ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » БЕСЕДка) » Ель у славян.


Ель у славян.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Ель — дерево, используемое в похоронных и поминальных ритуалах, а также известное в качестве обрядового деревца. Относящиеся к Ели мифологические представления и обряды получили развитие преимущественно у восточных и западных славян.

Для культурной семантики и символики Ели существенны ее природные свойства как вечнозеленого, пахучего, колючего, «женского» и бесплодного дерева. Согласно этиологическим легендам, Ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет или Христа, прятавшегося от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой.

Колючесть Ели, а также сильный смолистый запах обусловливают ее применение в качестве апотропея. На Украине еловые ветки (вместе с ветками шиповника и крапивой) втыкали в канун купальской ночи перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от ведьм, свиней — от болезней. Поляки при первом удое процеживали молоко через положенные крест-накрест еловые веточки, чтобы оно не испортилось. Еловые ветки широко использовались для защиты строений и культурного пространства от непогоды. Мораване украшали ими кресты, которые на Пасху втыкали в посевы от града. Однако более действенным средством считались еловые ветки, освященные на Рождество, Крещение, Сретение, Пасху или в день Рождества Иоанна Крестителя. По сообщению с Витебщины, освященные еловые ветки вместе с ладаном подкладывали при закладке Дома под четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки, которые были воткнуты в лед по бокам проруби на Крещение, приносили домой, клали за образа и втыкали в крышу — от ветра и грома; привязывали к яблоням в саду, чтобы предохранить деревья от бури; втыкали в стену, клали под дом, в подпол — «чтобы буря не тронула».

Ель — по грамматическому роду названий в славянских языках — по преимуществу дерево женское. Вероятно, именно с «женской» символикой Ели связан запрет сажать и вообще иметь около дома Ель, которая якобы «выживает» из дома мужчин. По верованиям сербов, если Ель растет вблизи дома, в нем не будут рождаться мальчики. На Русском Севере не сажали Ель у дома, опасаясь, что в противном случае «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут».

Запрет сажать Ель у дома может объясняться принадлежностью Ели к неплодовым деревьям (согласно болгарской легенде, Ель «бесплодна», поскольку ее прокляла Богородица). В Белоруссии Ель не сажали из опасения, что «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Особенно избегали держать Ель у домов молодоженов, чтобы те не остались бездетными.

В России Ель могла быть священным деревом (ср. также священные сосны). Известны легенды о явлении на елях чудотворных икон и о постройке часовен и церквей в местах, где росли такие ели.

В верованиях восточных славян Ель имеет отношение также и к области народной демонологии. Согласно владимирской быличке, домовой живет в большой сосновой или еловой ветке, подвешенной где-нибудь во дворе. Дети лесовых духов лежат в люльках, висящих на Елях и соснах, а дети русалок — под Елью. По елям черти водят проклятых и утащенных ими в лес детей, под Ель леший укладывает спать заблудившихся детей.

Один из популярных мотивов русской демонологии, связанных с Елью, — счет хвоинок. Согласно быличкам, этим занимаются по поручению колдунов заброшенные к ним проклятые дети, а также черти, требующие себе работы у колдунов. Тот же мотив встречается и в заговорах от детской бессонницы (ср.: «Поди, заря, в лес, сядь на елку, считай себе иголки. Там тебе дело, там тебе работка. Моего дитятка сердечного знай не задевай»).

Ель —дерево, которое нашло широкое применение в похоронной и поминальной обрядности. У старообрядческого согласия бегунов принято было прямо в лесу подкапывать корни большой Ели, немного выворачивать ее из земли и в образовавшуюся яму класть тело умершего без гроба, а затем сажать Ель на прежнее место, «яко будто век тут ничего не бывало». С этим согласуется олонецкое свидетельство о похоронах висельников между двумя елями, а также мотив похорон под Елью в сербских эпических песнях.

У западных, в меньшей степени у восточных славян ветви Ели как вечно зеленого растения, гирлянды из нее и еловые венки — одно из самых распространенных украшений могилы. Срубленную Ель (а также кипарис, сосну можжевельник), часто украшенную цветами или лентами, могли устанавливать или реже — сажать на могиле парня или девушки, умерших до брака.

Т.А.Агапкина

http://www.pagan.ru/slowar/e/eler18.php

0

2

Ель
А.А. Тюняев

По сути своей цивилизация проторусов изначально являлась лесной. В силу того, что лес являлся поставщиком всего необходимого человеку для жизни, он являлся объектом и субъектом мифологического творчества проторусов. Длительные наблюдения за произрастанием отдельных видов деревьев, открытие их применения в быту стало основой и космических представлений, и сказочных повествований. Основными персонажами народного мифотворчества являются берёза, дуб, осина, ель, сосна. Своеобразным «театром», на котором разворачиваются события жизни и смерти во всех их проявлениях, является одно из древнейших деревьев русских лесов – ель. Её происхождение, также как и сосны, относится к меловому периоду мезозойской эры (135 – 65 млн. лет назад). Древесина издревле употребляется в строительстве и при изготовлении музыкальных инструментов.

