выбору поставщиков школьного питания».

«В действиях руководства Юго-Восточного окружного управления образования могут усматриваться признаки состава преступления, предусмотренного ст. 285, 286 УК РФ, что согласно п. «а» ч. 2 ст. 151 УПК РФ относится к подследственности прокуратуры. Материал направлен в СО по Люблинскому району СУСК при прокуратуре РФ по Москве».

«<…> Изучением распоряжения ЮВОУО Митрюк Л.В. от 14.01.2009 г. «О централизованной оплате по учреждениям образования» выявлены нарушения требований Бюджетного кодекса РФ <…> На указанное распоряжение внесен протест».

Скажем так: школа пресекала действия управления образования, если они выходили за пределы компетенции. Надо искать иные причины устранения строптивого директора школы, стоящего на страже прав ребенка?

Важное уточнение — Людмила Курбатова избрана на должность директора школы собранием учителей и родителей. Конкурс был серьезным испытанием для семи кандидатур. Директор избрана тайным голосованием. Многие учителя школы — это тоже родители. Дух школы № 1804 очень напомнил мне школу Шалвы Амонашвили. Это там, еще в советское время, родитель, который привел ребенка в школу, оставался в ней как учитель. Тандем родитель — учитель — основа долгой стабильности школы. Ее уверенной поступи.

Вообще, если я о чем-то и жалею, то только о том, что раньше не побывала в школе № 1804. Долгие разговоры с учителями этой школы вернули меня в то самое удивительное время конца 80-х — начала 90-х, когда учитель, возможно, одним из первых почувствовал время перемен. И поверил в них истово. Это ведь тогда возникли мощные образовательные экспериментальные площадки. Авторские школы. Авторские программы. Нам казалось, что мы вырвемся из бюрократических чиновничьих лап, регламентирующих самую нерегламентируемую работу на свете — обучение и воспитание детей. Бурный съезд учителей 1988 года точно отразил осознание учителем своей исторической миссии. И создатели Центра образования в Кожухове не только не утратили веру в возможность школы влиять на социальную среду, но опытом своей образовательной системы доказали, что образование — это совместная солидарная деятельность всех ее участников на равных — учителей, родителей, учеников и любого другого работника школы. И тогда не только влиять, но и пересоздать социальную среду возможно.

Все лучшее, что добыто педагогикой и психологией в области обучения и воспитания, аккумулировано в технологиях, применяемых учителями школы. Ряд великих педагогических идей и дел, прерванных по разным историческим причинам, нашли свое воплощение в жизни школы № 1804. Криминальной внешней среде неспокойного Юго-Восточного округа родительский и педагогический коллективы противопоставили не систему внешних запретов, а воспитание личности, занятой творчеством, — вот главная фишка блистательно организованной педагогической системы.

Учителя школы отлично знают мысль Льва Выготского о том, что искусство формирует универсальную, специфически человеческую чувствительность, лежащую в основании развития личности. Такая мощная программа по развитию детских дарований под силу только специальным школам.

— В этих школах обучение платное, и многим нашим детям оно недоступно. А у нас доступно всем, — говорят учителя.

Искусство, наука, спорт — смыслообразующая доминанта образовательного процесса. Именно она порождает ценностные ориентации созревающей личности.

В хронике захвата, зафиксированного камерой, есть один эпизод символического значения. Новый директор затеял ремонт. Произошло несколько отравлений детей. Началось шумное выяснение обстоятельств родителями. Присутствовали и ученики. Чиновник управления образования Алексей Попович отрицал факты отравления.

— Не было! — грозно говорил чиновник.

И тут рядом оказался нахохлившийся шестиклассник.

— Было! Было! Было! — повторял ребенок.

Какая внутренняя сила стояла за этим возражением чинуше! Какая личность проступала в этом поступке.

В самом деле — прекрасная это школа. Прекрасны ее учителя, родители и дети.

Если удастся начальнику образования Л. Митрюк сломить школу — грош цена всем нам и всему нашему обществу.

Пока же Люблинский суд перенес рассмотрение иска Людмилы Курбатовой об отмене приказов управления образования на март — в связи с недостатком каких-то документов у юриста управления.

P.S. В первые же дни захвата депутат Госдумы Олег Смолин предпринял попытки остановить административный беспредел официальным звонком прокурору Москвы Юрию Семину.

Сейчас уже больше месяца действует определение все того же Люблинского суда о приостановлении действий приказов начальника управления — они приостановлены судом 29 декабря 2009 г. Тем не менее господин Кучма до сих пор пребывает в статусе директора школы. И ни определение Люблинского суда, ни вмешательство депутата Олега Смолина и главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, ни многочисленные петиции учителей, родителей не в состоянии поколебать бюрократический бастион Юго-Восточного управления образования.

Эльвира Горюхина

01.03.2010

http://www.novayagazeta.ru/data/2010/021/22.html