ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » Внутренние и внешние стили ушу


Внутренние и внешние стили ушу

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Приблизительно с XVII века возникает разделение школ на «внутренние» (нэй цзя) и «внешние» (вай цзя), хотя сегодня мы не можем с уверенностью сказать, каково было действительное содержание этих понятий три столетия тому назад. С конца XIX века «внутренними» школами стали называть классические даосские школы ушу — Тайцзицюань, Синъицюань, Багуачжан.

Разумеется, в Китае имеется и много других школ кулачного искусства. Обычно китайцы говорят, что их насчитывается более трех сотен. Большинство этих школ носят названия зверей или птиц: например, школы Журавля, Собаки, Богомола, Обезьяны, Орла. Школы такого рода распространены главным образом в Южном Китае и в большинстве своем восходят к традиции кулачного искусства Шаолиня. Обычно подобные стили носят сугубо локальный характер и лишены того солидного теоретического фундамента, которым обладают классические «внутренние» школы.

Свернутый текст

Немало школ называют себя по именам различных мифологических или исторических лиц, а также по качеству воспитываемого ими духовного состояния — к примеру, школы Пьяного кулака, Естественности, Беспредельного и т. д.

Если «внутренние» школы распространены в основном на севере Китая, то в Южном Китае доминируют стили кулачного искусства, восходящие к шаолиньской технике. Именно такие стили послужили прототипами для каратэ и других форм спортивной борьбы в Японии и Корее.

Вопрос о преимуществах и недостатках отдельных школ всегда служил поводом для оживленных дискуссий. Многое в этих дискуссиях касается технических деталей, о которых здесь нет нужды говорить. Но о различиях между «внутренними» и «внешними» школами нельзя не упомянуть. Сторонники «внутренних» стилей обычно утверждают, что только во «внутренних» школах, воспитывающих покой сердца и мягкость движений, существует полноценная система самосовершенствования. Обычно они связывают «внутренние» школы с даосизмом, а «внешние» — с буддизмом. Типично в своем роде мнение современного мастера Тайцзицюань Чжан Ицзина, который противопоставляет «внутренние» и «внешние» школы по следующим признакам:

* Во внешних школах движения быстрые, резкие, прерывистые, а во внутренних — медленные, мягкие и плавные. * Во внешних школах приняты движения по прямой, а во внутренних по сфере. * Во внешних школах дыхание прерывистое и быстрое, а во внутрен них — плавное и глубокое. * Бойцы «внешних школ» «имеют грозный вид, а их духовное состояние проявляется во внешнем облике», мастера же «внутренних школ» с ви ду спокойны, и их духовное состояние не проявляется вовне. * Во «внешних» школах тренируют отдельные системы организма или части тела, а во «внутренних» — «единое дыхание».

Сопоставления Чжан Ицзина, быть может, и не лишены оснований, однако не содержат объективного критерия различения «внутренних» и «внешних» школ. И действительно, его оппоненты указывают на то, что и в шаолиньской традиции существовала своя развитая техника «внутренней работы» и что не кто иной, как легендарный основатель Шаолиньского монастыря Бодхидхарма (Патриарх Дамо) написал первую в Китае книгу по методам укрепления «внутренней энергии». Мастер Вань Лайшэн в своей книге о кулачном искусстве писал, например: «Внутреннее достижение берет свое начало в шаолиньском предании. Впоследствии многие не поняли истинный смысл внутреннего достижения и назвали тех, кто укрепляет себя изнутри, мастерами внутренней работы, а искусство Шао-линь причислили к внешним достижениям. На самом деле в искусстве Шаолинь имеется и внутренняя, и внешняя работа...»

И все же большинство знатоков сходятся на том, что техника «внутренних» школ основывается на принципе мягкости и уступчивости, тогда как «внешние» школы исповедуют жесткий стиль. Кроме того, «внешние» школы отличаются ориентацией на буддизм, где культивируется сидячая медитация, так что занятия боевыми искусствами в известной мере уравновешивают и дополняют медитативную практику. В даосизме разрыв между просветлением и деятельностью выражен намного слабее. Другое дело, что самое противопоставление «жесткости» и «мягкости» в боевых искусствах Китая остается в значительной мере условным, Мастер Цзинь Имин в 20-х годах XX века разделял школы кулачного искусства на «ян-ское» и «иньское» направления: «янская сила», согласно Цзинь Имину, соответствует ситуации, когда «жесткость побеждает мягкость», а «иньская сила», напротив, позволяет «мягкостью победить жесткость». Впрочем, заключал Цзинь Имин, оба направления имеют общую основу: «Хотя кулачное искусство имеет тысячи разных проявлений, все различия находят основание в единой истине; хотя позы кулачного искусства разнообразны, все они подчиняются одному закону»*. А вот что писал об этом патриарх школы Багуачжан в третьем поколении Ли Цзымин (1898—1992):

«В кулачном искусстве имеется множество школ, но, если говорить о сущности и применении кулачною искусства, то следует назвать в первую очередь принципы мягкости и жесткости. Мягкий и жесткий стили друг друга дополняют, составляя вместе подлинную форму кулачного искусства, Уданское направление породило внутренние школы: в нем от мягкого идешь к жесткому. Шаолинъское направление породило внешние школы: в нем через жесткость достигаешь мягкости...»

