ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » История » Славянские племена


Славянские племена

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Восточные славяне

бужане • волыняне • вятичи • древляне • дреговичи • дулебы • кривичи • полочане • поляне • радимичи • северяне • словене • тиверцы • уличи • белые хорваты

Западные славяне

бодричи • вагры • варны • висляне • глиняне • доленчане • древане • зличане • кабатки • кашубы • лужичане • лютичи • мораване • полабы • поляне • поморяне • ратари • руяне • слензане • словинцы • укране • хижане • черезпеняне

Южные славяне 

браничевцы • ваюниты • верзиты • драговиты • захлумляне • эзериты • милинги • ринхины • сагудаты • смоляне • струмяне • тимочане • хорутане

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/rus9.gif

0

2

Древнерусские племена

Волыняне; Вятичи; Древляне; Дреговичи; Дулебы; Кривичи; Поляне;Радимичи; Северяне; Словене; Тиверцы; Уличи

0

3

Волыня́не — восточнославянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет. В соответствии с последними, волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

0

4

Вя́тичи — восточнославянский племенной союз, обитавший в VIII-XII веках в бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Липецкой областей). Археологические памятники представлены ромено-борщевской археологической культурой.
Согласно Повести временных лет, вятичи и радимичи были «от рода ляхов», то есть западных славян. Название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, — уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав. «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко… а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи»  Альтернативная гипотеза связывает происхождение этнонима с индоевропейским корнем *ven-t «мокрый, влажный» (праславянское vet). По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья.

В IX — X веках вятичи выплачивали дань Хазарии по щелягу (предположительно, серебряной монете) с сохи. Они жили без князей, общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. О существовании у них городов ничего не известно. В то же время находки многочисленных монетных кладов свидетельствуют об участии племенной верхушки в международной торговле. В 964 и повторно в 966 годах в результате походов князя Святослава вятичи последними среди хазарских данников были переподчинены Киевской Руси. Сын Святослава — Владимир вновь воевал с вятичами и наложил на них дань в 981 году. Они восстали, и в 982 году их пришлось завоёвывать снова. До конца XI века они сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г. Их земля стала территорией Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Предшественниками славянского населения в бассейне верхней Оки были представители сложившейся к III—IV векам мощинской культуры. Такие особенности культуры, как домостроительство, обрядность, керамический материал и украшения, в частности вещи, инкрустированные цветными эмалями, позволяют отнести её носителей к балтоязычному населению. С VIII века начинается заселение верховьев Оки славянским населением, мощинская культура сменяется археологической культурой, которая сопоставляется учеными с роменской и борщевской культурами. Об этом говорят культурные элементы в домостроительстве и керамике, характерные для славян. Считается, что при этом балты не покинули прежних мест расселения, а вступили в культурное взаимодействие с пришедшими славянами. Так, при влиянии представителей мощинской культуры у славян появляется традиция хоронить умерших в курганах, ранее для них не характерная, как и обычай сооружения кольцевых оград. Характерные особенности славянской культуры верхнего Поочья VIII—X веков:

основной тип поселений — селища, площадью от 2,5 до 6 гектаров;
керамика близкая по характеристикам к роменской — лепная посуда (горшки, миски и сковородки), большая часть которой не имеет орнаментов, меньшая имеет орнаментацию, аналогичную роменской.
В верховьях Оки, до впадения в неё Угры, процесс ассимиляции протекал наиболее интенсивно и завершился к XI—XII векам. В XI—XII столетиях курганы указанного региона имеют уже характерный вятичский облик, погребения ориентированы головой к западу, в отличие от балтских, для которых типична ориентировка на восток. Так же славянские погребения отличаются от балтских групповым расположением курганов (до нескольких десятков).

Продвижение вятичей на северо-восток вдоль долин Оки, а затем Москвы происходит, начиная с IX—X веков, об этом говорят открытия нескольких селищ с лепной керамикой в Серпуховском, Каширском и Одинцовском районах Московской области. Нужно отметить, что при этом славянская колонизация не происходит в бассейнах Нары и Протвы. Указанный период характеризуется высокой плотностью славянских курганов с типичными для вятичей семилопастными височными кольцами. Наибольшее число таких захоронений обнаружено в бассейне Москвы.

