ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » Годзо Шиода


Годзо Шиода

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Яги Мэйтоку

Сын сильного и влиятельного врача, Годзо Шиода рано проявил интерес к боевым искусствам, который сохранил на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того, чтобы они не бездельничали, когда были свободны от учебы или работы, и находились в хорошей форме, доктор Шиода поощрял занятия учеников в школе Дзюдо, созданной при доме. Помимо изучения Дзюдо в школе своего отца, которая называлась "Есинкан", Годзо проявлял интерес к Кэндо. Однако именно желание проверить свои знания по Дзюдо привело его в школу Морихей Уесиба, учителя Дайто-Рю Айки-Дзюцу и бывшего старшего ученика Сокаку Такэда. Его Дзюдо оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-Дзю-Дзюцу, что 23 мая 1922 г. в возрасте 17 лет он поступил в школу, известную как Дзигоку, или дьявольская. Морихей Уесиба, тогда 49-летний, был в то время на вершине своих возможностей. Шиода учился в Университете Такусеку, учебном заведении, которое по сей день продолжает выпускать выдающихся мастеров боевых искусств. Он был одним из "трех лучших ребят" Такуцеку, двумя другими были Масатоси Накаяма, который потом стал старшим инструктором японской ассоциации каратэ, и Масахико Кимура, много лет удерживавший титул чемпиона Японии по Дзюдо. Шиода закончил университет в апреле 1941 г. и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в военных действиях. Его учитель Морихей Уесиба тогда преподавал в школе Рикугун Накано Гакко - академии для армейский офицеров высшего ранга и в школе Рикугун Тояма Гакко, где наряду с другими предметами изучали смертоносную систему владения мечом Тояма (см. книги автора "Naked Blade" и "Crimson Steel").

В 1946 г., когда военные действия прекратились, Шиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихей Уесиба - но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление, которое он назвал Есинкан в честь додзе своего отца. Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Шиода же, как основатель нового движения и потому известный под титулом "Канте", предпочел сохранить исходные эффективные в единоборстве методы, которые изучал до войны. Впоследствии школа Есинкан всегда отличалась выносливостью и хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. В результате она и по сей день остается предпочитаемой школой подготовки армии и полиции.

В июле 1954 г. на всеяпонском фестивале Боевых Искусств Годзо Шиода получил высшую награду среди сотни участвовавших групп, что сильно повысило репутацию школы Есинкан и помогло сформировать ее крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Есинкан, и нужно было показать, собирается ли Годзо Шиода далее следовать старому пути традиций Дайто-Рю, не отклоняясь от них, или же пойдет на какие-то компромиссы на пути, которому он следует и учит. Группу Морихэи Уэсиба на этом Фестивале представлял Койти Тохэй.

Годзо Шиода мог бы многое рассказать о тех временах, когда он был учеником Морихей Уесиба. Здесь не хватит места даже для небольшой части этого, поэтому здесь представлена только одна история, дающая представление о характере Морихей Уесиба, а также четко показывающую разницу между спортом и боевым искусством. Время и место спортивных соревнований определено заранее, поэтому участники в нужное время могут подойти к пику физической формы и духовных возможностей. Опыт боевых искусств, однако, требует быть готовым 24 часа в сутки, независимо от физического и духовного состояния занимающегося - и в том месте, где это будет необходимо для него или кого-то еще.

По просьбе адмирала Исаму Такесита Морихей Уесиба согласился провести показательные выступления по Айкидо перед королевской семьей. Перед выступлением Уэсиба очень тяжело болел желтухой и едва мог есть и пить, а передвигался только с посторонней помощью. В день выступления он даже не мог одеться сам и выглядел так плохо, что два ученика, которых он выбрал себе в помощники, Шиода и Юкава, были уверены, что он не сможет провести Энбу (выступление). Однако, после вступительного слова, когда зрители начали аплодировать, Учитель Уэсиба изменился. Его глаза заблестели и осанка совершенно изменилась. Как вспоминает Годзо Шиода, создалось впечатление, что он в считанные секунды вылечился от желтухи. Когда началось выступление, Юкава старался двигаться медленно, чтобы скомпенсировать слабость учителя, и в результате получил травму. Когда после очередного мощного броска он не смог встать, оказалось, что он сломал руку и не может продолжать работать. Из-за этого Шиода был вынужден работать единственным ассистентом Учителя Уэсиба в течение всей непрерывной 40-минутной демонстрации бросков, замков и удержаний. В результате этой работы он целую неделю после выступления пролежал с очень высокой температурой. Урок ясен: мастерство в боевых искусствах открывает ворота для мастерского владения как телом, так и духом.