Обратим внимание на то, что оппозиция «внутренних» и «внешних» форм свойственна решительно всем аспектам китайской традиции. Она выражает некий общий принцип культурной практики, а именно: посылку о наличии символической матрицы опыта, которая, не имея видимой формы, предваряет и как бы предвосхищает все внешние образы. Отсюда стремление всех китайских учителей приписать именно своей школе статус «внутренней», одновременно представив «внутренние» и «внешние» ценности практики в виде единого иерархического порядка.

Добавим, что даосские, или «внутренние» школы вобрали в себя идею типовых форм и воплощенного в них вселенского ритма жизни. Буддизм же утверждал иллюзорность всех форм и считал язык лишь тенью иллюзии. Поэтому репертуару типовых фигур в пробуддийских школах боевых искусств свойственна нарочитая произвольность, что побуждало мастеров этих школ искать оправдание своему искусству не в закономерностях бытования символической реальности, а в чисто практических приемах рукопашного боя или в тех или иных отвлеченных идеях. Такого рода забвение символической глубины традиции и стало условием возникновения чисто спортивных видов единоборств, характерных в особенности для Японии. Но будем помнить, что спортивный рукопашный бой, равно как и любая оздоровительная гимнастика принадлежит цивилизации, типологически отличной от цивилизации старого Китая, породившей классические школы кулачного искусства.

Таким образом, понятия «внутренних» и «внешних» школ отражают не столько практику боевых искусств саму по себе, сколько принципы культурного самосознания в Китае.

Боевые искусства: Китай, Япония/ Составление,перевод В.В.Малявина.- М: Аст, Астрель, 2002

Из классиков

СЮЭ ДЯНЬ

Истинный смысл образов кулачного искусства

О различии между воинским искусством и искусством Дао

В воинском искусстве существует разделение на внутренние и внешние школы и есть понятия "воинского искусства" и "искусства Дао". Те, кто упражняется в воинском искусстве, заботятся о позах и уповают на физическую силу. Те, кто занимается искусством Дао, заботятся о питании жизненной силы и бодрствовании духа. Различие между двумя традициями состоит в следующем.

Свернутый текст

Упражняющиеся в воинском искусстве в равной мере опираются на обе ноги, так что центр тяжести в их стойках находится между ног, они всегда применяют физическую силу и "посленебесную" волю, и с каждым вдохом и выдохом накапливают ци в Киноварном поле, а дышат лишь тем, что остается сверх этого. По прошествии времени их тело становится твердым, как металл или камень, стойка прочной, как гора Тайшань, вступив в поединок, они прыгают наверх, как летящий дракон устремляется в небеса, и бросаются вниз, словно молния ударяет в землю. Поднимаясь, они сжимаются, опускаясь - растягиваются, движутся вперед, как стрела вылетает из лука, обрушиваются на противника, как ветер. Они мчатся за ветром и гонятся за солнцем, не зная покоя. В канонах кулачного искусства говорится: "Удары ногами - семь частей, удары руками - три части". Пять органов и четыре кончика должны пребывать в согласии, движение ци и действие воли должны следовать времени, мощно бей и мощно наступай, сокрушая любую защиту. Это называется "питаться от грязного источника". В искусстве победы над врагом главное - укрепление духовного корня, благодаря чему укрепляется и сила воли. Если достичь в нем вершины, можно в целом мире победить любого соперника.

Те, кто постигает искусство Дао, всегда опираются только на одну ногу, передняя нога у них пустая, а задняя - наполненная, о применении же физической силы они не думают. Они прежде всего "делают пустым сердце, а живот - наполненным", чтобы мысли и течение ци были едины. Движения их свободны и одухотворенны, они нападают, словно стрела вылетает из лука, и движутся прямо по кратчайшему пути, а отходят назад, словно птица садится в гнездо: кружат и возвращаются на прежнее место. Передвигаются легко и стремительно, без задержек и колебаний. Во время занятий сердце их безбрежно и пусто, в нем нет ни мыслей, ни желаний. Принимая всевозможные позы, они всегда точны и достигают всего без размышлений. Таково то, что называется "в самом облике проступает Дао". Говорят: "В кулаке нет кулака, в воле нет воли, в отсутствии воли таится подлинная воля". Когда в сознании нет сознания, сознание пусто. Когда в себе нет себя, собственное "я" пусто. Вот что имел в виду Шакьямуни, когда говорил: "Пустое, а не пусто, не пустое, а пусто - вот подлинная пустота". В искусстве Дао один общий принцип: покой - основа движения, пустота - корень наполненности. Когда в сердце пустота, дух не помрачен, и тогда в нем сами собой проявляются великая мудрость и великая просветленность. Если кто-то хочет на него напасть, в сердце такого человека не возникает желания защитить себя, он только следует действиям нападающего, как бы непроизвольно давая решительный отпор. Покой - это его состояние, а движение - это применение покоя.