Территория распространения археологических памятников, относящихся к периоду максимального расселения вятичей (XI—XII века), имеет следующие границы. Юго-западная граница вятичей проходит по водоразделу Оки и Десны. В верховьях Десны и её притоков, а также в бассейнах притоков Оки, Жиздры и Угры, выделяется полоса, где вятичские курганы соседствуют с кривичскими, памятники с находками семилопастных височных колец вятичей соседствуют с находками браслетообразных завязанных височных колец кривичей смоленско-полоцких. Затем граница вятичей проходит вдоль долин Угры и Оки вплоть до впадения Москвы в Оку, минуя бассейны Протвы и Нары. Далее граница расселения вятичей следует на северо-запад вдоль правых притоков до верховьев Москвы-реки (где также встречаются памятники кривичей), а потом поворачивает на восток по направлению к верховьям Клязьмы. При впадении Учи в Клязьму граница поворачивает на юго-восток и идет сначала по левому берегу Москвы, а затем Оки. Крайняя восточная граница распространения семилопастных височных колец — Переяславль-Рязанский. Далее граница распространения вятичей идет к верховьям Оки, включая бассейн Прони. Верхнее течение Оки целиком занято вятичами. Обнаружены также отдельные археологические памятники вятичей на верхнем Дону, на территории современной Липецкой области.

Вятичи долгое время оставались язычниками. В XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский. Над мертвыми вятичи совершали тризну, а затем кремировали, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. Однако, согласно летописным данным, вятичи клали кости умерших в небольшую посудину, которую ставили на столбе при дорогах. Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца. О балтском влиянии на вятичей (через местные племена мощинской культуры) также говорят характерные украшения — шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространённых украшений в восточнославянском мире X-XII вв. Только у двух племен — радимичей и вятичей — они получили относительно широкое распространение. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, неизвестные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах.

Антропологически вятичи из московского региона были близки к северянам: имели длинный череп, узкое, ортогнатное, хорошо профилированное в горизонтальной плоскости лицо и средневыступающий нос с высоким переносьем.  Треть вятичей умирала еще в детском возрасте. Продолжительность жизни у мужчин редко превышала 40 лет, у женщин значительно ниже. Вятичи страдали от кариеса.

0

5

Древля́не (белор. драўлянне) — славянское племя, обитавшее в украинском Полесье (гл. образом в Житомирской и на западе Киевской области). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. Окончательно вошли в состав Киевской Руси при Ольге в 946 году.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Ни археологические раскопки, ни данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой  характеристики. Из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая.
Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень; в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий (Овруч).
По сказанию летописи, в давние времена древляне обижали своих соседей полян; но уже Олег подчинил их Киеву и наложил на них дань. В числе племен, подчинённых Олегу и участвовавших в походе его на греков, упоминаются и древляне; но они покорились не без упорной борьбы. По смерти Олега они сделали было попытку освободиться; князь Игорь победил их и наложил еще большую дань.

В 945 году при попытке киевского князя Игоря собрать повторную дань с древлян те возмутились и убили князя. Вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове Игоря, княгине Ольге, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю. После этого Ольга вместе с малолетним сыном Игоря Святославом пошла войной на древлян, разгромив их. Вдове Игоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение древлян.

Святослав Игоревич посадил в Древлянской земле своего сына, Олега. Владимир Святой, раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава, который был убит Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Древлянская земля входит в состав Киевского княжества.