Этимология
Происхождение слова «ель» М. Фасмер отнёс ко времени «праевропейского субстрата», то есть ко времени ранее 12 – 10-го тыс. до н.э. [1]. Слово «ель» в русском языке буквально значит «лосиная», под цвет шерсти – жёлтого цвета. Ср. *ols праиндоевпропейскю ЛОСЬ; ОЛ «всякий хмельной напиток, кроме виноградного вина; брага, пиво, мед» (жёлтого цвета и густой, «жирный»), ОЛАДЬЯ (жёлтая), ОЛБЕРЫ «жёлтые» (название тюркского племени), ОЛЕЙ «растительное масло», ОЛЕНЬ и др. [1, 2].

Магия
Ель издревле является обрядовым деревом. Относящиеся к ели мифологические представления и обряды получили развитие преимущественно у проторусов (по ареалу её произрастания). Связан с елью сюжет библейской небылицы, в котором ель укрыла богородицу с Христом, бежавших в Египет. Долго пришлось бы бегать иудохристианским персонажам по пустыням Египта в поисках этой ели, чтоб таковая их укрыла, поскольку ель не произрастала в тех местностях.

Для культурной семантики и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, колючего, пахнущего, «женского» и бесплодного дерева. Характеризуются пирамидальной сбежистой (т.е. доходящей почти до земли) кроной. С елью проторусы сопоставляли символизм вечной жизни:

«Луч Ра начинал своё путешествие как из Света во Тьму и далее, так и из Тьмы в Свет и далее. И эти два пути равнозначны. И отражают они вечное движение времени. Вечную жизнь. И, поэтому, символом вечной жизни является дерево «Ель». Начало Нового года – символ возрождения жизни, цикличность её, но и непрерывность. Равнозначность путей Ра» (Книга Ра 1.29.) [3].

С одной стороны, ель наделена положительной и охранной семантикой. На свадебном каравае на Руси делают украшенье из теста, столбиками, узором в ёлку. В канун купальской ночи еловые ветки втыкают перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от болезней. При первом удое молоко процеживают через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. Еловые ветки подкладывают при закладке дома под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки ели также втыкают в крышу дома – от ветра и грома, привязывают к яблоням – от бури, втыкают в стены, кладут под дом, в подпол – «чтобы буря не тронула».

С другой стороны, ель наделили отрицательной и похоронной семантикой. В древности было принято подкапывать корни ели, немного выворачивать её из земли, в образовавшуюся яму класть без гроба умершего, а потом сажать ель на прежнее место. Мотив похорон под ёлкой известен во многих русских и славянских песнях. Ветки и гирлянды из ели – одно из самых распространённых украшений могилы. На Руси издревле запрещено держать или сажать ель вблизи дома. Она «выживает» из дома мужчин: «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут», а «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Если ель растёт вблизи дома, в нём не будут рождаться мальчики. Особенно избегают держать ель у дома молодожёнов, чтобы те не остались бездетными.

Целебные свойства
Деревья берёза, осина, сосна, ель, дуб произрастают на Русской равнине с самого своего образования – мелового периода. Издревле проторусы изучили целебные свойства каждого дерева, лёгшие в основу врачевания и аптекарства, с одной стороны, и проявления соответствующих свойств в аналогичных персонажах мифологии. Известно широчайшее использование всех компонентов дерева от почек, до коры и опилок в русской народной медицине.

Напротив, в библейском обществе ничего подобного не имеется. Еврейская энциклопедия, имеющая 29 томов, даже не содержит раздела «народная медицина». Не способные осознать лекарственных свойств окружающих их растений, не сформировавшие своей народной медицины, не сформировали они и соответствующей этому мифологии. Зато понятно, почему иудохристиане по всей Руси и Европе с таким остервенением жгли славянских мужчин и женщин, умеющих врачевать – для диких иудохристиан было непонятно: как может вообще происходить лечение.

Ель – род вечнозелёных деревьев семейства сосновых, распространённых в прохладных областях Северного полушария. В лекарственных целях используют молодые верхушки веток с почками, незрелые семенные шишки, смолу и скипидар. Настой из почек и шишек ели обладает антимикробным, спазмолитическим и десенсибилизирующим свойствами. Действующие вещества – эфирное масло и дубильные вещества. Хвоя – источник аскорбиновой кислоты, каротина и хлорофилла – обладает свойством регулировать обмен веществ, улучшать кроветворение, оказывает мочегонное и бактерицидное действие.

Хвоя используется также при почечно-каменной болезни как бактериостатическое и спазмолитическое средство, при атеросклерозе, грибковых заболеваниях, при функциональных расстройствах центральной и периферической нервной системы, при переутомлении, ослаблении мышечного тонуса, при полиартритах, а также при гипертонической болезни I и II стадий. Хвоя, побеги и шишки (молодые) в русской народной медицине отвар – как противоцинготное, потогонное, желчегонное и мочегонное средство. Почки – настойка – при ангине, рините, бронхите, пневмонии, бронхиальной астме.