Искусство кулака не имеет образа, а претворяется по обстоятельствам: оно есть в каждом слове и каждой паузе, в каждом действии и бездействии, даже в манере есть и пить. Поэтому нельзя обрести его вне практики, и нельзя постичь Дао, не занимаясь им. В состоянии, когда мы следуем всем воздействиям и достигаем полного покоя, когда пребываем "между возможным и невозможным", мы вскармливаем в себе корень духа и приводим сердце к чистой безмятежности.

Правила для начинающих

В занятиях кулачным искуством нужно следовать правилам и не руководствоваться собственными предвзятыми представлениями. Если, например, думать только о развитии физической силы, будешь скован силой, а если заботиться только об укреплении ци , ци станет преградой для совершенствования. Если тренируешь только "опускание ци", будешь стеснен "опусканием ци", а если думать только о течении ци, не будет внутренней концентрации. Вообще говоря, ци и кровь заслуживают равного внимания, сознание и физические свойства надо развивать одновременно. Следует заниматься по порядку и не ослаблять усилий, тогда со временем одухотворенная воля наполнит Киноварное Поле, и тело сможет быть то легким, как перышко, то тяжелым, как гора. Когда дух возвращается в пустоту, тело становится легким, как перышко. Когда же ци опускается в ступни, тело становится тяжелым, как гора Тайшань.

Три порока начинающих

Занимающиеся боевыми искусствами должны помнить о трех пороках, ибо, если не обращать на них внимания, можно причинить себе большой вред. успехов же в занятиях добъется лишь тот, кто сумеет их преодолеть. Эти пороки суть следующие: во-первых; напряжение в теле, во-вторых, возбужденное состояние; в-третьих, вздернутые плечи и выпяченный живот.

Напряжение в теле означает, что движения не живые, кровь и ци не могут течь свободно вплоть до того, что кровь застаивается в сосудах, а мышцы и сухожилия не могут растягиваться. В результате течение ци в теле замирает, так что некоторые мышцы мертвеют и в теле появляются болезненные затвердения. Этого следует остерегаться всю жизнь.

Возбужденное состояние означает, что затрачивается слишком много или, напротив, слишком мало силы для удара, отчего ци скапливается в груди и не может проникнуть в конечности. В таком случает ци может даже разорвать ткани тела.

Вздернутые плечи и выпяченный живот означают, что ци идет вспять вверх и не может опуститься в Киноварное Поле, отчего в ногах нет прочной опоры, в сердце нет покоя, а в позе - устойчивости. В таком случае в боевом искусстве невозможно претворить Срединный путь.

Во время занятий ци обязательно должно собиратья в Киноварном Поле и растекаться во все конечности, тогда тело будет стоять прочно, как гора, и никакая сила не сможет сдивинуть его хотя бы на вершок.

Три уровня постижения

Первый уровень : совершенствуй семенную энергию, чтобы превратить ее в ци.

Второй уровень: совершенствуй ци, чтобы превратить его в дух.

Третий уровень: совершенствуй дух, чтобы вернуться в пустоту.

Три уровня мастерства

Первый уровень: тренировка костей для того, чтобы укрепить основу тела. Даже старик может уменьшить грубую вещественность тела и укрепить свою внутреннюю силу, сделав конечности прочными, как металл и камень, и тяжелыми, словно гора. По своей воле можно сделать тело легким, как перышко, или тяжелым, как гора Тайшань.

Второй уровень: тренировка сухожилий для того, чтобы сделать их более гибкими и эластичными. Если делать это каждый день, обретешь могучую силу и избавишься от всех недугов, относящихся к обращению крови и ци, сухожилия же и кости станут прочны, как бронза и железо.

Третий уровень: очищение костного мозга для того, чтобы уменьшить тяжесть тела и увеличить его внутреннюю силу, сделать все движения более живыми. Тогда состав костей очистится и наполнится духовной силой, тело станет легким, как перышко, а руки и ноги - прочными, как сталь.

Три вида тренировки

Первый вид: раскрытие силы. Он имеет свои строгие правила: движения тела должны быть мягкими и легкими, в них не должно быть сутливости; руки и ноги должны двигаться сообща и в согласии между собой, в их движениях не должно быть никаких неточностей. Двигаясь по квадрату, обретаешь срединность внутри себя.

Второй вид: сокрытие силы. Этим занимаются для того, чтобы собрать ци в Киноварном поле и сделать руки и ноги прочными, как металл и камень. Однако дух должен быть расслаблен и ничем не стеснен, движения - плавными, округлыми и живыми. Двигаясь по сфере, без труда следуешь всему, что происходит вовне.

Третий вид: преврещение силы для того, чтобы тело и конечности двигались совершенно непроизвольно и без напряжения, повинуясь лишь одухотворенной воле. Однако же все движения должны быть безукоризненно точны. Так достигаешь состояния "следование естественности в себе", ничего не упуская и ничего не прибавляя. В таком случае единое ци пронизывает все тело, во всех вращениях и поворотах проявляется единый поток силы.