0

6

Дреговичи́ (белор. дрыгавічы) — восточно-славянский племенной союз, обитавший в IX-XII веке в районе Гомельской, Брестской и Минской областей Белоруссии. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне. Скорее всего название происходит от древнеславянского слова дрегва или дрягва, что значит «болото». При заселении Белоруссии, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение. Под именем другувитов (греч. δρουγουβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь в стороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли в истории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, в X веке. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого. Известны археологические памятники дреговичей IX-X веков: остатки земледельческих поселений, курганы с трупосожжениями и небольшие городища. Наиболее типичным этноопределяющим признаком дреговичей являются крупные металлические бусы, покрытые зернью.

0

7

Дуле́бы (Дули́бы)— союз восточнославянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. Относятся к пражско-корчакской археологической культуре.
В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 участвовали в походе Олега на Царьград. В первом походе, не совсем удачном, союзниками русов и дулебов были арабы. Второй поход совместно с русами и белыми хорватами, закончился подписанием выгодного мира. Под именем бужан и волынян в середине X века вошли в состав Киевской Руси.
Памятники Корчакской культуры, предшественицы культуры Луки-Райковецкой, индентифицируют с культурой славянского объединения племен дулибов, которые считаются предками летописных волынян, древлян, дреговичей, и возможно частично полян.

0

8

Кривичи́  (белор. крывічы́) — группа восточнославянских племен, обитавших в VIII-XII веках на территориях Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии . Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения  (Тушемлинская культура).
По вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две основные точки зрения. Первая связывает их родину с территорией северной Польши (причем утверждается, что сначала кривичи пришли на Псковщину (VI век: Культура псковских длинных курганов) (через Среднее Понеманье), а затем двинулись на юг и заселили Смоленщину и Белоруссию), другая — с карпатским регионом.
Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древненовгородский диалект отождествляется с северокривичским. Не случайно, латыши и по сей день называют русских кривичами (лтш. krievi), а Россию Криевией (лтш. Krievija). Западные кривичи создали Полоцк, северные — Изборск, а южные — Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами. Византийский император Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград.
Считается, что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках (вплоть до конца XVII века).
После образования Киевской Руси кривичи (наряду с вятичами) приняли активное участие в колонизации восточных земель (современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская и Ярославская области, север Московской, а также Вологодчина) где ассимилировали местные финские племена дьяковской культуры.
Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Отличительной чертой погребений кривичей являются длинные курганы — валообразные земляные насыпи. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья. Наземное устройство жилых и хозяйственных построек кривичей (равно как словен новгородских) напоминает славянские археологические памятники лесной полосы Польши. Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки).

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/Slav-7-8-obrez.png/544px-Slav-7-8-obrez.png

0

9

Полоча́не — восточнославянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того, летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей. Их владения граничили со следующими племенами:

на юго-востоке — смоленские кривичи
на севере и востоке — изборские кривичи и словене
на западе — литовские племена
на юге — дреговичи
Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

0

10

Поля́не (поли) — название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу.
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.
Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху». Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было. Это описание явно приукрашено Нестором, монахом Киево-Печёрской лавры.
Летописная история застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.
Об обширности торговых связей полян и их контактах с другими народами существуют различные теории. Академик Пётр Толочко по монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке — прекратилась же во время усобиц удельных князей. Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее X века — то есть уже после установления в Киеве варяжской власти — и в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматические исследования В. Л. Янина.
Само происхождение полян остается неясным, т.к. территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI-VII векахкорчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой, распространенной на левом берегу Днепра. В VII веке племенные союзы дулебов и антов распались под ударами аваров. По-видимому, это способствовало сближению антов и дулебов, проживавших на правом берегу Днепра, при одновременном обособлении как от древлян и дреговичей, ранее входивших в союз дулебов, так и от уличей и тиверцев, входивших в союз антов. Такой ход событий подтверждается как упоминанием в ПВЛ о притеснении дулебов обрами (аварами), так и легендой о братьях Кие, Щеке и Хориве, из которых Щек или Чех ассоциируется с легендарным прародителем чехов (на западе владения дулебов простирались до современной Чехии), а имя Хорива, как и наименование хорватов, указывает на культ Хорса, бога антов.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской («польской») земли был Киев; другие её населённые пункты — Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
После захвата власти варягом Олегом земля полян с городом Киевом стала новым центром владений Рюриковичей с 882. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце X века, именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