Годзо Шиода часто выбирали для показательных выступлений перед лицами международного значения - такими, как Японская Королевская Семья, Принцесса Александра из Великобритании и Роберт Кеннеди из США. Кеннеди был представлен Годзо Сиода Ясухиро Накасонэ, который затем стал премьер- министром Японии. Во время своего визита в Есинкан Кеннеди объяснял Шиоде, насколько сильны, выносливы и хорошо подготовлены его телохранители. Он гордо утверждал, что они ничему не удивляются и ничего не боятся, и предложил Шиода испытать их. Один из очень крепко сложенных телохранителей неожиданно схватил Шиоде, в котором всего 150 см роста и около 55 кг веса, и толкнул его. Без колебаний и размышления Шиода применил технику Енкадзе, легко уложив крупного охранника на пол лицом вниз. Кеннеди это очень позабавило, и он в шутку предложил разогнать своих телохранителей и набрать себе охрану из школы Есинкан. В написанной позже книге Кеннеди, описывая этот инцидент, упоминает, что его телохранитель в то утро не позавтракал. Мы никогда не узнаем, в какой степени это было причиной того, что он не смог победить человека вдвое меньшего веса. Это забавное происшествие ясно показывает, что даже против хорошо тренированных и физически превосходящих противников правильно выполненная техника будет иметь желаемый эффект.

Годзо Шиода по праву считается одним из выдающихся мастеров Айкидо современности и одним из немногих, кто может проводить обучение древним и эффективным в единоборстве методам Айки-Дзю-Дзюцу. Интересно отметить, как повторяется история в процессе развития древнего Айки-Дзюцу в 20-м веке. И Сокаку Такэда, и Сиро Сайго были ростом около 150 см и весили примерно по 50 кг, как и Годзо Шиода . Морихей Уесиба был немного выше, но примерно на 20 кг тяжелее.

Кроме того, каждый из них учился, когда его учитель был на вершине своих возможностей. Так, Морихей Уесиба занимался у Сокаку Такэда, когда его учителю было от 55 до 62 лет. Годзо Шиода учился у Морихей Уесиба с 1932 г., когда тому было 49 лет, и до того времени, когда занятия были прерваны войной девять лет спустя. Повторяющаяся передача техники избранным ученикам в определенный период жизни учителя должна считаться закономерной уже потому, что фактически все величайшие учителя, поколение за поколением, передавали свою технику таким путем.

Годзо Шиода и школа Есинкан занимают видное место среди японских боевых искусств, но не так хорошо известны в остальном мире.

http://maw.h12.ru/biogr/shioda.php

0

2

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=SXoMyD50MG0[/youtube]

0

3

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=SqZnHwmBDPw[/youtube]

0

4

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=JUtQ1VA-qnY[/youtube]

0

5

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=kE4IkPzJOo4[/youtube]

0

6

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=7DiNQgAbH0Y[/youtube]

0

7

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=RrV5RgkFf9s[/youtube]

0

8

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=3_ZJEMPc8Xc[/youtube]

0

9

Воспоминания Годзо Шиоды о визите Майка Тайсона
Бокс – это еще один из видов единоборств, который акцентирует внимание на широком спектре движений тела, точно так же, как и Айкидо. В отличие от круговых движений Айкидо ключевым моментом в боксе является использование работы ног.
Часто говорят о том, что в реальной схватке преимущество будет у боксера, и я думаю, что это совершенно верно. В большой потасовке все сводится к тому, можете ли вы справиться с любой атакой нападающего, и у боксеров предостаточно практики такого рода.

7 февраля 1990 года Майк Тайсон, который на тот момент являлся Чемпионом мира в тяжелом весе по версии WBO, WBC и WBF приехал с визитом в мое доджо.