Девять правил

Три лука: спина должна быть выгнута, как лук, чтобы ци могло подниматься вверх; бедра должны быть выгнуты, как лук, чтобы их могла наполнить сила; обе ноги должны быть выгнуты, как лук, чтобы все тело было пронизано духовной силой. Вот что называется "три лука".

Три опущения: плечи должны быть опущены, чтобы ци проходило в локти; локти должны быть опущены, чтобы ци проходило в ладони, ци должно опускаться в Киноварное Поле и сберегаться там.

Три округлости: спина должна быть округлой, чтобы ци наполняло все тело; вся стойка должна быть округлой, чтобы духовная сила пронизывала его; "пасть тигра" должна быть округлой, чтобы мягкость и жесткость находились в согласии.

Три верхушки: макушка должна устремляться вверх, словно пронзая небеса: кончики пальцев должны устремляться вперед, словно толкая гору; кончик языка нужно ущущать особенно отчетливо.

Три опадания: локти должны как бы опадать вниз, ибо "опадающие локти" защищают грудь; тело должно опадать вниз, ибо "опадающее тело" становится пустым; колени должны опадать вниз, ибо через "опадающие колени" будет проходить духовная сила.

Три поднятия: шея должна тянуться вверх, и тогда ци будет проходить в голову; в стойке поясница должна быть как бы выставленной вперед, и тогда ци будет проходить в конечности; тело должно быть как бы вытянутым, и тогда сила будет наполнять спину.

Три охвата: когда энергия печени охватывает все тело, движения будут всегда правильными; когда Киноварное Поле объемлет все ци, ци не будет растекаться вовне; когда локти охватывают корпус, движения не будут неуклюжими.

Боевые искусства: Китай, Япония/ Составление,перевод В.В.Малявина.- М: Аст, Астрель, 2002

ЛИ ЛОНЭН, патриарх школы Синъицюань

Правила боевой стойки в школе синъицюань

Свернутый текст

Таз подобран: когда таз подобран, энергия ян легко поднимается вверх, это еще называется открытием центрального канала.

Плечи опущены: когда плечи опущены, энергия проникает в локти, когда локти опущены, энергия достигает ладоней.

Грудь вогнута: когда грудь вогнута, открыты передний и задний каналы, (жень-май и ду-май), и энергия достигает темени. В средней части тела энергия проницает сердце и почки, а в нижней наполняет Море энергии и достигает точки юнцюань в ступнях.

Вытянутость: когда голова стоит прямо, язык вытянут и вытянуты руки, энергия свободно проходит через шею, наполняет каналы, расположенные на лице, а в руках появляется необыкновенная сила.

Анус стянут: когда анус стянут, старость не приходит, а энергия семени питает мозг.

Движение встреченое и попутное друг из друга вытекают.

В ногах - семь частей силы, в руках - три части; все конечности составляют одно целое, энергия в теле вздымается привольно, сердце следует обстоятельствам момента, в нападении надо яростным - такова первая ступень совершенствования, и она имеет видимое проявление.

Когда находишься внизу, смотришь вверх; когда находишься вверху, смотришь вниз. Поединок ведешь, словно речка течет, ни один удар не приходится в пустоту - такова вторая ступень совершенствования, и и потаенный смысл ее неисчерпаем.

В кулачном искусстве нет кулачного искусства, в воле нет воли, в отсутствии воли пребывает истинная воля, в схватке не видно тела; то кричишь, то молчишь, то двигаешься, то покоишься, как будто ведешь поединок с противником и как будто противника нет.

В любой обстановке действуешь безупречно, в каждом движении присутствует великая истина и постигаешь ее без движения: такова третья ступень совершенствования, и она означает духовное преображение.

Боевые искусства: Китай, Япония/ Составление,перевод В.В.Малявина.- М: Аст, Астрель, 2002

http://chenjiye.narod.ru/ChenJiYe_files/Classics.html

0

2

Внешние и внутренние стили отличаются между собой, главным образом, по способам проявления силы, к которой в ушу относится не обычная мускульная сила, а особая сила, связанная с внутренней энергией человека.
Во внешних стилях преобладают напор и мощь, жесткие удары и широко амплитудные движения. Некоторые стили могут подражать движениям реальных или мифических животных (например, Тигру, Богомолу, Журавлю, Дракону и т.д.).

Наиболее типичными представителями "внешних" стилей являются направления шаолиньского ушу и многочисленные отпочковавшиеся от них школы, в то время как к "внутренним" стилям боевого искусства (цюань) обычно относили: тайцзи - "великий предел", багуа - "восемь триграмм", синьи - "форма мысли-сердца".

Шаолиньское направление:

Свернутый текст

В многоцветной палитре стилей и школ ушу, существовавших в различные исторические эпохи Китая, шаолиньское ушу было одним из наиболее известных. О своей связи с шаолиньской традицией заявляют представители и многих существующих ныне направлений, стилей и школ.