0

11

Ради́мичи — наименование союза племен западнославянского происхождения ("от рода ляхов", как гласит летопись ПВЛ), поселившихся в междуречье верхнего Днепра и реки Сож (Гомельская и Брянская область).
Родственны вятичам. На севере граничили с землями кривичей. По распространённой версии, название происходит от имени Радима, во главе с которыми радимичи пришли с пропольских (ляшских) земель. Предшественниками радимичей были носители колочинской культуры. О балтском (юхновском) происхождении радимичей также говорят характерные украшения - шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-XII вв. Только у двух племен - радимичей и вятичей - они получили относительно широкое распространение. Анализ радимичских шейных гривен показывает, что прототипы многих из них находятся в балтских древностях, а обычай широкого употребления их обусловлен включением в этногенез этого племени балтских аборигенов.
Археологические исследования подтверждают, что радимичи завершили славянизацию восточно-балтского населения в условиях формирования Киевской Руси. Радимичи послужили ядром для образования белорусской народности.
Занимались земледелием и животноводством, ремёслами (железо- и деревообрабатывающие, ювелирное, гончарное, кожевенное), охотой, рыболовством, пчеловодством, прядением, ткачеством.
Наиболее исследованы их археологические памятники -курганные могильники- 10-12 вв. Абидовичи, Ветачка, Вишанька, Гадилавичи, Каласы, Мадора, Нисимкавичи, Ходасавичи, Эсьмоны и др. Погребальные обряды- трупосожжение(8-10в),с конца 10 до начала 12в.- трупоположение на горизонте, в подкурганной яме; характерная особенность- существование пепельно-угольного пласта в форме "огненного круга", в центр которого и клали умершего. Среди погребального инвентаря много украшений, предметов быта, реже встречаются хозяйственные приспособления. Для мужских захоронений характерны поясные кольца, др. детали поясного набора, редко оружие. Характерные племенные особенности радимичей:бронзовые или серебряные височные кольца (7-лучевые и 7-лапчатые), биэлипсоидные, язычковые, петлистые и гроздевые подвески, пластинистые гривны. В женском костюме сочетались 7-лучевые и перстне подобные височные кольца, звёздоподобные пряжки, мелкий бисер, золото-стеклянные бусы и подвески, которые символизировали небесные светила. Находки из курганов радимичей исследователи делят на 22 категории: предметы труда, около 15 категорий украшений, предметы хозяйственного использования, быта, конской збруи, оружие, игрушки, посуда. Найдены монеты, которые радимичи использовали как подвески в монистах: дирхемы( Ботвиново, Чабатовичи), серебряники Владимира 10в. с ушками (Вотня), брактеаты (Гадилавичи).
В конце 1 тыс. н. э. радимичи находились на стадии формирования классовых отношений, управляли ими князья, старейшины. В IX веке платили дань Хазарскому каганату, но уже в 885 присоединены князем Олегом к Киевской Руси. В 907 г. в составе его войска радимичи участвовали в походе на Византию. В начале 970-х гг. вышли из-под власти киевских князей, в 984 г. были разбиты на реке Песчань (возле Славгорода)или возле Гомеля воеводой князя Владимира Святославовича Волчьим Хвостом, и их земли закрепились в составе Киевской Руси. С XI века территория радимичей в Черниговском княжестве, с начала XII — её южная часть под властью Смоленска. К XII веку относятся письменные сведения о городах радимичей — Кричев (Кречют, 1136), Славгород(Прапошаск, 1136), Гомель(Гомий, 1142), Рогачёв (1142),Чечерск (1159). Крупнейшим городом был Гомель,Последнее упомнинание о радимичах в летописи около 1169 года.