Визит спровоцировал множество толков, но я думаю, что визит состоялся, потому что Тайсон почувствовал, что он может многое почерпнуть из движений в Айкидо. Из того, что мне рассказывали репортеры, казалось, что на протяжении демонстрации Тайсон не отрывал взгляда от движений ног. Те, кто прибыли с ним следили только за верхними  частями тела, поэтому они не могли постичь суть Айкидо в полной мере, для того, чтобы проводить с ним параллели.

Однако наиболее заинтересовало Тайсона то, что мы называем Кокью Наге. В этой технике нападающий входит в пространство партнера, и бросок осуществляется за счет синхронизации момента и силы атаки. Когда он увидел технику, он прокомментировал: «Эта техника построена исключительно на расчете времени, а не на силе». Как и следовало ожидать от гения бокса, он превосходно уловил основную причину эффективности Айкидо. Я был бы горд, если бы после своего визита он продолжил бы защищать свой титул, будучи в своей наилучшей форме, но в конечном итоге, он потерял свои лавры.

Как бы там ни было, нет сомнений, что боксеры могут быть очень грозными противниками. Я испытал это на собственном опыте. Сразу же после Второй мировой войны по рекомендации друга я имел возможность посетить военные лагеря с показательными выступлениями по Айкидо. Это было приблизительно в то время, когда я решил основать собственное доджо, поэтому мне необходимо было собрать деньги, а такой тур по военным лагерям служил как средством получения дохода, так и отличной возможностью установления контактов с общественностью.

С этой целью я объехал многие лагеря, но не все шло гладко. Случались всякого рода происшествия, включая историю, которая произошла в лагере Асагасуми в префектуре Саитама.

Показательные выступления с целью демонстрации традиционных японских боевых искусств американским солдатам - это звучит великолепно, с той лишь разницей, что никто не интересуется всерьез боевыми искусствами оккупируемой страны. Американцы пришли на мои показательные выступления в ожидании шоу. Для них это было всего лишь развлечение. Они отказывались смотреть, самодовольно ухмылялись, курили сигареты и пили пиво. Их поведение внушало отвращение, но я не мог жаловаться, в конце концов, они были оккупирующими силами.

Спустя какое-то время, рослый солдат кавказской наружности, который сидел на зрительских местах приблизился ко мне, стал в боевую стойку и атаковал меня. Он казался довольно уверенным боксером. Мой кохай (буквально «младший» по отношению к Сенсею Шиоде, в данном случае партнер, который помогал провести показательные выступления), который работал моим партнером во время показательных выступлений, решил взять его на себя. Кулак американца вылетел со скоростью молнии. Это был хук, и он попал прямо в лицо моему кохаю. Одним ударом он нокаутировал кохая. Солдаты на зрительских местах неожиданно взорвались – начали свистеть, хлопать в ладоши и громко смеяться.

Теперь американец повернулся ко мне. Он пытался провоцировать меня, передразнивая и кривляясь: «Привет, папа-сан!». Это был вызов Айкидо как боевому искусству. Боевой дух разгорался во мне по мере того, как я шел ему навстречу. Он был почти вдвое больше меня, и в его глазах читалось презрение.

Использование Шихо-Наге против боксерской техники.

Американец нанес удар слева и в тот же момент я ускользнул и захватил его правую руку. Затем, совершив поворот, я уложил его с помощью шихо наге. Другие, которые болтались вокруг, наблюдая за шоу, раскрыли рты в удивлении. Я посмотрел на них как бы говоря: «Вот! Ну как?». После этого никто больше не вышел к нам.

Мой противник встал, держась за правый локоть, с гриммасой боли. У него было жалкое лицо, совершенно отличавшееся от того, которое было у него несколько минут назад. Он продолжал что-то спрашивать, и переводчик перевел: «Я бил слева, но вы захватили мою правую руку. Почему?». Я ответил: «Удар слева был всего лишь отвлекающим маневром. В действительности, после удара слева вы собирались бить справа. Поэтому я захватил правую руку». Мой ответ поразил его. Вероятно, он никогда не думал об этом ранее.

Концепция отсутствия противостояния или соревнования является фундаментальной в Айкидо. Концентрация исключительно на атаке противника как таковой приводит к борьбе и агрессии. В результате возникает конфронтация.