Став настоятелем Шаолиня, Бодхидхарма обучил монахов восемнадцати боевым приемам (в том числе: шести приемам для кулака, двум - для ладони, одному - для локтя, четырем - для ног и пяти захватам), из которых впоследствии был создан комплекс "восемнадцать рук архата" (шаолинь шиба лохань шоу). Он состоит из 24 несложных движений с поэтическими названиями. Например, "дракон танцует", "журавль танцует", "сесть на лошадь", "красавица любуется цветком лотоса", "мальчик молится Гуаньинь" и т.д. Этот комплекс явился основой для известного шаолиньского стиля "кулак архата" (лохань цюань). На протяжении многовековой истории монастыря в его стенах зародилось свыше 200 различных направлений боевых искусств, причем их основателями являлись как воспитанники Шаолиня, так и знаменитые мастера-миряне, которых монастырь приглашал для обучения послушников. Так, во времена династии Тан (618-907 гг.) сокровищница шаолиньских стилей обогатилась "игрой пяти зверей" (у цинь си) знаменитого врача Хуа То, техникой широкого меча "Весны и Осени" выдающегося военачальника Гуань Юнь-чана, при династии Сун (960-1279 гг.) - 36 приемами "длинного кулака" (чан цюань) - направления, разработанного первым императором этой династии Чжао Куан-инем (Тай-цзу), 18 приемами для рук известного полководца Юэ Фэя.

Живший во времена династии Юань (1271-1368 гг.) шаолиньский монах Цзюэ Юань в поисках достойных учителей встретил мастеров Ли Coy и Бай Юй-фэна, которым предложил п ринять монашество и совершенствовать свое искусство в Шаолине. Оба мастера внесли значительный вклад в монастырское ушу: Ли Coy создал стили "большого и малого красных кулаков" (да хун цюань и сяо хун цюань), разработал технику фехтования с шестом (гунь шу) и систему захватов (циньна), а Бай Юй-фэн создал стиль "пяти зверей" (у цюань) и комплексы специальных дыхательных упражнений (цигун). При династии Мин (1368-1644 гг.) Шаолинь посетил известный по сражениям против Японии генерал Юй Да-ю, который в стенах монастыря существенно обогатил прикладную технику владения шестом. К концу династии Цин (1644-1911 гг.) из-за противодействия императорского двора, феодальной и военной аристократии Шаолинь пришел в упадок. Та же участь постигла и его систему боевых искусств.
До настоящего времени сохранилось лишь немногим более тридцати стилей: большой и малый "красные кулаки" (да хун цюань и сяо хун цюань), "пушечный кулак" (бао цюань), "кулак архата" (лохань цюань), "сливовый кулак" (мэйхуа цюань), "кулак обезьяны" (хоу цюань), "семизвездный кулак" (цисин цюань), "кулак сердца и мысли" (синь и цюань) и др.

Краткая характеристика некоторых шаолиньских школ

От Бодхидхармы монахи, как считает традиция, изучили первый комплекс шаолиньского ушу "18 рук архатов" (архат - последователь Будды, достигший последней, четвертой ступени святости на пути к нирване, полностью освободившийся от земных желаний). Здесь монахи изучали пять обязательных стилей цюаньшу- "Дракона", "Тигра", "Леопарда", "3меи" и "Журавля".

"Школа пяти зверей" (шаолинь у цюань):