0

12

Северя́не (севера) — восточно-славянский племенной союз, населявших территории Черниговской, Сумской и Курской областей в VIII — начале IX вв. В археологии отождествляется с роменско-борщевской культурой.
Происхождение названия севера до конца не выяснено. Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение сарматского племени савиров. История знает много примеров того, как завоеватели растворялись в местном населении, сохраняя свой этноним: франки среди галло-римлян, болгары среди славян. В. В. Седов настаивает на скифско-сарматском происхождении названия, возводя к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северы — Чернигов. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера не было наиболее северным из славянских племён. С другой стороны, если учесть данные о том что славяне северной Руси — большей части современной России и Белоруссии, а именно ильменские словене, вятичи, кривичи, радимичи, псковские кривичи — пришли на свои новые территории с запада (вятичи, радимичи, кривичи — «от Ляхов», в соответствие с древними летописями, а словене ильменские и псковские кривичи имеют массу общих черт со славянами Поморья и современной Полабской Германии) — то есть являются выходцами из венедов, тогда получается, что северяне, до миграции на территорию современной России и Белоруссии этих новых славянских племен с запада, являлись самой восточной и одновременно самой северной оконечностью антов. И таким образом, версия о происхождение их имени от слова север может быть вполне оправданной.
Соседними племенами северян были вятичи на востоке, радимичи на севере, древляне и поляне на западе. К югу от северян не существовало устойчивых границ и постоянных соседей, и ареал северян в некоторые периоды доходил до Северского Донца.
От названия данного племени произошло название региона Северщина, Северская Украина и употреблявшийся еще в XVII—XVIII веках термин севрюки. Древнейшим и наиболее важным центром Северской земли был Чернигов. Впоследствии возникли Путивль, Курск и Новгород-Северский.
Существование племенного объединения северян как политической единицы прослеживается от VIII до XI века. В VIII и IX веках они вынуждены были платить дань хазарам, позже (882) были подчинены Олегом и были одним из основных племён, составивших Киевскую Русь. В 907 приняли участие в походе Олега на Царьград. Позже на их территории возникло Черниговское княжество.
Последним упоминанием о северянах было летописное сообщение от 1024 года. Потомки северян вошли в состав русского и украинского народов.
В ходе археологических исследований обнаружены остатки многочисленных сельских поселений VIII—X веков. Северяне строили линии укрепленных (окруженных частоколом, рвами и валами) городищ для прикрытия славянских земель от кочевников по рекам Псёл и Сейм. Жилищами северян были полуземлянки, углубленные в землю на 0,5-1,6 м. В жилище вели вырезанные в грунте ступеньки, нередко укрепленные деревом, в одном из углов размещалась печь. Пол жилища тщательно утрамбовывали, промазывали глиной или застилали досками.
Основными занятиями северян были земледелие, скотоводство и различные ремёсла.
Умерших сжигали и хоронили в курганах.

0

13

Слове́не (и́льменские словене) — восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли.

0

14

Ти́верцы — восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Тиверцы впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточнославянскими племенами IX века: «…улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне…».
Основным занятием тиверцев было земледелие. На западе их ареал граничил с землями скотоводческого романоязычного населения (см. валахи), на востоке — с так называемым Диким полем, которое всё больше наводняют кочевники тюрского и монгольского происхождения. Тиверцы принимали активное участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси. После усиления феодальной раздробленности Руси к 12 веку тиверцам всё тяжелее защищать регион своего проживания от набегов печенегов и половцев. В результате основная их масса отходит к северу, где постепенно смешались с соседними славянскими племенами. В междуречье Днестра и Прута, вероятно, сохраняются остатки нескольких групп славянских поселений и городищ (Алчедар, Екимауцы, Царевка, Рудь и др.), которые связываются с летописными тиверцами. Городища — почти круглой формы укрепления диаметром около 80 метров, окружённые рвами глубиной около 4 метров и высокими валами. В городищах собрано множество предметов, идентичных с распространёнными среди жителей Киевской Руси, а частью явно завезённых из Киева.
В XIII—XIV веках остатки тиверцев сливаются с христианским полукочевым населением романского происхождения, но оставляют в его быте, языке и культуре заметные следы. Таким образом, потомками тиверцев появляются молдаване. Археологическими раскопками исследованы укрепления, жилища, мастерские ремесленников и т. п. К северу, потомки тиверцев предположительно стали через несколько сот лет частью украинского народа, а их крайняя западная часть (Молдавия, Буковина) постепенно романизировалась.