В данном конкретном случае, если бы я полностью сконцентрировался на ударе слева, скорее всего меня бы поразил следующий удар справа. Поэтому я быстро увернулся от удара слева и смог контролировать реальную опасность справа до того, как она причинила мне ущерб. Поскольку мой противник не ожидал такого хода, он был беззащитен против атаки на его правую руку, и я смог застать его врасплох.

В отличие от меня, мой кохай, который предшествовал мне, был полностью озабочен тем, как справиться с атакой противника. Таким образом, противник превзошел его психологически и заставил его сконцентрироваться на реагировании. Говорить, что ему недоставало знаний приемов бокса слишком упрощенно и неверно. Если исходить из подобных утверждений, вам придется изучить все боевые техники мира, прежде чем ваша техника будет эффективной.

В данном случае мы имеем в виду несколько иное, когда говорим об отражении атаки. Не имеет значения, каким образом атакует противник, прежде всего вам необходимо начать двигаться раньше и использовать движения собственного тела для того, чтобы упредить его движения. Поэтому вам никогда не следует ждать атаки. Просто чувствуя, что партнер вот-вот начнет атаку, вам необходимо предупредить ее еще до того, как будет проявлена сила. И нельзя говорить, что если он атакует таким-то образом, ваша контратака будет такой-то.

Поэтому нельзя планировать использование одной техники против другой. Суть вопроса состоит не в том, чтоб двигаться, основываясь на рациональном суждении, но скорее в том, чтобы полагаясь на свои пять чувств восприятия, впервые двигаться свободно. Если вы сможете это делать, не имеет значения вид атаки вашего оппонента. Кохай проиграл, что вполне понятно – нельзя противостоять скорости боксера ожиданием.

Вы также не должны забывать, что только после того, как вы откажетесь от своего эго, и ваш ум будет подобен чистому листу, будут возможны свободные движения тела. Пожалуйста, поймите, что если вы не сможете уловить этот момент, вы не сможете использовать Айкидо в реальной схватке.

Перевод: Юлия Мельникова
Источник: воспоминания Годзо Шиоды

http://usiba.ru/clauseshowfull-1204551517---1.html

0

10

0

11

0

12

0

13

хотелось бы выделить вот этот кусок..

В данном конкретном случае, если бы я полностью сконцентрировался на ударе слева, скорее всего меня бы поразил следующий удар справа. Поэтому я быстро увернулся от удара слева и смог контролировать реальную опасность справа до того, как она причинила мне ущерб. Поскольку мой противник не ожидал такого хода, он был беззащитен против атаки на его правую руку, и я смог застать его врасплох.

В отличие от меня, мой кохай, который предшествовал мне, был полностью озабочен тем, как справиться с атакой противника. Таким образом, противник превзошел его психологически и заставил его сконцентрироваться на реагировании. Говорить, что ему недоставало знаний приемов бокса слишком упрощенно и неверно. Если исходить из подобных утверждений, вам придется изучить все боевые техники мира, прежде чем ваша техника будет эффективной.

В данном случае мы имеем в виду несколько иное, когда говорим об отражении атаки. Не имеет значения, каким образом атакует противник, прежде всего вам необходимо начать двигаться раньше и использовать движения собственного тела для того, чтобы упредить его движения. Поэтому вам никогда не следует ждать атаки. Просто чувствуя, что партнер вот-вот начнет атаку, вам необходимо предупредить ее еще до того, как будет проявлена сила. И нельзя говорить, что если он атакует таким-то образом, ваша контратака будет такой-то.

Поэтому нельзя планировать использование одной техники против другой. Суть вопроса состоит не в том, чтоб двигаться, основываясь на рациональном суждении, но скорее в том, чтобы полагаясь на свои пять чувств восприятия, впервые двигаться свободно. Если вы сможете это делать, не имеет значения вид атаки вашего оппонента. Кохай проиграл, что вполне понятно – нельзя противостоять скорости боксера ожиданием.

это еще раз подтверждает то, что нет преимуществ одного стиля над другим.. есть только преимущество одного бойца перед другим бойцом..

ПС. на видео очень забавно пальцы топорщат..) а нас учат этого не делать..))

0

14

0

15

0

16

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » Годзо Шиода