По преданию, школа создана шаолиньским наставником Бай Юй-фэном на основе "игры пяти зверей" врача Хуа То, жившего в эпоху "Восточная Хань"(25-220 гг.). Включает в себя традиционные шаолиньскис методы и приемы, подражающие движениям пяти животных: дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля. "Стиль дракона" тренирует сознание (шэнь), "стиль тигра" - кости (гу), "стиль леопарда" - силу (ли), "стиль змеи" - энергию (ци), "стиль журавля" - дух (цзин). В стиле "Дракона" (лун), направленном на пробуждение и развитие жизненной энергии и, прежде всего, на раскрепощение духа, синтезируются движения самых разных животных. Образ дракона в китайской культуре отличался особенной многозначностью и к тому же менялся по мере исторического развития китайской цивилизации. Он возник, вероятно, из слияния нескольких родовых тотемов и первоначально выражал собой единство земных, водяных и небесных тварей, представленных чертами тигра, змеи и птицы. В нем воплощалась идея преемственности и связи природного и человеческого миров в жизненных метаморфозах. В движениях дракона ци должна быть сконцентрирована в Средоточии (даньтянь), все тело пластично. Используются скрученные стойки и неожиданные развороты, стелющиеся движения перемежаются со взрывными прыжковыми ударами. "Пять органов" (сердце и четыре конечности) поддерживают четкую координацию. В процессе исполнения формальных упражнений ци волнами разливается по телу. Движения напоминают попеременно то взмахи крыльев, то удары лап дракона, атакующего с воздуха или обороняющегося на земле. Стиль "Тигра" (ху), предназначенный главным образом для укрепления костей,- наиболее "жесткий" из пяти. Яростные, мощные, резкие движения вызывают в воображении образ свирепого тигра. Ци активно циркулирует по всему телу в бурной смене ударов и уходов, приседаний и подъемов, прыжков и рывков. Из ударов руками чаще используется "лапа тигра" (хучжао); стойки собранные, как у тигра, готовящегося к прыжку".
Стиль "Леопарда" (бао) воплощает упругую силу, которая накапливается и выплескивается в стремительных бросках. Считается, что поясница и конечности у леопарда относительно сильнее, чем у тигра, а мгновенная реакция и проворство делают его самым опасным из четвероногих хищников. Удары руками часто наносятся вторыми суставами фаланг плотно сжатых пальцев - "лапа леопарда" (баоцюань).
Стиль "Журавля" (хэ) направлен на развитие выносливости, равновесия. Укрепляет сухожилия и связки, требует хорошей координации рук и ног, равновесия и гибкости. Основу его составляют широкоамплитудные вращательные "закручивающие" блоки и удары руками, а также мгновенный переход к короткой ударной дистанции (с использованием "короткого крыла журавля").
Для стиля "Змеи" (шэ), характерным является культивирование жизненной энергии ци. "Змея" двигается непрерывно перетекая, преимущественно в низких стойках. Как известно, змея в спокойном состоянии может обвисать, подобно безжизненной веревке. Ее можно обмотать вокруг руки, завязать в узел, поддеть палкой. В то же время, стоит ее рассердить, как она мгновенно "оживает", превращается в стальную пружину - бьет хвостом, прыгает на врага, чтобы поразить его ядом, обвивается и душит. Не имея лап, она, тем не менее, передвигается с удивительной быстротой. Китайцы считают, что это удается змее благодаря ее способности мгновенно переносить ци из одной части тела в другую. Образ Чаншаньской змеи, ставшей символом непобедимости, приведен в известном трактате Сунь цзы: "Когда ее ударяют по голове, она бьет хвостом, когда ее ударяют по хвосту, она бьет головой, когда ее ударяют посередине, она бьет и головой и хвостом". Удары руками по болевым точкам противника часто наносятся концами пальцев.

Школа "тринадцати захватов" (шаолинь шисань чжуа):

Создана также Бай Юй-фэном. Включает в себя разделы: "движения дракона", "изгибы змеи", "взмахи феникса", "ужимки обезьяны", "приседания тигра", "голова леопарда", "брыкание лошади", "клюв журавля", "бодание буйвола", "подвижность зайца", "полет ласточки", "топтание курицы". Некоторые правила: - тело движется как ветер, ноги - как молнии, руки следуют одна за другой, перемещения быстрые и короткие; - голова подпирает небо, источник - в пальцах ног; - плечи опущены, макушка поднята вверх, сердце спокойно, энергия (ци) опускается в область "даньтянь". Основные запреты: - "гусиная" (опущенная) голова; - "окоченевшие" (напряженные и неподвижные) руки; - втянутый живот; - изогнутая поясница. "Сила не победит кулак, кулак не победит работу, работа не победит метод, метод не победит искусство". "Школа пяти форм, восьми способов" (шаолинь усин бафа цюань) Входит в северную ветвь шаолиньских стилей. К "пяти формам" относятся: "кулаки" дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля. К "восьми способам" относятся: внутренняя работа (нэйгун), внешняя работа (вэйгун), работа сознания (инянь), способы движения туловищем, руками и ногами, захваты и броски, перемещения, издавание криков.

"Школа белого журавля" (бай хэ шаолинь цюань):

Относится к южной ветви шаолиньского ушу. Наиболее распространена в провинции Фуцзянь.
Включает в себя разделы: "полет", "пение", "ночлег", "добывание пищи". Кисти и локти имитируют движения крыльев журавля; пальцы рук немного согнуты, подражая когтям птицы. Когда "журавль спокоен", стойки "стройные, как сосна". Движения журавля очень резкие, "сотрясающие горы и разверзающие землю". Во время исполнения комплексов обязательны крики, увеличивающие силу ударов.

"Красный кулак" (шаолинь хун цюань):

Один из базовых шаолиньских стилей. Состоит из малого и большого "красных кулаков". Движения простые и строгие, равное внимание уделяется атаке и защите; в "твердом" присутствует "мягкое", в "мягком" - "твердое". Выполняемые в комплексах атаки и отходы, подъемы и опускания, вращения и наклоны совершаются вдоль одной прямой. Руки постоянно "выпрямлены и не выпрямлены, согнуты и не согнуты". Предпочтение отдается бою на ближней дистанции. Основные требования: устойчивость, готовность к любым действиям, воинственность, скорость, ясность сознания, изменчивость. Наиболее часто применяемой стойкой является высокая стойка "лука". Стойки большого "красного кулака" тоже высокие, движения широкоамплитудные и зрелищные. В малом "красном кулаке" стойки сравнительно ниже и устойчивее, движения короче и быстрее, в основном проводятся приемы открытой ладонью. Из-за своей простоты стиль "красный кулак" является начальным в системе шаолиньских боевых искусств.