Отвар – при катаре верхних дыхательных путей, бронхите, туберкулезе легких, отеках почечного и сердечного происхождения, ревматизме. Почки ели входят в состав грудных сборов. Шишки – настой при ангинах, катарах верхних дыхательных путей, фарингитах, ларингитах, тонзиллитах, гайморитах, вазомоторных ринитах, хронических воспалениях легких, приступах бронхиальной астмы и для профилактики детских инфекций. Смола – мазь (равные части смолы еловой, воска, мёда и подсолнечного масла, разогретых на огне) – при ссадинах, нарывах, язвах, порезах.

Литература:
1.Фасмер М., Этимологический словарь русского языка.
2.Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1 – 4, 1863 – 1866.
3.Тюняев А.А., Книга Ра. «Organizmica», № 4, 2005.

http://www.dazzle.ru/spec/atel.shtml

0

3

туплю.. почему ель - бесплодное дерево? а шишечки?

0

4

Новогодняя ёлка — неотъемлемый атрибут празднования Нового года в России, на постсоветском пространстве и в христианских странах. В Западной Европе, Северной Америке и др. (фактически в большинстве стран мира) ёлка — это атрибут празднования Рождества (рождественская ёлка). Новогодняя ёлка представляет собой хвойное дерево (преимущественно ель или пихта, реже сосна), украшенное гирляндами, стеклянными и пластмассовыми игрушками, свечами и сладостями. Устанавливается на время проведения праздника Новый Год в домах или на улице.

История

Рождественская или новогодняя ёлка — это форма отображения древнейшего символа человечества — Мирового Древа, Космической Оси, особенно распространённого у индоевропейских народов. Уже в нашу эру в Европе на Рождество стали украшать ель: яблоками, печеньем, зажжёнными свечами.

Есть версия, что первую новогоднюю ёлку поставили на площади города Селеста в Эльзасе в 1521 году. Первая ёлочная игрушка — стеклянный шар — появилась в Саксонии в XVI веке.

В Россию обычай отмечать Новый год привез из Германии Пётр I; первые в России новогодние праздники были устроены, согласно царскому указу, в 1700 году. Окончательно обычай празднования Рождества с рождественской ёлкой установился в середине XIX века.

В 1927 году, в ходе начавшейся антирелигиозной кампании Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская ёлка была объявлена «религиозным пережитком». Однако перед наступлением 1936 года ёлка была вновь разрешена, но уже как новогодняя.

Новогодняя ёлка в свете русских и христианских традиций

Традиционно ель на Руси не являлась добрым символом. Еловый лес мрачен, практическая ценность еловой древесины была невелика, а шишки несъедобны. У древних славян ель символизировала смерть. Библия говорит: «ели — жилище аисту»[1]. Аист у израильтян — птица нечистая. А среди православных ель пользовалась недоброй славой, как прибежище нечистой силы: «Венчали вкруг ели, а черти пели»[2]. Выражение «ёлки-палки» являлось скрытым ругательством, чертыханием. В обычае было ставить ёлку на кабак, откуда появилось народное выражение: «идти под ёлку»(то есть в кабак).

Рождественский символ в средневековой Руси был иной: раньше под Рождество делали «вертеп», композицию на фоне пещеры из фигурок Младенца Иисуса, Его Родителей, также иногда вола, осла и пастухов — наглядное напоминание о духовном смысле праздника для детворы. А дом украшали ветвями слив, яблонь и вишен, которые ставили в воду с таким расчётом, чтобы они распустились к Рождеству.

Пётр I сделал попытку привить в России среди других немецких обычаев украшение домов еловыми ветками, но это успеха не имело. Публичная ёлка в столице (Санкт-Петербурге) была устроена только в 1852 году. Для сравнения: во Франции — в 1840 году, в Англии — в 1841 году. Связано это было с «импортом» знатных немецких невест (и женихов) из мелких германских княжеств, которые по приезду заводили при европейских монарших дворах свои порядки.

Процесс «христианизации» ёлки проходил в России не столь уж гладко. Он встречал сопротивление со стороны православной церкви. Священнослужители видели в новом празднике «бесовское действо», языческий обычай, ничем не напоминавший рождение Спасителя, да вдобавок — обычай западного происхождения.

В 1916 году Священный синод во время Первой мировой войны призвал патриотов не ставить в домах рождественские ёлки, т.к. эта традиция позаимствована у немцев.

Сегодня о тёмном символизме ели как о «древе смерти» напоминает похоронный обычай, когда по дороге на кладбище перед гробом усопшего бросают еловые ветви. Также ели можно увидеть на Красной площади у Мавзолея Ленина и Кремлёвской стены, где захоронены известные советские деятели.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » БЕСЕДка) » Ель у славян.