0

15

У́личи — восточнославянское племя, населявшее в период VIII—X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря. В разных летописях их имя читается по-разному — уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане. В «Повести временных лет» сказано, что «…улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне…».
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

0

16

Белые хорва́ты — восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан.
Этноним «белохорваты» встречается у Константина Багрянородного, который дал описание жизни и истории хорватов. Энтоним «белые хорваты» известен в «Повести временных лет»: «А се ти же словени: хорвате бели и серьб и хорутане». Обычно исследователи называют «белыми» восточноевропейских хорватов, на что ни летопись, ни Константин Багрянородный не дают серьёзных оснований. «Белыми» назывались именно западнославянские (чешские) хорваты.
Данных о восточнославянских (прикарпатских) хорватах почти нет. «Повесть временных лет» даёт некоторые события из истории прикарпатских хорватов, но только для Х в. О более ранних веках известно только из материалов археологии.
Археологические материалы также не многочисленны. Раскопки на даной территории начались ещё в 70-80-х годах XIX столетия. Они проводились Адамом Киркором, Б. Янушем, Исидором Коперницким, В. Пшибиславским, позднее Годфридом Оссовским, В. Деметорикевичем, П. Гадачеком. Позднее раскопки продолжали польские и украинские археологи: В. Антоневич, Я. Пастернак, Ю. Костшевский, Т. Сулимирский) и др., А. А. Ратич. А. А. Ратичем была составлена интереснейшая сводка археологических памятников Западной Украины, в том числе и областей, принадлежавших некогда хорватам. Впервые мысль о принадлежности ряда погребальных памятников Западной Украины хорватам высказал Е. И. Тимофеев. Это положение было подтверждено Б. А. Тимощуком, исследовавшем не только могильники, но и поселения в Северной Буковине. Курганы данного района стали известны благодаря раскопкам С. И. Пеняк и И. П. Русановой.
Несмотря на значительное количество проведённых раскопок, археологические материалы, связанные с хорватами недостаточно выразительны и определённы, Они представлены прежде всего захоронениями (подплитными и бесплитными, изредка — курганами), содержащими в основном трупоположения с западной ориентировкой. Захоронения почти всегда одиночны и как правило со скромным инвентарём. Для хорватов были характерны перстнеобразные кольца с заходящими или завёрнутыми в обратном направлении концами. Иногда в могилах встречаются изделия ремесла.
Можно с большей долей вероятности полагать, что хорваты были аналогичны другим группам славян, упоминаемым в «Повести временных лет»: полянам, древлянам, уличам, словенам, радимичам и т. д. Следует вероятно принять взгляд на них как на племенные союзы, обладавшие политическим и в известной мере этническим единством. Для управления этими союзами возникают первые города — политико-административные и сакральные центры.
В 907 году, согласно «Повести временных лет», хорваты приняли участие в походе Олега на Царьград. Факт вхождения хорватов в русское государства на основании этого похода остаётся спорным.
Во второй половине Х века, спасаясь от натиска печенегов в Верхнее Поднестровье, принадлежавшее хорватам переселяется часть уличей и тиверцев.
С уверенностью можно говорить о подчинении хорватов Руси после похода Владимира в 992. Как сообщает В. Н. Татищева в ходе похода 992 г. Владимиром был основан город Владимир-Волынский, что подтверждается археологическими материалами.
С Х века, после подчинения Киеву хорваты наряду с другими славянскими и неславянскими племенами интегрируются в состав формирующейся древнерусской народности.

все материалы взяты из Википедии — свободной энциклопедии  http://kolobok.us/smiles/madhouse/mail1.gif

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » История » Славянские племена