"Мягкая школа" (шаолинь жоу цюань):

Относится к "внутренним" шаолиньским стилям, т.н. "шаолиньский тайцзицюань". Движения "мягкой школы" величественные, широкие, постоянно сменяющие друг друга. Временами они то "скользят по морской глади", то "сотрясают небеса", то похожи на "бесцельные прогулки в саду", то на "скачку резвого коня". Основные требования: - сознание управляет движением и дыханием, сердце и мозг пусты и спокойны, энергия (ци) опускается в область "даньтянь"- сначала мысль, затем действие; - из мягкого рождается жесткое; - мягкость, округлость, уравновешенность, заманивание; - двигаться, как свирепый тигр, покоиться, как огромная гора; - снаружи тренировать мышцы и кости, внутри - пять органов. Упражнения "мягкой школы" оказывают благотворное влияние на работу сознания, внутренних органов, костно-мышечной системы человека.

Очень трудно определить, какие стили следует относить к шаолиньским, ибо в разных концах Китая существуют стили, занимающиеся которыми свято уверены, что их стиль продолжает линию Бодхидхармы.
Сейчас к шаолиньским стилям обычно относят стили, практиковавшиеся и практикующиеся в монастыре постоянно и стили, носители традиций которых проживают в настоящее время вне монастыря, но шаолиньское происхождение которых несомненно.

В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства с уверенностью можно отнести следующие: сяо хунцюань (малый хунцюань), дахунцюань (большой хунцюань - 3 комплекса), паоцюань (пушечный кулак), чжаоянцюань (кулак, обращенный к солнцу), мэйхуацюань (кулак сливы мэйхуа), цисинцюанъ, лоханьцюань, тунбицюань (кулак проникающих рук), цзиньганцюань (алмазный кулак), синьиба (захват сердца и мысли) и ряд других.

Шаолиньские стили широко распространены в различных регионах КНР. Некоторые школы шаолиньцюань возникли на Западе, в США, Канаде и других странах мира. В России искусство "шаолиньского бокса" также весьма популярно.
В парные таолу входят: люхэцюань (кулак шести соединений), ухэцюанъ (кулак пяти соединений), "72 приема Цзюэюаня " и другие. Основные виды оружия: шест, копье, широкий меч-дао, прямой меч - цзянь, пернач, крюк тигриной головы, серп для травы, лопата с полумесяцем, девятизвезный хлыст, трехсекционный цеп, кинжал, алебарда - цзи, трезубец.

К смешанным таолу относятся: "голыми руками против широкого меча", "с голыми руками против копья", "с голыми руками против кинжала", "алебарда против копья", "широкий меч против копья", "шест против копья", "серп для травы против копья", "пара широких мечей против копья", "шест высотой до бровей против копья", "костыль против копья", "костыль против шеста высотой до бровей", "девятизвенный хлыст против шеста", "пернач с хлыстом против копья", "цеп против копья" и многие другие.

Особенности шаолиньского ушу:

Свернутый текст

Общие особенности стилей цюаньшу, восходящих к тем, что преподавались в монастырях Шаолинь, заключаются в следующем: простота и отсутствие вычурности, жесткая силовая манера; движения кулаками могут выполняться и по изогнутой траектории, и по прямой, "пустота" и "наполненность" присутствуют в равной степени; движения корпусом выполняются в стороны, вверх, вперед и вниз, с тем, чтобы содействовать лучшей реализации физического усилия; перемещения вперед, вниз, назад, вверх выполняются легко и устойчиво; произвольно вызывается своего рода "вибрация", посредством которой с началом движения рукой усилие возникает, с окончанием движения - доходит до предела; энергия-ци выходит из области даньтянь, движение рукой следует за изданием звука, звук следует за окончанием движения рукой; "тяжелые" движения подобны горе Тайшань, "легкие" - лебяжьему пуху; в заключительной фазе движение подобно притаившейся кошке, начало движения подобно выпущенному на свободу тигру; перемещения вперед и назад, наклоны и повороты выполняются то в одну, то в другую сторону.

В шаолиньском ушу есть методики циньна (болевых захватов, заломов), специальные методы боя на короткой дистанции и множество методов жесткой и мягкой наработки. Специфическая манера шаолиньского ушу состоит в том, что подъемы и опускания, наступления и отступления происходят по одной линии, подъемы поперечные - опускания продольные. Так как шаолиньское ушу утверждалось в боях, считают, что атака и защита должны происходить фронтально или с боковой стороны, незачем тратить силы и ходить кругами. Бытует поговорка: "кулак бьет на пространстве, где может улечься корова". Это означает, что в бою наступления и отступления делаются на два-три шага, поэтому при занятиях шаолиньским ушу не требуется большие площади, не надо и специального оборудования.

В шаолиньском кулачном искусстве требуется согласованная кординация внутренней работы (сердца и мысли, мысли и ци, ци и силы) и внешней (кистей и стоп, локтей и коленей, плеч и бедер). Манера шаолиньских кулачных методов такова: движешься - подобно ветру, стоишь - подобен вбитому гвоздю, тяжел - словно железо, легок - словно листок, защищаешься - словно девственница, нападаешь - как свирепый тигр.

К прикладным методам также относятся правила "внешне свиреп - внутри спокоен", "поднять шум на востоке и атаковать с запада", '"указать вверх и ударить снизу", "пустое и полное используются параллельно", "есть методы для инь, есть методы для ян". Движения мощные и ловкие, смысл глубокий - и выражен просто.

Шаолиньская школа ушу характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность. "Наработка" означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, "кулак бьет тысячу раз, а корпус движется естественно" В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать "один прием на одну позицию", в атаке есть защита, в защите есть атака.

"Соответствие": ци должно двигаться в соответствии с движением, защиты должны согласовываться с атаками, помогая силе и следуя форме, не нужно входить в свое столкновение с надвигающимся приемом, "четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней". "Храбрость" - это решительность. Появилась возможность - и атакуешь без колебаний. "Быстрота" - это скорость. В движении подобен - убегающему зайцу, окидываешь взглядом - будто летящий лебедь.

"Свирепость" означает, что в движениях должна быть сила. "Подлинность" - это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений, прием за приемом, форма за формой. Если не удар - то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.

В стратегии прорабатывают принцип "встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением". В закалке основным методом является "столбовое стояние" (стойка мабу).
"Столбовое стояние" - база шаолиньского кулачного искусства, это один из важнейших способов тренировки силы ног и регулирования дыхания. "Натренировал столбовое стояние - будешь устойчивым, словно гора Тайшань".

http://www.wushu.org/rus/2303.php

0

3

Сложившаяся за последние десятилетия система градаций в китайских боевых искусствах разделяла все существующие стили и школы ушу на "внешние" и "внутренние". Причем, если для "внешних" стилей характерным считается использование мускульной силы и "жесткой" техники, то "внутренним" стилям ушу, как считается, больше отвечает гибкость и "мягкость", а главное - в них делается упор на использование так называемой "внутренней" энергии - ци. Основополагающий термин "Ци" (пневма, жизненная энергия) восходит к ранним даосским системам и каноническим текстам натурфилософии, а также к началам традиционной китайской народной медицины. Исходя из этой схемы наиболее типичными представителями "внешних" стилей являются направления шаолиньского ушу и многочисленные отпочковавшиеся от них школы, в то время как к "внутренним" до недавнего времени относили всего три основных стиля: Тайцзи, Багуа и Синьи.

Несмотря на очевидную ограниченность подобной системы представлений она была повсеместно широко распространена во всем мире с конца 20-х годов нашего века. Однако в последнее время благодаря наметившейся тенденции возрождения традиционного ушу в Китае, выходу сохранившихся клановых и фамильных школ и уцелевших мастеров ушу из подполья, исследования синтоистов и специалистов в этой области внесли в нее существенные дополнения. Так, к "внутренним" стилям некоторые исследователи (в том числе известный мастер традиционного ушу доцент Ханчжоусского университета Цзи Цзянчен) теперь причисляют следующие, малоизвестные на Западе стили: Лио Хо Па Фа, Ши Сан Тайбао, Цзу Ран цюань, Ву Ксин цюань, И цюань, Цзу Мен цюань, "Южный белый журавль", "18 Лохань", а также Бацзи цюань.

Основатель стиля тайцзицюань Сунь - Сунь Лутан отмечал:
"Тайцзи содержит Великую Пустоту, багуа - диалектику изменений, синьи - правильный удар. В основе этого синтеза, таким образом, содержится самозащита без изъяна, а все неправедное терпит поражение. Синьи применяется против физически сильного противника, но недопустимо против слабого.
Багуа приносит свободу всевозможных трансформаций, тайцзи - безраздельную целостность. Следуя синтезу этих систем, приобретаем структуру, лишенную антагонизмов. Объединив в себе эти три системы, достигаешь предельной мягкости.
Держишь руку совершенно как новорожденный младенец и неожиданно и мощно применяешь против соперника.

Хотя и благородно воспитанный человек не ищет случая, где употребить эту отвагу, но при необходимости применит силу, либо произведет изменения без участия силы. К тому же, упражняясь в этом искусстве, не бросаются напролом к уничтожению противника - ведь волевой и гуманный человек воспитывает в себе великодушие. Если обратимся к истории, говорящей о глубокой старине, увидим, что мудрые правители прошлого Яо и Шунь, Юй, Тан, Вэнь и У, по преданию, были безупречно справедливы. В своем пути не домогались превосходства над Поднебесной, но Поднебесная не могла превзойти их.
Это полностью соответствует Принципу излагаемого Учения. Чжуан-цзы утверждал, что "в постижении Дао без искусства не сможешь сделать и одного шага".

http://www.wushu.org/rus/2302.php

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » Внутренние и внешние стили ушу